Алена Дрюкина
Рабочая программа педагога ДОУ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Волшебные краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт нашей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка :
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• изобразительных навыков и умений;
• наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Цели:
• Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
• Формирование интереса к эстетической стороне окружающей дейс-твительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружа-ющего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художест-венно-творческой деятельности.
• Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих спо-собностей.
• Развитие детского художественного творчества, интереса к самосто-ятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
• Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ластик, ватные палочки, пальчики и ладошки).
• Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т. д.)
• Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.
• Способствовать развитию желания дошкольников создавать коллективные композиции.
• Развивать творческие способности, эстетический вкус.
• Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.
Принципы:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мири природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Возрастные психофизические особенности (от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлен тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в BИДЕ «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно- действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
С самого раннего возраста малыши стараются отразить впечатления об окружающем нас мире в своем изобразительном творчестве. Детям 2-3 лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. Яркий мир красок и рисования им помогут открыть их собственные ладошки. Это увлекательное занятие дарит малышам многократные тактильные ощущения, развивают мелкую моторику рук.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев». От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Художественное творчество с использованием нетрадиционных способов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
В группе раннего возраста «Пчелки» на протяжении всего учебного года будет осуществлять программа по художественному творчеству с использованием нетрадиционных способов рисования.
Особенности организации образовательного процесса.
Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала.
Начинаем мы с предметных изображений : сначала отрабатываем все основные элементы задуманного нами сюжетного рисунка, а затем – переходим к их сочетанию и более сложным композициям. При организации подобной деятельности и выборе материала, мы учитываем индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые моменты и физкультминутки (дина-мические паузы).
В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использо-вания в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Нетрадиционные техники, которые используются нами, доступны детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми приемами, развивают моторику руки.
В своей работе с детьми я использую следующие нетрадиционные способы рисования: рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и другие.
Одна тема объединяет все занятия в течение недели. Занятие по рисованию с детьми 2- 3 лет проводится 1 раз в неделю и длится 10 минут. В программе представлены 35 занятй, рассчитанных на учебный год. (с 1 октября по 31 мая).
Занятия строятся по следующему плану:
Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра);
Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения;
Доработка рисунка дополнительными элементами;
Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка, дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы).
НОД строится с учетом пяти взаимодополняющих образовательных областей.
Данная программа подразумевает не только развитие фантазии детей, но и формирование умения мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитание у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, формирование навыков творческой работы, включающей следующие компоненты:
- развитое воображение в двух его основных формах: как порождение идеи и как возникновение плана ее реализации. Развитие воображения и восприятия формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина;
- оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к традиционным способам решения);
развитие художественно-творческих способностей у воспитанников посредством изобразительной деятельности, которая включает в себя использование нетрадиционной техники рисования, разнообразных материалов, методов.
Примерное комплексно - тематическое планирование
Месяц Тема Развернутое содержании работы Варианты итоговых мероприятий Примечание
Август – сентябрь До свидание лето.
Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ( помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.)
Октябрь 1-2 н. Здравствуй детский сад! Знакомство с группой, правилами поведения. Формирование положительных эмоций к детям, воспитателям… Экскурсия по детскому саду.
3 н. Урожай. Познакомить с овощами, фруктами. Дать первичное представление о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Выставка детского творчества, композиция «Дедушкин огород»
4н. Мониторинг (с19 по 24 октября)
5н. Краски осени Формировать элементарные представления об осени (сезонные представления в природе, одежде людей, на участке детского сада). Собирать с детьми на прогулках различные листья, рассматривать их, сравнивать по форме и величине. Сбор осенних листьев и создание коллективной работы – плаката с самыми красивыми из собранных листьев.
Ноябрь 1н. Животный мир Расширять представления о домашних и диких животных, активизировать в речи: «мычит», «рычит», «лает». Реализация проекта «День рождения у Мишки»
2 н. Я –человек Формировать представление о себе как человеке; об основных частях тела человека, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальное представление о здоровом образе жизни. Создание коллективного плаката с фотографиями детей. Игра «Кто у нас хороший?»
3н. Мой дом Знакомить детей с родным поселком, его названием, объектами (улица, дом, магазин); с транспортом, профессиями…
Познакомить детей с предметами домашнего обихода – одежда, посуда, мебель… Тематическое развлечение «Мои любимые игрушки»
4 н. Мы - помощники Помочь детям понять, что они подросли, многому научились; воспитывать желание выполнять простые действия самостоятельно.
Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагогов);
– с помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм;
– различает основные цвета; вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;
– различает большие и маленькие предметы, называет их.
Декабрь 1-2- н. Кто ты и как готов к зиме Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. Наблюдение за жизнью птиц, кормление.
3-4-5 н. Новогодний калейдоскоп Формирование знаний о новогодних праздниках (познакомить с героями, песнями, традициями) Новогодний утренник
Январь 2 н. Здравствуй, зимушка зима (с 11 по 15) Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширить знания о домашних и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой.
Выставка детского творчества.
На участке соорудить ледяную горку.
3- н. Каникулы (с 18 по 22)
КАНИКУЛЫ
4-н. Транспорт Знакомство с транспортом; уточнить формы и их размеры; выяснить у детей для чего нужен транспорт. Экскурсия
Февраль 1-2 н. В гостях у сказки Прививать интерес к театрально- игровой деятельности, познакомить детей с куклами настольного театра Показ настольного театра по русской народной сказки
3-4 н. Моя семья
Наши защитники Воспитание чувства любви к членам семьи; чувство симпатии к сверстникам
Поделки для любимых пап
Март 1 н. Мамин день Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Выставка семейных фотографий. Открытки для любимых мам.
2 н. Быть здоровыми хотим Обогащать словарь детей существительными, означающими предметы личной гигиены. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы. Консультация «Детское питание»
3-4 н. Народная игрушка Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек.
Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)
Использовать фольклор при организации всех видов деятельности. Игры- забавы с детьми.
Апрель 1 н. Весна шагает по планете Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада)
Расширять знания о домашних животных и птицах.
Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. Выставка детского творчества.
Установка кормушек на участке.
Апрель
2 н. Мониторинг
МОНИТОРИНГ
3-4 н. Волшебница вода
Приобщение к правилам безопасного поведения с водой. Поддерживать инициативные игровые действия с водой
Организовать просмотр мультфильма «Дождик, дождик, пуще»
Май 1-2 н. Мир природы Поощрять проявления интереса ребенка к миру природы.
Развивать представления о ближайшем непосредственном окружении.
Учить бережному обращению с природой. Экскурсия по территории детского сада.
3-4 н. Лето. Вот какие мы стали большие Формировать элементарное представление о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей).Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Выставка детского творчества