Папки-передвижки

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край — Югра!» (краеведение). 3–4 класс

Лариса Пунтус
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край — Югра!» (краеведение). 3–4 класс
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Мой край-Югра!» (краеведение) 3-4 класс

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Публикация «Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности „Мой край — Югра!“ (краеведение), 3–4 класс» размещена в разделах

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, значение внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Данный проект программы разработан на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования:

• Закон РФ «Об образовании»

• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

• Положение о рабочих программах учебных предметов (ФГОС ООО)

• Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020года, утверждённым распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 31 марта 2009 года №116-рп.

• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010

• Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №2»

• Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

• Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №2»

• Учебный план МБОУ «Гимназия №2»

Рабочая программа курса «Мой край - Югра!» по внеурочной деятельности краеведческой направленности для учащихся 3-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы «Окружающий мир» УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. / Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. : Вентана-Граф, 2011./ и краеведческих материалов музея гимназии.

Актуальность курса внеурочной деятельности “Мой край - Югра!”

В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить духовную ценность своего края, что и предполагает региональный компонент.

Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

Краеведческий материал в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города; происхождению фамилий, имён, названию городов, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Уроки, разработанные с использованием краеведческого материала, имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – ХМАО - Югры, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Севера. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Данная программа учитывает особенности ступени образования, для которой она разработана (3-4 класс) и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий с учётом возрастных особенностей обучающихся. Опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. В программе учтены разнообразные формы работы с детьми, что позволяет не только получать знания, но и стимулировать учащихся к самостоятельной исследовательской работе. Также содержание программы обеспечивает эмоционально-положительный настрой учащихся. Данная программа позволяет достигнуть результатов требований к модели выпускника, освоившего ООП ООО.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа в год (68 часов за 2 года) в 3-4 классах.

Целью изучению данного курса является создание условий для приобщения детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края через различные образовательные технологии.

Задачи курса:

- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории округа, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона;

- осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях округа и региона;

- развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;

- углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;

- формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

Рабочая программа внеурочной деятельности на следующих принципах:

Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность обучающихся должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт обучающемуся опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и обучающихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями;

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе

социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей, стимулирует переживания, которые направляют ребёнка на действия, приносящие благо Отечеству;

Принцип поддержки самоопределения обучающегося. Самоопределение - процесс

формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к

социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения

происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Программа «Мой край – Югра!» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся через коллективную, групповую и индивидуальную форму работы, а также использование современных образовательных технологий.

Коллективная Групповая Индивидуальная (самостоятельная)

Проекты, презентации

Творческие конкурсы

Самостоятельный поиск информации

Показательные выступления Викторины

Наблюдение учащихся за событиями природе

Заочные путешествия (проекты, сообщения, исследования)

Программа «Мой край – Югра!» предусматривает использование современных оценочных средств. С целью контроля и оценки достижения планируемых результатов организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Универсальные учебные действия

Формы и средства контроля

Личностные универсальные учебные действия, позволяющие обеспечить ценностно-смысловую установку учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Проектная методика «Автопортрет»;

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А. А. Андреева;

Определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова

Регулятивные универсальные учебные действия, позволяющие обеспечить учащимся организацию своей учебной и другой деятельности; т. е. планирование и последовательность действий, прогнозирование результата, контроль и внесение необходимых дополнений и изменений в результат своей деятельности, оценка проделанной работе.

Методика определения самооценки (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн

Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н. Е. Щурковой)

Познавательные универсальные учебные действия, дающие возможность обеспечить у учащихся способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Создание мини-проектов Мини-исследований Участие в конкурсах

Коммуникативные универсальные учебные действия, заключающиеся в способности осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации и проявляя толерантность в общении.

Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков)

Конкурс газет «Лес-источник чистого воздуха», «Уничтожение лесов», «Кодекс леса»;

Социометрия;

Реализация проекта предполагает сотрудничество с социальными партнёрами: МБУ Нижневартовский краеведческий музей имени Т. Д. Шуваева, с Музеем истории русского быта, Природным парком «Сибирские увалы», МАУДО ДОД «Центр детского творчества», с центральной детской библиотекой.

Основными элементами программы внеурочной деятельности являются: 1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно-тематическое планирование. (Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 ”О рабочих программах учебных предметов”)

1. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты:

• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

• развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;

• воспитание чувства справедливости, ответственности;

• развитие самостоятельности при выполнении разнообразных заданий.

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Познавательные:

• умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять сравнение, классификацию.

Коммуникативные:

• постановка вопросов;

• умение выражать свои мысли полно и точно;

• разрешение конфликтов;

• диалогическая и монологическая контекстная речь.

Регулятивные:

• умение принимать и сохранять учебную задачу;

• умение планировать свои действия;

• прогнозирование уровня усвоения;

• оценка, коррекция.

Метапредметными результатами являются:

• способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т. д.).

• способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

• способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

• совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Фольклор народов Севера (10 ч).Особенности фольклора народов Севера, отражение народных традиций, представлений о добре и зле. Природа, животные, быт, семья в фольклоре коренных народов Севера. Жанры фольклора. Сказка как один из жанров национального фольклора. Виды сказок. Виды деятельности: беседа, познавательная игра, экскурсия, исследовательская работа, мини-проект, фотоконкурс, конкурс стихов, диагностика.

Раздел 2. География ХМАО - Югры. Этнография (9 ч).Югра – на карте. Наука, изучающие историю и культуру народов: этнография. Виды деятельности: беседа, познавательная игра, экскурсия, исследовательская работа, мини-проект, фотоконкурс, выпуск газет, оформление альбома.

Раздел 3. Летопись ХМАО - Югры (9 ч).

Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры. Происхождение отдельных фамилий. История в названии улиц и площадей твоего города. Происхождение названия города, в котором ты живёшь. Виды деятельности: беседа, познавательная игра, викторина, экскурсия, исследовательская работа, мини-проект, конкурс рисунков, диагностика.

Раздел 4. Природное наследие ХМАО- Югры(10 ч).

Растительные ресурсы лесов нашего края, их использование человеком. Кедр - жемчужина наших лесов. Лес и здоровье человека. Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком. Лес в формировании этических качеств человека. Виды деятельности: беседа, познавательная игра, экскурсия, исследовательская работа, мини-проект, изготовление открытки.

Раздел 5. Литература ХМАО-Югр

Поэты и писатели родного края. История становления литы. (10 ч).ературы края. Известные люди в литературе. Виды деятельности: литературный альманах, встречи, познавательная игра, викторина, исследовательская работа, мини-проект, диагностика.

Раздел 6. Искусство ХМАО - Югры. (8 ч).

История искусства ХМАО - Югры. Художники ХМАО - Югры. Виды деятельности: виртуальная экскурсия, встречи, познавательная игра, экскурсия в музей, конкурс чтецов произведений местных авторов.

Раздел 7. История города и гимназии. (6 ч).

История города Нижневартовска. Встреча со старожилом города. История гимназии в цифрах и лицах. Виды деятельности: беседа, познавательная игра, экскурсия, исследовательская работа, мини-проект, изготовление буклета.

Раздел 8. Родословие

История моей семьи. История моей семьи в истории города.

Виды деятельности: беседа, исследовательская работа, мини-проект, фотоконкурс, выпуск газет, конкурс сочинений, оформление альбома, встречи с интересными людьми.

п/п Тематический блок, тема Количество

часов Теория Практика Сроки проведения

Фольклор народов Севера.

1-2 Сказки народов севера. 2

3-4 Мифы и легенды народов Севера. 2 Легенды и предания об Оби. Сказки народов ханты и манси. Мини- проекты

5-6 Пословицы и поговорки народов Севера. 2 Пословицы и поговорки народов Севера Книжки- малышки

4 Игры народов ханты и манси. 2 Знакомство с играми народов Севера. Сборник игр

7 Викторина по теме «Фольклор народов Севера». 1 Мини- проекты. Работа по группам.

8 Защита проектов по теме «Фольклор народов севера» 1

География ХМАО - Югры. Этнография.

9-10 География ХМАО- Югры. 2

11 Климатические условия. 1

12 Население Югры. 1 Рефераты

13 Водные ресурсы Югры. 1

14-15 Топонимика населенных пунктов ХМАО - Югры. 2 Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории ХМАО- Югры. Мини- проекты

16 Тест «География Югры» 1

17 Посещение краеведческого музея. 1 Отзыв

Летопись ХМАО - Югры

18 История Остяко - Вогульского национального округа. 1

19 Исторические предания народов Севера. 1 Пересказ

20 Экскурсия в краеведческий музей. 1 Отзыв, статья

21-22 Библиотечный урок с посещением фотовыставки «История ХМАО- Югры в фотографиях» 2

23-24 История города Нижневартовска. 2 Мини- проект

25-26 Защита проектов 2

Природное наследие ХМАО - Югры.

27-28 Растительный мир округа. 2 Знакомство с природой округа. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

29 Экскурсия «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?» (виды растений, места расположений) 1 Мини- проект

30 Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад). 1 Рисунок

31 Зеленый мир вокруг нас (викторина) 1

32 Редкие и исчезающие растения округа, занесенные в красную книгу. 1 Красная книга ХМАО- Югры. Знакомство. Сообщение

33-34 Сбор листьев, создание гербария. 2 Гербарий

35-36 Защита проектов. 2

Литература ХМАО - Югры

37 История становления литературы ХМАО – Югры. 1

38-39 Библиотечный урок «Литературные страницы ХМАО - Югры». 2 Мини- проект

Работа по группам

40-41 Обзор «Мы читаем писателей ХМАО - Югры» 2

42 Сказки Марии Володиной. 1 Пересказ

43 Лирика нижневартовских поэтов

(литературный альманах) 1 Поэты города Нижневартовска. Выпуск газеты

44 Викторина «Знаешь ли ты литературу ХМАО- Югры». 1

45-46 Встреча с поэтессой Александрой Дарьиной. 2 Отзыв

Искусство ХМАО - Югры.

47 История искусства ХМАО - Югры. 1

48 Художники ХМАО - Югры. 1

49-50 Виртуальная экскурсия в мастерскую Геннадия Райшева. 2 Отзыв

51 Встреча с художниками кафедры НГУ. 1

52 Экскурсия в музей Русского быта. 1 Отзыв

53-54 Организация выставки творческих проектов. 2 Выставка

История города и гимназии.

55-56 История города Нижневартовска. Встреча со старожилом города. 2 Встреча со старожилом города Яруллиной Р. Х.

57-58 Экскурсия по памятным местам города. 2 Памятники города Нижневартовска Отзыв

59-60 История гимназии в цифрах и лицах. Встреча с учителями - ветеранами труда. 2 Презентация об истории гимназии.

Родословие.

61-62 История моей семьи. 2 Сочинение

63-64 Родословное древо. 2 Знакомство со своей родословной Создание родословной своей семьи. Рисунок

65-66 История моей семьи в истории города. 2 Знакомство с историей семьи. Мини- проект

67-68 Защита проектов. 2 Защита проектов

Результаты реализации программы ([],[],[],[],[],[],[],[],[],[]):

1 место в командном зачете на городской экологической игре «Крестики-нолики» (2017 год);

2 место в командном зачете на городской экологической игре «Великолепная пятерка» (2017 год);

участие в городской экологической игре «Великолепная пятерка», «Знатоки природы» (2016);

благодарность Администрации Природного парка «Сибирские увалы»;

свидетельство о публикации программы «Мой край - Югра» на сайте MAAM.ru.

Список источников

1. Бердинских В. А. Занимательное краеведение: вятский сундук (пособие для учителя). – Киров: Кировская областная типография, 2006.

2. Занимательное природоведение. - М., Омега, 2007.

3. Книги серии «Что есть что»: Собаки. Кошки. Ядовитые растения. Птицы. Насекомые. – Москва: Изд. «Слово», 2007.

4. Ляшенко Е. А. Школа юного краеведа. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Новикова Т. Ф. «Пространство слова». Формирование этнокультурной компетенции учащихся на уроках словесности // РЯШ. - 2008.- №5.- С. 22.

6. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М. : Издательство «Первое сентября», 2009.

7. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Сценарии школьных праздников: Книга для учителя. – М. : Издательство «Первое сентября», 2007.

8. http://www.okrlib.ru Государственная библиотека Югры.

9. http://www.okrlib.ru/yugra___eto/Краеведение. Раздел ГБ Югры.

1. www.mubis.ru Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система»г. Нижневартовск.

Публикации по теме:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 классов Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «География Брянского края» для 6 классов МБОУ «Мглинская СОШ №2» на.

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс «Программирование» Рабочая программа по внеурочной деятельности «Увлекательное программирование» учебник: «Информатика. Математика. Программы внеурочной.

Рабочая программа по внеурочной деятельности логопедического кружка «Речецветик» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Абаканская общеобразовательная школа – интернат» УТВЕРЖДЕНО.

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Сто добрых дел» 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: принимает и выполняет правила школьной жизни; соблюдает основные моральные.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В здоровом теле-здоровый дух» МАОУ - Лицей №13 п. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий». 9 класс муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хахальская основная школа» Принято: Утверждаю: Решением педсовета Директор:.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информационная геометрия» 2 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информационная геометрия» учебник: «Наглядная геометрия» автор: Истомина Н. Б. издательство/год:.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лего-конструирование» для 2 класса Рабочая программа по внеурочной деятельности «Лего-конструирование» учебник: «Конструирование» автор: Волкова С. И. издательство/год:.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 5–9 класса РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ» (спортивно-оздоровительная) 5-9 классы Составил учитель технологии: Седышева.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Роботототехника» в 1 классе .

Автор публикации:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край — Югра!» (краеведение). 3–4 класс
Опубликовано: 4 декабря 2019 в 13:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край — Югра!» (краеведение). 3–4 класс» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Пунтус (УИ 2053493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД