Сергей Горох
Рабочая программа по штукатурно-малярному делу для обучающихся 5 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по штукатурно-малярному делу для обучающихся 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Публикация «Рабочая программа по штукатурно-малярному делу для обучающихся 5 класса» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации реализующих программы общего образования»;
• Приказ Минобрнауки России от 3.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. №1312»;
• Приказ Минобрнауки России от 1.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. №1312»;
• Учебный план Падунской школы-интерната;
• Расписание на 2019-2020 учебный год.
• Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл., Сборник 2, под редакцией Воронковой В. В., М,Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2011 г.
Рабочая программа по штукатурно-малярному делу, для обучающихся 5 класса разработана применительно к учебной Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г., авторы программы С. В. Бобрешова, Я. Д. Чекайло. Рабочая программа представляет собой целостный документ и включает пояснительную записку, содержание тем учебного курса и требования к уровню подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков программы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу. Логика изложения и содержание рабочей программы по штукатурно-малярному делу не изменены, поэтому в рабочую программу не внесено никаких изменений.
Цели программы :
формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и обще трудовых умений по штукатурно-малярному делу;
осуществление профессиональной ориентации с целью подготовки учащихся к сознательному выбору профессии;
Задачи программы :
- формировать знания о свойствах строительного материала и умении выбирать строительные материалы в зависимости от их свойств;
- сформировать умения и навыки необходимые для практической деятельности школьников и в будущей профессии;
- корригировать недостатки умственного и физического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья благодаря доступности изучаемого материала.
Рабочая программа 5 класса рассчитана на 204 урочных часа, 6 часов в неделю. Количество определено в соответствии с учебным планом на 2019 – 2020 учебный год, фактическими учебными днями и праздничными календарными днями. Календарно-тематическое планирование составлено с учетом расписания графика каникул и праздничных дней в этом учебном году. Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, наглядности, индивидуального и дифференцированного подхода. В основе программы лежит принцип единства.
Для реализации рабочей программы на уроках штукатурно-малярного дела используются следующие методы и средства: -методы устного сообщения материала: объяснение, беседа, описание; - -методы наглядного обучения труду : работа с технологическими картами, опорными таблицами, картинами, схемами. Материал по штукатурно-малярное делу обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности учащихся, развивается мышление, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. При выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая моторика, координация движений. Трудовая деятельность благотворно сказывается на становлении личностей учащихся: корригируются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы, развивается умение преодолевать трудности, воспитывается самостоятельность, инициативность, стремление доводить начатое дело до конца;
-методы работы с текстом : выборочное или объяснительное чтение записей в тетрадях, чтение технологических карт и т. д. Основная задача при работе с текстом — научить обучающихся с ОВЗ сознательному чтению, закрепить знания, усвоенные на уроке при объяснении новой темы. Особое значение на уроках труда уделяется работе с новыми понятиями и терминами, для развития у учащихся мышления и речи. Систематическая словарная работа на уроках расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи;
-практические методы: работа в тетради, (рисование и черчение, практические и самостоятельные работы.
Специфической особенностью обучения на уроках труда в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида является их практическая направленность. Коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока.
Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели. Это могут быть уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, умений и навыков, уроки практического повторения, контрольные уроки. Изучение новых тем начинается с теоретических занятий и ознакомительных упражнений. В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся, используются уроки практического повторения. Работа по теме «Практическое повторение» решает, как одну из главных, задачу развития профессиональных навыков учащихся. Практическое повторение позволяет не только формировать трудовые навыки, но и развивать у учащихся умение работать в коллективе и привычку выполнять периодически повторяющиеся производственные операции. Оно состоит в выполнении операций, с которыми учащиеся ознакомились за данную четверть, или значительно раньше. При проведении темы практического повторения задача сообщения учащимся новых знаний и технических сведений, овладения новыми приемами труда не ставится. В конце каждой четверти проводятся самостоятельные работы темы и объекты, которых определены программой.
Основные технологии: личностно-ориентированные, уровневая дифференциация, информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, игровые. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках рисования, естествознания, истории и др. предметам.
Материал по предмету «штукатурно-малярное дело» имеет много смежных тем с русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Технологии. Ручной труд». На уроках большое внимание уделяется технике безопасности. На вводном занятии в начале каждой четверти, с учащимися проводится инструктаж по правилам безопасного поведения при выполнении практических заданий.
В инструктаж входит разъяснение:
- правил безопасной эксплуатации ручного инструмента;
- правил безопасной работы на механизированном оборудовании правил пожарной безопасности.
Учащимся даётся подробное разъяснение алгоритма действий во время пожарной тревоги. В процессе обучения на уроках осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются требования к их знаниям в зависимости от уровня общего развития, особенностей структуры дефекта, развития речи и индивидуальных возможностей усвоения учебного материала. По наиболее трудным темам программы уровень требований снижается. Для обучающихся, наиболее слабых в отношении умственного развития и требующих, поэтому особого внимания, подхода, даются индивидуальные задания, раздаточный материал, они обеспечиваются посильными видами практических работ. Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья при изучении предмета «штукатурно-малярное дело» зависит от состояния коррекционной работы на уроках трудового обучения. Её основным направлением для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности, формирование у учащихся профессиональных знаний и умений.
Овладение доступными профессионально-трудовыми навыками станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к дальнейшей социализации.
Требования к уровню подготовки воспитанников по данной программе :
обучающиеся должны знать :
- инструменты и приспособления для работы по оштукатуриванию и окраске поверхности;
- свойства и применение окрасочного состава;
-знать процесс отливки из гипса и цемента,
- знать противопожарные мероприятия;
- правила техники безопасности при работе.
Обучающиеся должны уметь в деятельности:
- пользоваться инструментом;
- выполнять простые операции по окраске деревянных поверхностей;
- выполнять отливку из гипса и цемента,
- выполнять основные операции просто штукатурки;
- выполнять окраску эмалевыми красками.
Учебно-тематический план
№ п/п тема кол-во часов кол-во
часов теории кол-во
часов практики
1 четверть
1 Простая и улучшенная окраска 6 2 4
2 Подготовка деревянных поверхностей под простую окраску 10 4 6
3 Простая окраска масляными красками деревянных поверхностей 14 6 8
4 Простая и улучшенная штукатурка 6 2 4
5 Основные операции простой штукатурки 8 4 4
6 Практическое повторение 8 2 6
7 Самостоятельная работа 2 2
2 четверть
8 Отливка из гипса и цемента 22 10 12
9 Краткие сведения о зданиях 6 2 4
10 Штукатурка ранее оштукатуренных стен внутри здания 12 4 8
11 Самостоятельная работа 2 2
3 четверть
12 Изготовление трафаретов и их применение 18 8 10
13 Улучшенная окраска деревянных поверхностей масляными красками 18 8 10
14 Практическое повторение 22 8 14
15 Самостоятельная работа 2 2
4 четверть
16 Краски эмалевые 6 2 4
17 Улучшенная окраска деревянных изделий эмалевыми красками 22 10 12
18 Практическое повторение 18 6 12
19 Самостоятельная работа 2 2
20 Итого 204 78 126
Список литературы
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. : В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. – Москва. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г. – Сб. 2.
Бобрешова С. В. Технология. Штукатурно-малярное дело : учеб. для 7 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида - ВЛАДОС, 2011г
Бобрешова С. В. Чекайло Я. Д. Технология. Штукатурно-малярное дело : учеб. для 8 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида - ВЛАДОС, 2011г.
Журавлев И. П. Лапшин П. А. Штукатур. Мастер отделочных строительных работ. Учебное пособие для учащихся учебных заведений начального профессионального образования. Изд. 3-е, доп. и перер. - Ростов н/Д; изд-во «Феникс»2004г
Журавлев И. П. Лапшин П. А. Каменщик. Учебное пособие для учащихся лицеев и училищ. Изд. 3-е, - Ростов н/Д; изд-во «Феникс»2004г
Мороз Л. Н. Маляр. Технология и организация работ. Учебное пособие для учащихся профессиональных училищ. Изд. 2-е, - Ростов н/Д; изд-во «Феникс»2004г
С. В. Тритяк. Учебник по штукатурно-малярному делу. 5 класс школа-интернат № 9 г. Кемерово.
С. В. Тритяк. Учебник по штукатурно-малярному делу. 6 класс школа-интернат № 9 г. Кемерово
Лебедева Л. М. Спрвочник штукатура-3-е изд., перер. И допол. М. ,; Высш. шк., 1996г
Белогуров В. П., Чмырь В. Д. Справочник молодого маляра. 3-е изд., перер. и допол. - М., Высш. шк., 1992г
Зубрилина С. Н. Справочник штукатура/Серия «Справочники»-Ростов-н/ Д: Феникс,2002г
«Сделай сам – 1000 полезных советов» - авт. Составитель А. М. Горбов
«Трудовое обучение во вспомогательной школе» - составитель Е. А. Ковалева.
«Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе» - С. Л. Мирский.
«Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении» - С. Л. Мирский.
Календарно-тематическое планирование
№ урока тематика часы сроки домашнее задание
I четверть 48 часов
Простая и улучшенная штукатурка 6
1-2 Вводное занятие. План работы в 5 классе. Охрана труда. Спецодежда. 2 Правила ТБ
3-4 Масляные краски, их свойства и состав. 2 Стр. 1-2
5-6 Простая и улучшенная окраска, их применение. 2 Стр. 3
Подготовка деревянных поверхностей под простую окраску 10
7-8
9-10 Правила подготовки ранее окрашенных деревянных поверхностей к окраске. 4 Стр. 5-6
11-12 Масляная грунтовка 2 Стр. 6
13-14 Правила техники безопасности во время малярных работ 2 Стр. 7
15-16 Окраска стенда и щита. 2 Повторить материал
Простая окраска масляными красками деревянных поверхностей 14
17-18 Подготовка масляных красок к работе. 2 Стр. 2
19-20 Масляные краски густотертые и готовые к употреблению. 2 Стр. 6
21-22 Окраска после грунтовки. 2 Стр. 5-7
23-24
25-26
27-28
29-30 Практическая работа : а) определение готовности поверхности;
б) грунтовка;
в) погружение кисти в краску;
г) нанесение краски на поверхность.
8 Повторить материал правила ТБ
Простая и улучшенная штукатурка 6
31-32 Характеристика простой штукатурки. 2 Стр. 9-10
33-34 Характеристика улучшенной штукатурки. 2 Стр. 11-12
35-36 Отличие простой от улучшенной штукатурки. 2 Стр. 12
Основные операции простой штукатурки 8
37-38 Слои штукатурки : обрызг, грунт, накрывка. 2 Стр. 10
39-40 Инструменты для штукатурных работ. 2 Стр. 12-13
41-42 Последовательность выполнения операций. 2 Стр. 14-16
42-43 Назначение каждого слоя. 2 Стр. 12
Практическое повторение 10
45-46
Простая штукатурка : а) ориентировка в работе по образцу,
б) определение срока выполнения операций простой штукатурки.
в) нанесение первого слоя мастерком.
г) нанесение раствора теркой.
2 Повторение материала, правила ТБ
47-48 Самостоятельная работа и анализ качества 2
II четверть 48 часов
Отливка из гипса и цемента 22
49-50 Вводное занятие. Задачи на 2 четверть. Объекты учебных работ. Закрепление инструмента за учащимися. График дежурства. 2 Повторить правила
51-52 Растворы для изготовления отливок из гипса и цемента. 2 Стр. 36
53-54 Подготовка форм для отливок. 2 Стр. 37
55-56 Виды смазок для форм. 2 Стр. 36
57-58 Правила и время сушки готовых изделий. 2 Стр. 38
59-60 Отделка изделий. 2 Стр. 38
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70
71-72 Практическая работа : а) планирование работы,
б) подготовка раствора,
в) подготовка форм, смазка форм,
г) заполнение форм раствором,
д) сушка, оценка качества работы и сравнение с образцом.
12 Повторение материала, правила ТБ
Краткие сведения о зданиях 6
73-74 Виды здания: жилые, общественные, производственные. 2 Стр. 28
75-76 Различие зданий в зависимости от материала. 2 Стр. 29
77-78 Внутренняя отделка стен. 2 Стр. 25
Штукатурка ранее оштукатуренных стен внутри здания 14
79-80 Виды разрушения штукатурки стен. 2 Стр. 29
81-82 Растворы для ремонтных работ. 2 Стр. 36
83-84
85-86 Подготовка поверхности стен для ремонта. 4 Стр. 42
87-88
89-90
91-92
93-94 Практическая работа : а) подготовка поверхности,
б) приготовление раствора,
в) нанесение раствора на поврежденные участки, разравнивание раствора.
8 Стр. 42-44
95-96 Самостоятельная работа и анализ ее качества. 2 Повторить правила
III четверть 60 часов
Изготовление трафаретов и их применение 18
97-98 Вводное занятие. Задачи на 3 четверть. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности. 2 Правила ТБ
99-100 Понятие о трафаретах и их применение. 2 Стр. 30
101-102 Основные виды трафаретов простые и многокрасочные. 2 Стр. 31
103-104 Последовательность изготовления трафаретов, материал для трафаретов. 2 Стр. 33
105-106 Хранение трафаретов и уход за ними. 2 Стр. 35
107-108 Кисти для набивки трафаретов. 2 Стр. 34
109-110
111-112
113-114 Практическая работа 6 Повторить материал
Правила ТБ
Улучшенная окраска деревянных поверхностей масляными красками 18
115-116 Характеристика улучшенной окраски. 2 Стр. 25
117-118 Инструменты для улучшенной окраски. 2 Стр. 40-41
119-120 Масляная грунтовка и её применение. 2 Стр. 6-7
121-122 Отличие улучшенной окраски от простой. 2 Стр. 39-40
123-124 Применение улучшенной окраски, 2 Стр. 41
125-126
127-128
129-130
131-132 Практическая работа : а) зачистка поверхности,
б) нанесение грунтовки,
в) нанесение краски,
г) нанесение олифы,
д) нанесение кистью зигзагообразно и растушевание параллельными движениями с отрывом кисти.
8 Повторить материал
Правила ТБ
Практическое повторение 24
133-134
135-136
137-138
139-140
141-142
143-144
Ремонт штукатурки в хозяйственных строениях.
12
Стр. 14-17
Повторение ТБ
145-146
147-148
149-150
151-152
153-154
Ремонтные малярные работы.
10
Стр. 46-47
155-156 Самостоятельная работа и анализ её качества. 2
IV четверть 48 часов
Краски эмалевые 6
157-158 Вводное занятие. Задачи обучения на 4 четверть. Распределение техника безопасности. Противопожарная безопасность. 2 Правила ТБ
159-160 Свойства эмалевых красок. 2 Стр. 26
161-162 Состав эмалевых красок. Отличие от масляных. 2 Стр. 25-26
Улучшенная окраска деревянных изделий эмалевыми красками 22
163-164 Подготовка поверхности к улучшенной окраске. 2 Стр. 41
165-166 Инструмент для подготовки поверхности. 2 Стр. 40-41
167-168 Сглаживание поверхности, вырубка сучков и засмолов. 2 Стр. 42
169-170 Расшивка трещин, нанесение олифы. 2 Стр. 43
171-172 Грунтовка полусухой кистью. 2 Стр. 43
173-174 Окраска на два слоя. 2 Стр. 39-40
175-176
177-178
179-180
181-182
183-184
Практическая работа : а) подготовка поверхности,
б) подготовка краски к работе,
в) нанесение олифы,
г) окраска поделок из дерева.
10 Повторение материала, правила ТБ
Практическое повторение 20
185-186
187-188
189-190
191-192
193-194
195-196
197-198
199-200
201-202
Подбор и подготовка красок к работе с учителем.
Выполнение операций окраски с ориентировкой на образец.
Окраска скамеек, детского городка.
18 Стр. 37-42
Правила техники безопасности
203-204 Самостоятельная работа и анализ её качества 2
Итого 204