ирина лукашевич
Рабочая программа по реализации образовательного направления «Художественно-эстетическое развитие»
Пояснительная записка
рабочей образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №198 «Улыбка» города Кемерово
Тип учреждения – образовательное учреждение.
Вид учреждения – детский сад комбинированного вида
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующая систему организации организованной образовательной деятельности воспитателя.
Публикация «Рабочая программа по реализации образовательного направления „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Рабочая программа составлена с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста и отражает содержание педагогической модели образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).
Рабочая программа составлена в целях реализации Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. в соответствии с нормативно-правовой базой.
Основными направлениями целостного педагогического процесса рабочей образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №198 «Улыбка» являются:
-физическое развитие
-социально-личностное развитие
-познавательно-речевое развитие
-художественно-эстетическое развитие
-физическое развитие
Программа направлена на достижение основной цели – понимание специфики образования ребенка дошкольного возраста, заключающейся в необходимости развития у каждого воспитанника базиса личностной культуры, интеллигентности, обеспечении его эмоционального благополучия, обогащении развития его способностей и склонностей.
Программа направлена на достижение четырех основных задач:
-приобщать детей к физической культуре как фундаменту общечеловеческой культуры
-содействовать включению воспитанника в систему социальных отношений, овладению основами духовной культуры, интеллигентности, соблюдению элементарных норм и правил взаимоотношения со взрослыми и сверстниками
-обеспечивать полноценное своевременное обогащение разностороннего психического развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности посредством содействия овладению им разнообразных видов деятельности
-осуществлять воспитание дошкольника в коллективе как форме и средстве сохранения, развития и саморазвития творческого потенциала, одаренности и таланта индивидуальности.
Методологическая основа программы :
-Учение В. С. Мерлина о развитии каждого человека как интегральной индивидуальности
- закон развития ребенка дошкольного возраста -доминирование процессов интеграции
-системный подход
Основными принципами целостного педагогического процесса рабочей образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №198 «Улыбка» являются:
-принцип гуманистической направленности основан на охране детства, обогащении развития ребенка как индивидуальности, на максимальную реализацию возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически детских видах (игровая, конструктивная, трудовая, изобразительная и др) деятельности (Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, В. С. Мерлин и др.)
-принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре
-Принцип сотрудничества семьи и детского сада в воспитании по законам содружества направлен на содействие развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и родителями на основе открытия ими ребенка как индивидуальности, обладающей своей программой внутреннего развития.
Психолого-педагогические особенности ребенка5-6 лет
- характерна двигательная уравновешенность, дисциплинированность;
-совершенствуются процессы высшей нервной деятельности;
-происходит овладение основами эстетического и художественного восприятия окружающего мира природы и социальной действительности;
-умение ориентироваться в пространстве;
-развитие высших форм наглядно-образного мышления;
Паспорт программы
Тип программы : программа дошкольного образования
Статус программы : рабочая программа по реализации образовательного направления : «Художественно-эстетическое развитие»
Категория: дети 5-6 лет (старшая группа)
Срок освоения: 1 год
Объем времени согласно учебному плану:
Художественно-эстетическое развитие Неделя Месяц Год
Лепка 0,5 2 16
Рисование 1 4 32
Аппликация 0,5 2 16
Музыка 2 8 64
Форма деятельности: организованная образовательная деятельность (занятия).
Форма контроля: итоговые занятия в конце учебного года.
Календарно-тематическое планирование
Рисование
дата Тема занятия, источник Кол-во часов Цели и задачи занятия
Сентябрь «Вот оно какое наше лето!» 1 Закрепить полученные ранее навыки рисования карандашами.
«Знакомство с акварелью 1 Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями.
«Создание дидактической игры “Что нам осень принесла”» 1 Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжить формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты.
Октябрь «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду» 1 Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья; изображать много золотых яблок.
«Птицы синие и красные» 1 Учить детей передавать в рисунке поэтичекий образ, подбирать соответствующую цветовую гамму.
«Усатый - полосатый» 1 Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных.
«Нарисуй своих любимых животных» 1 Продолжить развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных.
Ноябрь «Корова» 1 Учить детей рисовать домашнее животное, передавать основные формы
«Любимая сказка с участием петуха» 1 Учить выразительно передавать в рисунке образ животного.
«Снежинки»
1 Учить рисовать узор на бумаге в форме розетты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора по желанию.
Декабрь «Рисование иллюстраций к стихотворению Л. Квитко есть в лесу…» 1 Учить детей передавать в рисунке картину зимы.
«Рисование иллюстраций к сказке о медвежонке на бумаге разных тонов»
1 Развивать эстетическое восприятие, образные представления. Закреплять знания о рисовании медведя
«Дети гуляют зимой на участке»
1 Учить передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека.
«Наша нарядная елка» 1 Учить детей передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавать образ нарядной елки.
Январь «Нарисуй узор на ткани»
1 Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, городецкой).
1
«Красивое развесистое дерево зимой» 1 Учить создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение (одно дерево на листе).
«Роспись силуэтов гжельской посуды» 1 Учить детей расписывать посуду, располагая узор по форме.
Февраль «Солдат на посту»
1 Учить детей создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия.
«Вологодское кружево» 1 Учить рисовать узоры на разнообразных формах, ритмично располагая цветы, листья и ягоды, выполненные мазками, волнистыми и дугообразными линиями.
«Пограничник с собакой» 1 Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза, относительной величины фигуры и ее частей.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 1 Вызвать у детей желание нарисовать любимого сказочного героя.
Март «Картинка маме к празднику 8 марта» 1 Вызвать у детей желание нарисовать красивую картину о празднике 8 марта
«Дети танцуют на празднике в детском саду» 1 Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении.
«Рисование по замыслу» 1 Развивать творчество, образные представления, воображения детей.
«Автобус, украшенный флажками, едет по улице» 1 Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей.
Апрель «Дети делают зарядку» 1 Учить детей определять передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений.
«Цветные страницы» 1 Учить детей задумывать содержание своего рисунка определенной цветовой гамме выдерживать это условие до конца.
«Цветут сады»
1 Закреплять умение изображать картины природы, передавая ее характерные особенности.
«Бабочки летают над лугом»
1 Учить детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни
Май «Салют над городом» 1 Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы.
«Моя любимая сказка» 1 Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке).
«Моя любимая сказка»
(итоговое занятие) 1 Закрепить полученные ранее навыки рисования (материалами по выбору детей, выявить уровень усвоения программы
Требования к уровню освоения рабочей программы
К концу года ребенок должен знать и уметь (у ребенка должна быть сформированы следующие знания и умения)
-Проявлять самостоятельность в создании индивидуальных художественных образов;
- Выполнить узоры по мотивам народного декоративно - прикладного искусства; использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.