Лилия Батина
Рабочая программа театрального кружка «Сказочный мир» (для детей 5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Анцирский детский сад»
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий
МБДОУ «Анцирский детский сад»
Л. В. Порватова ___
от «___» ___ 2015г.
Рабочая программа театрального кружка
«Сказочный мир»
Возраст детей : 5 – 7 лет
2015 – 2016 учебный год.
Воспитатель:
Батина Лилия Александровна
Содержание
Публикация «Рабочая программа театрального кружка „Сказочный мир“ (для детей 5–7 лет)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Пояснительная записка ….3
Цель и задачи программы…. 4
Основные направления программы …. 5
Формы работы с детьми….6
Режим работы кружка…6
Календарно-тематическое планирование….6
Интеграция образовательных областей….11
Планируемые результаты к концу года….11
Форма отчетности…12
Оборудование…. 12
Работа с родителями…13
Литература …. 13
Пояснительная записка
Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5 – 7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Цель программы – развитие способностей детей средствами театрального искусства; приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
Задачи программы :
1. Воспитание гуманных чувств детей :
• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
• формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
• развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
• Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
• закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
• развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
3. Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству :
• Последовательно знакомить детей с различными видами театра;
• Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
• Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;
• Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
• Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;
• Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Основные направления программы :
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творчесая деятельность. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями, расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве :
o Что такое театр, театральное искусство;
o Какие представления бывают в театре;
o Кто такие актеры;
o Какие превращения происходят на сцене;
o Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Режим работы кружка
День недели Время в режиме дня
Пятница 16.30- 17.55
Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 мин.
Рабочая программа рассчитана на 36 часов.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п дата Тема занятия Базовая
программа Компонент ДОУ
1. 04.09.15. Вводное Первое посещение кружка
2. 11.09.15. Знакомство с театром
- Что такое театр?
- Виды театров.
- С чего начинается театр.
Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.
Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса.
3. 18.09.15. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды.
Знакомство с русскими народными костюмами
4. 25.09.15. Кто работает в театре. «Закулисье».
Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.
Беседа, просмотр видео- ролика. Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.
5. 02.10.15. Экскурсия в кукольный театр
Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.
Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты.
По возможности заглянуть за кулисы. Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
6. 09.10.15. «Игры с бабушкой Забавушкой», Игра «Пойми меня» Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». Отгадывание загадок. Беседа. Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
7. 16.10.15. «Колобок не тот, а другой» Отгадывание загадок, с изображением их героев. Показ и рассказывание сказки воспитателем, затем детьми. Этюды на выразительность передачи образов (изображение с помощью мимики, жестов).
8. 23.10.15. «Косой хвастался, смеялся, чуть лисе он не попался»
Отгадывание загадок на содержание сказки. Этюды на выразительность передачи образа.
9. 30.10.15. «Колобок – наш колобок, колобок – колючий бок» Драматизация сказки «Колобок – колючий бок»
10. 06.11.15. «Очень жить на свете туго без подруги и без друга» Беседа о друзьях. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». Игра «Скажи о друге ласковое слово».
11. 13.11.15. «Зайца съела бы лиса, если б не его друзья»
Мимика Рассказывание сказки детьми «Лучшие друзья».
Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;
скороговорки;
игра «Успокой куклу»;
игра имитация «Друзья»;
отгадываем загадки Развитие мимики;
раскрепощение через игровую деятельность;
12. 20.11.15. Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья» Драматизация сказки «Лучшие друзья».
Мимические этюды у зеркала (упражнения на выразительность движений).
13. 27.11.15. «Вот как я умею»
Игра «Что я умею». Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею». Отгадывание загадок. Веселый танец. Игра-имитация «Догадайтесь, о ком я говорю».
14. 04.12.15. Пантомима. Новогодние сказки.
Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
пальчиковые игры;
этюд «Снежинка» Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость. Создаем предпраздничное настроение.
15. 11.12.15. Мимика и жесты
«В лесу родилась Ёлочка»
Артикуляционная гимнастика;
игра «Дует ветер»;
пальчиковые игры;
игра «Волк и елка»;
игра «Солнечный зайчик»;
упражнения на тренировку памяти;
этюд «В лесу родилась Ёлочка» Развиваем воображение;
учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.
16. 18.12.15. Новогодние приключения
Инсценировка песни «В лесу родилась Ёлочка» Развиваем способности передавать эмоциональное состояние. Создаем предпраздничное настроение.
17. 15.01.16. Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») Совместная деятельность детей и родителей. Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;
18. 22.01.16.
Слух и чувство ритма.
«Дайте срок, построим теремок»
Артикуляционная гимнастика;
игра «Лиса и волк»;
игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;
отгадываем загадки;
этюд «Теремок»;
игры- диалоги;
игра «Чудесные превращения»Отгадывание загадок по сказке. Имитационные упражнения под музыку. Веселый танец. Развитие слуха и чувства ритма у детей
Рассматривать национальный украинский костюм, чем отличие и сходство с русским.
Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка
19. 29.01.16. «Ох, красивый теремок, очень, очень он высок»
«Игровой урок» Драматизация сказки «Теремок» Этюды на выразительность движений. Показ сказки «Теремок» родителям своей группы
Этюды на выразительность основных эмоций.
20. 05.02.16. Театральные игры
Артикуляционная гимнастика;
«Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Я положил в мешок.»
«Тень»
«Внимательные звери»
«Веселые обезъянки»
«Угадай что я делаю» Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
21. 12.02.16. «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка». Пантомимические этюды. Обогатить словарь: ледяная, лубяная.
Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».
22. 19.02.16. «Кто зайчишке бы помог?» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя. Показ сказки «Заюшкина избушка» малышам.
23. 26.02.16. Сценическая пластика
«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?»
Артикуляционная гимнастика;
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Котята»; Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?». Развиваем умение передавать через движения тела характер животных
24. 04.03.16. «Щенок спал около дивана, вдруг услышал рядом «мяу»»
Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» детьми с помощью воспитателя. Пантомимическая игра
этюд «Мяу» Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)
25. 11.03.16. «Только «мяу» где сыскать?» Пантомимическая игра «Угадай, кого встретил щенок?»
«Угадай, кто сказал?». Упражнение в интонировании диалогов.
Развиваем умение передавать через движения тела характер животных.
26. 18.03.16. Чувства, эмоции Артикуляционная гимнастика;
Упражнения на тренировку памяти;
Игра «Заря»;
этюд «Отряхнем руки»;
пальчиковые игры
этюд «любимая игрушка»;
игра «Кошка и скворушки»;
игра «Почта»;
этюд «Кривое зеркало» Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими
27. 25.03.16. «Невоспитанный мышонок один остался, без
друзей» Чтение стихотворения «Добрые слова». Игра «Назови вежливое слово». Рассказывание сказки «Сказка о невоспитанном мышонке». Проблемная ситуация. Беседа по содержанию сказки. Работа над выразительностью исполнения (выразительности эмоции грусти и радости)
28. 01.04.16. «Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался» Рассказывание детьми сказки «Сказка о невоспитанном мышонке». Проблемная ситуация. Подготовка к драматизации.
29. 08.04.16. «Сказка о невоспитанном мышонке»
«Сказка об умном мышонке»
Игра на интонирование вежливых слов. Драматизация сказки детьми.
Показ сказки мамам Игра на интонировании вежливых слов (здравствуйте, до свидания, спасибо, извините, радостно, приветливо, небрежно, угрюмо, уверенно, вежливо.)
30.
31.
32.
33.
34.
35. 15.04.16.
22.04.16.
29.04.16.
06.05.16.
13.05.16.
20.05.16. Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
Артикуляционная гимнастика.
Разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей
36.
27.05.16.
Театрализованное представление
Показ спектакля родителям. Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.
Интеграция образовательных областей
«Художественно-эстетическое развитие», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности. Дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
«Познавательное развитие», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Речевое развитие» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
«Физическое развитие» использование подвижных-сюжетных игр, используются здоровьесберегающие технологии.
«Социально-коммуникативные» использование дидактических игр.
Планируемые результаты к концу года
Старшая группа:
• дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
• показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
• произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
• выразительно читают стихотворный текст;
• передают образ героя характерными движениями;
• действуют на сцене в коллективе;
• держатся уверенно перед аудиторией.
Подготовительная к школе группа:
• объясняют необходимость занятий по исправлению речевых недостатков, опираясь на внутренний мотив;
• называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
• хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
• показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
• сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
• выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
• четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
• произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
• показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
• действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
• двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
• создают пластические импровизации под музыку различного характера;
• умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.
Форма отчетности
Спектакль в конце года.
Оборудование
1. Театральная ширма
2. Разные виды кукольных театров :
- пальчиковый
- би-ба-бо (перчаточный)
- фланелёграф
- магнитный
- масочный
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы
Работа с родителями
1. Сентябрь:
Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник». Анкетирование, памятки, папка- передвижка.
2. Декабрь, Февраль:
Помощь детям при участии в конкурсах.
3. Март:
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.
4. Апрель:
Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.
Помощь в организации похода в кукольный театр.
Список литературы
1. Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. :2011г.
2. И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. :2012г.
3. И. А. Лыкова «Театр на пальчиках» М. 2012г.
4. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М. :2012г.
5. О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. :2010г.
6. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2011г.
7. Л. Е. Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
8. И. Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М. 1997г.
9. Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М. :2012г.
10. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. :2013г.
12. Алянский Ю. «Азбука театра» М. :2014г.
13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. : АРКТИ, 2013.
14. : Е. В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. :2009г.
15. Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М. :2012
16. А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
17. Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.
18. Г. В. Генов «Театр для малышей» М. 2013г.