Ивлева Марина Валерьевна
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим для обучающихся дошкольников в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. НОВОКУЗНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 41»
654027, Россия, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Cуворова., №1, тел: 8(3843) 74-49-13 E-mail : detsad-41@mail.ru
Принята на Утверждаю
педагогическом совете заведующий МК ДОУ «Детский сад № 41»
Протокол № ___ Г. К. Белая
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим
Публикация «Рабочая программа по ознакомлению с окружающим для обучающихся дошкольников в группе раннего возраста» размещена в разделах
для обучающихся дошкольников в группе раннего возраста
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Новокузнецкий округ,2019
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка….
Раздел 2. Календарно-тематическое планирование….
Раздел 3. Учебно-методический комплекс…
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим (далее – Программа) входит в содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования МК ДОУ «Детский сад № 41», разработанной с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (проект) и охватывает следующие образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Работа с воспитанниками по Программе направлена на развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира
В группе раннего возраста Программой предусматривается психолого-педагогическая работа :
• вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения : игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства;
• побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п., подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару, группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов;
• способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.
• способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.);
• напоминать детям название города (поселка, в котором они живут. Вызывать интерес к труду близких взрослых. Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Рассказать, что взрослые проявляют трудолюбие, оно помогает им успешно выполнить трудовые действия. Знакомить детей с доступными явлениями природы;
• учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их;
• вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, подкармливать птиц;
• учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.);
• помогать детям замечать красоту природы в разное время года;
• воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с другими
образовательными областями:
1. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия
ребенка с взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, формирования
готовности к совместной деятельности со сверстниками.
2. Речевое развитие: владению речь как средством общения и культуры.
3. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия.
4. Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Тип Программы : программа дошкольного образования
Статус Программы : рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром
Форма деятельности: организованная образовательная деятельность (далее ООД)
Режим деятельности:
Категория Срок освоения Объем времени (ч)
Неделя Месяц Год
Дети 2-3 лет 1 год 1 4 29ч
Методы педагогической диагностики (мониторинга) : наблюдение, беседа, создание специальных ситуаций, игра (2 раза в год – октябрь, май)
Характеристика возможных достижений ребенка:
К концу года дети могут:
• Называть свое имя, имена членов своей семьи
• Называет предметы ближайшего окружения
• Узнает и называет игрушки, некоторых домашних животных, некоторые овощи и фрукты
• Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи
• Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы-заместители
Раздел 2. Календарно- тематическое планирование в группе раннего возраста
Ознакомление с окружающим
Месяц Тема недели Цель Количество часов
сентябрь Здравствуй. детский сад
Прогулка – экскурсия по участку детского сада «Что есть на нашем участке?»
Цель: Рассматривание оборудования на участке
октябрь Осень «Листопад, листопад, листья желтые летят…»
-Дать детям элементарные представления об изменениях в природе
-формировать умение определять погоду по внешним признакам
1
фрукты «Фрукты для мишки и зайки» - игровое упражнение
-Классификация по величине 1
Овощи «Морковка для зайчика»
-Расширить представление детей об овощах (о моркови) 1
Мое любимое домашние животные «Котенок Пушок»
-Дать представление о домашних животных и их детёнышах
-Формировать доброе отношение к животным 1
Ноябрь Я - человек «Человек»
-Дать представление о себе, как о человеке (у меня есть тело, тело нужно чтобы жить)
-Учить называть основные части своего тела
Д. И. «собери человечка» 1
Мои любимые игрушки Игровое упражнение: «Найдем, потерявшуюся игрушку (мишку, куклу ит. п.)»
- Ориентация в пространстве.
-Учить сравнивать одинаковые группы предметов, развивать мышление, внимание. 1
Моя семья Тема: Все люди разные
-Формировать представления детей. Что все люди отличаются; по полу, росту, весу, возрасту, а близкие родственники- похожи (мама, дочка)
-Учить называть своих близких родственников. 1
Профессия-младший воспитатель Игра «Поможем няне накрыть на стол»
-беседа с игровым персонажем (колобком) о профессии помощника воспитателя
-наблюдение :няня моет посуду 1
Декабрь Здравствуй. зимушка-зима «Зима»
-Расширять представления детей о приметах зимы
-Показать свойства снега
1
Дикие животные Беседа «Кто живет в лесу»
-Расширять представления животных, живущих в лесу (зайцы, медведи, лиса, волк)
- Продолжить формировать умение отличать диких животных по внешнему виду (характерные особенности) 1
Новогодний праздник Игровая ситуация: «Наряжаем елочку»
-Вызвать у детей желание готовиться к празднику, учить песни, танцы. Украшать группу. 1
Новогодние подарки «Подарки для елочки»
Учить детей внимательно слушать воспитателя. Закреплять знания детей о зимних изменениях в природе, о новогоднем празднике. Развивать умение различать контрастные по величине и цвету шарики.
Развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, слуховое восприятие.
Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание порадовать их подарками
Игра: «Кому какие шарики подарим?»
Цель: формировать умение подбирать шарики для зверей большим - большие,
Маленьким - маленькие 1
Январь Зимние забавы Целевая прогулка : «Лепка снеговика»
-Сравнение различных видов двигательной активности снежных шаров по величине
-Развивать умения и навыки, необходимые для осуществления 1
птицы Беседа «Голуби, вороны, воробьи»
-Дать детям общие представления о птицах
-Учить узнавать пернатых по внешнему виду
-Формировать эмоциональную отзывчивость 1
Зимняя одежда Рассматривание, обсуждение иллюстраций с изображением зимней одежды
-Игровое упражнение: «Поможем кукле одеться на прогулку» 1
Февраль Народная игрушка Знакомство с народной игрушкой - Матрешка
-Дидактическое упражнение «Найдем матрешкам косыночки»
-Игра «Составим ряд матрешек по величине» 1
Посуда Игровые ситуации: «Сервируем стол для куклы», «Моем посуду».
-Выполнение элементарных поручений детьми
-Узнавать посуду по внешнему виду и назначению 1
Транспорт «На чем поедем?»
-Познакомить детей с названием транспорта (легковой, грузовой, его назначением и какую пользу приносит транспорт людям.
-Учить составлять предмет из 3-4 частей.
-Развивать внимание, умение 1
Мебель Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя»
-Определение мебели на картинках. Вопросы- «чей?», «чья?», «чьё?»
Игра: «Построим диван и стол для мишки» (работа по образцу) 1
Март Весна «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко…»
-Дать детям представление о весенних изменениях в природе. (беседа с игровым персонажем-лесовичком)
-Формировать интерес к явлениям природы 1
8 марта- мамин праздник Беседа о маме
Игровое упражнение: «Что умеет делать мама?
-Показ движений (стирает, моет посуду, подметает и т. п.) 1
Неделя здоровья и хорошего настроения Беседа «Мама, папа и я – спортивная семья!»
-Научим мишку и его семью - делать зарядку (повтор детьми основных движений)
-Игровое упражнение «Догони нас мишка» 1
Продукты «Такие разные продукты питания»
Познакомить детей с названиями продуктов питания, способами приготовления пищи.
дать представление о названиях продуктов питания, обобщающие понятия «продукты питания», «хлебобулочные изделия», «молочные продукты», «кондитерские изделия»;
1
Апрель Деревья «Деревья на участке»
-Закреплять представления о строении дерева (ствол, ветки и листья)
-продолжать знакомить с названиями деревьев (береза, рябина, ель)
Игровое упражнение «Чей листок?», «Найди такой же» 1
Обувь «Зачем нужна обувь?»
беседа с Незнайкой
-учить детей когда и какую обувь надо носить? (сезоны) и название обуви (босоножки, кроссовки, сапоги, валенки)
Игровое упражнение: «Найди пару» 1
Профессия-врач «Экскурсия в медицинский кабинет»
-Формировать представление детей о том, как беречь свое здоровье
-Учить составлять и повторять предложения по картинкам, соотносить действия со словами зарядки 1
Город весной «Цветущий май»
-Развивать желание любоваться цветущими растениями
-Формировать понятие, что для жизни на Земле нужно солнце и вода 1
Май Насекомые на нашем участке «Насекомые»
Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
-Воспитывать толерантное отношение к ответам воспитанников;
- Формировать умение работать и играть в коллективе.
1
Весенние цветы
"Первые весенние цветы"
-Дать представления о первых весенних цветах, их названия, познакомить с характерными признаками.
Д. И. «Собери цветочек»
1
диагностика
Итого:
29ч.
Раздел 3. Учебно-методический комплекс
3.1. Методические пособия
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (2 -3 лет). [Текст] : Веракса Н. Е., Галимов О. Р. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] : – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 78 с.
3. Дыбина, О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе детского сада [Текст] : Конспекты занятий / О. В. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду (2-7 лет) [Текст] : Губанова Н. Ф. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.- 118 с.
5. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (2-7 лет) [Текст] : Павлова Л. Ю. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 78 с.
6. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада [Текст] : Конспекты занятий / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 48 с.