Алёна Александровна Мананникова
Программа театрального кружка «Антошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Представлена авторская разработка «Программа театрального кружка «Антошка» на участие в конкурсе «Педагог года в дошкольном образовании»
Программа театрального кружка «Антошка».
Публикация «Программа театрального кружка „Антошка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Аннотация: В данной программе отражен новый подход к организации, содержанию и методам работы в театральном кружке. Особое внимание уделено социально-личностному и художественно-эстетическому развитию детей в театрализованной деятельности, которая представлена по двум направлениям: для педагогов и родителей.
В нашем дошкольном учреждении «Весёлые человечки» (МБДОУ «Детский сад № 412 г. Челябинска») коллектив объединен едиными целями и задачами и имеет благоприятный психологический микроклимат. Хочется отметить, что для создания развивающей среды в штатном расписании предусмотрены: музыкальный руководитель, учитель-логопед, психолог.
Одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является кружковая работа, которая способствует решению следующих задач: развитие детской фантазии, воображения, всех видов памяти, всех видов творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) и многое другое.
Кружковая работа проводится педагогами ДОУ под руководством старших воспитателей с привлечением педагогов дополнительного образования для реализации воспитательных задач, и корректировке действий всех педагогов, помогающих в их решении.
Программа театрального кружка «Антошка».
Пояснительная записка.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой, хореографией и т. д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т. д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.
Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих программ, является то, что, весь год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня. Раздел «Основы драматизации» реализуется после освоения основ театральной азбуки, актерского мастерства. В процессе обучения у детей происходит ознакомление и формирование театральных навыков, которые впоследствии закрепляются и совершенствуются.
Программа реализуется в театральном кружке «Антошка», где обучаются дети 6-7 летнего возраста. Данная программа рассчитана на один год обучения.
В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль только как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Старший дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д.
Для осуществлений этих целей театр располагает большими возможностями. Старшие дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые артистами или куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности.
Но самое яркое отражение спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Цель программы :
- развитие интереса детей к сценическому искусству, выявление творческих способностей;
- создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности;
- развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства;
- обучение навыкам вокального исполнительства и актерского мастерства.
Для педагогов.
Задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- ознакомить детей с различными видами театров : использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;
- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декораций к будущему спектаклю;
- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;
- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;
- учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов;
- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);
- воспитывать любовь к театру;
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Для родителей.
Задачи:
- обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;
- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. ;
- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»;
- по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях;
- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т. п. ;
- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
Программа дополнительного образования осуществляется с учётом интеграции образовательных областей, что соответствует ФГОС ДО к основной образовательной программе ДОУ.
В процессе работы обеспечивается интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» : развитие способности постигать художественные образы созданные средствами театральной выразительности; развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; формирование представлений об обращении с предметами в быту. Совершенствование умений детей создавать декорации и элементы костюмов.
«Речевое развитие» : приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Художественно-эстетическое развитие» : развитие детского творчества; музыкально- художественной деятельности.
«Познавательное развитие» : формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Физическое развитие» : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
В конце года все руководители кружков проводят диагностику знаний, умений и навыков, полученных детьми в рамках кружковой работы, организуют выставки детских работ, открытые просмотры занятий кружка или готовят мероприятие (развлечение, досуг, праздник и т. д.).