Марина Николаевна Иванова
Рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» для обучающихся с РАС в 3 классе
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, ТМНР и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: на основе создания оптимальных условия познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Публикация «Рабочая программа по курсу „Сенсорное развитие“ для обучающихся с РАС в 3 классе» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Общая характеристика учебного предмета:
Задачи и направления реализуемые в рамках рабочей программы :
формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
формирование пространственно-временных ориентировок;
коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
развитие слухового восприятия;
исправление недостатков моторики;
коррекция зрительно-моторной координации;
обогащение словарного запаса детей;
Описание места коррекционного курса «Сенсорное развитие» в учебном плане:
На изучение курса отведено 35 часов, 1 час в неделю, 35 учебных недель.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные планируемые результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений, неспецифических жестов.
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
- Использование доступных жестов для передачи сообщения.
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный, невербальный и жестовый материал в коммуникативных ситуациях.
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся :
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Планируемые результаты коррекционной работы :
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т. д. ;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- понимает язык эмоций;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
-умеет соотносить и знает цвета;
-имеет представление о величине и форме предметов;
-имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;
-имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;
-имеет представление о разнообразии тактильных ощущений.
Категория детей с РАС, которым может быть рекомендовано обучение по варианту 8.4. крайне неоднородна – от детей с РАС с умеренной умственной отсталостью, использующих речь, владеющих навыками самообслуживания, до непередвигающихся самостоятельно, неговорящих детей с РАС, имеющих ТМНР. В связи с этим в программе предусмотрено условное деление детей на две группы, что отражено в календарно-тематическом плане при определении планируемых результатов.
Содержание курса
Раздел «Развитие моторики» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета, но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3, составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».
По каждому разделу предусмотрено усложнение и увеличение объема сведений. В основе лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка.
Содержание программы
№ Наименование разделов, тем программы Кол-часов
1 Развитие моторных навыков, слухового восприятия, обонятельных ощущений. Эмоциональное восприятие.
1.1 В мире звуков (знакомство с окружающими звуками, звучанием различных предметов) 2
1.2 В мире запахов (исследование различных запахов) 1
1.3 Игры с прищепками (учимся прикреплять прищепки, прикреплять с их помощью недостающие детали к фигурам) 2
1.4 Мое настроение (учимся понимать эмоции «Я злюсь…», «Я радуюсь…») 1
1 Развитие моторных навыков, зрительного восприятия, вкусовых ощущений. Эмоциональное восприятие.
1.1 Цветик-семицветик (смешивание красок, игры с разноцветной водой) 2
1.2 Покажи настроение (учимся с помощью жестов, мимики показывать свои эмоции, настроение и определять их) 1
1.3 Игры с песком, фасолью, с мозаикой, кубиками 2
1.4 Угощение для куклы (исследование вкусов горький, солёный, сладкий) 1
1 Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций
1.1 Поиск волшебных предметов (в коробке с фасолью ищем разные по форме и размеру фигуры) 1
1.2 Волшебный мешок (открываем «волшебный мешок» и достаём разные по звучанию предметы) 1
1.3 Игры с кубиками (собираем кубики в ряд, колонну, строим пирамиду) 1
1.4 Представление о величине (выкладываем фасолью, пуговицами по контуру разные по величине изображения; сравниваем различные по величине предметы) 1
1 Развитие моторной сферы, вкусовых ощущений; представление о величине предметов
1.1 Пуговка (застёгиваем и расстёгиваем пуговицы на тряпичных фигурах) 2
1.3 Строим дом (выкладываем деревянные кубики, строим из них башни) 1
1.4 Повторяй за мной движения (учимся повторять позу, держать тело в определённой позе) 1
1.5 Представление о размере (выбираем из нескольких один наименьший предмет, затем наибольший) 1
1 Развитие моторных навыков; развитие слуха и цветовосприятия.
1.1 Подарки для Кати (учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету, предметы) 1
1.2 Повторяй за мной (учимся держать позу, повторять движения) 2
1.3 Цветик-семицветик (учимся находить одинаковые по цвету предметы) 1
1.4 В мире звуков (учимся находить одинаковые по звуку предметы) 2
1.5 Морское приключение (отыскиваем руками предметы разной формы, спрятанные в тазике с подкрашенной водой) 1
1 Развитие моторной сферы; развитие слуха и тактильных ощущений
1.1 Игры с прищепками (снимаем и прикрепляем прищепки) 1
1.2 Волшебная коробочка (ищем в коробке разные по форме, затем разные по размеру предметы) 2
1.3 Шнуровочка (учимся выполнять шнуровку) 2
1.4 Ладошки (исследуем разные по тактильным ощущениям предметы мягкий, твёрдый, жидкий) 1
1.5 Громкие и тихие звуки (определяем громкие и тихие звуки) 1
Всего часов: 35
Материально-технические средства для реализации программы
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учё том следующих требований:
-обеспечение природосообразности обучения школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
-создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитаниямладших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т. п.);
-создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр., а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)
• Комарова С. В. Устная речь. 1 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С. В. Комарова. – М. : Просвещение, 2011. – 95с.
• Гаврина С. Е. 30 занятий для успешной подготовки к школе. 6 лет. Рабочая тетрадь дошкольника. Киров. ООО «Издательский дом – Вятка»
• Тематический словарь в картинках. Азбука действий: Кто что делает? М. : Школьная Пресса,2009. – 56с. сост. Н. Л. Шестерина.
• Развитие речи. 2 класс : конспекты уроков/ авт. - сост. Е. М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 169с.
• Соколова О. С. Путешествие в сказку: учебно -методический комплекс. В2 ч. Ч. 1., Ч. 2./ О. С. Соколова, под ред. Е. Ю. Головинской. Самара: Совр. образоват. технологии; М:ТИД «Русское слово – РС»,2010.
• Казакова О. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. /О. В. Казакова, Н. А. Сбоева. – М. : «Вако», 2004.
• От осени до лета/ сост. Л. А. Владимирская. Волгоград: Учитель, 2006.
• Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. – М. :Айрис –пресс, 2010.
• Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы/ Т. И. Подрезова. – М. :Айрис –пресс, 2010.
• Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы/ Т. И. Подрезова. – М. :Айрис –пресс, 2008.
• Развитие речи. 2 класс : конспекты уроков / авт. сост. Е. М. Матвеева. –Волгоград.
• Шинкарчук С. А. Правила безопасности дома и на улице. /ШинкарчукС. А. СПб. :Издательский Дом «Литера», 2008.
• Шорыгина,Т. А. Какие месяцы в году?/ Т. А. Шорыгина. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2009.
- Демонстрационные материалы (Д. М.) «Насекомые», «Птицы», «Деревья», «Рыбы морские и пресноводные», «Инструменты», «Тело человека», «Город. Улица. Дом. Квартира. Мебель», «Времена года», «Фрукты. Овощи. Ягоды. Грибы»
-Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв»
-Набор печатных букв, слогов, слов, предложений
-Касса букв и сочетаний
-Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения
-Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой
-Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям
-Настольные развивающие игры, лото, викторины.
Технические средства обучения
-Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.