Наталья Мерзлякова
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Детский ум ненасытен, он постоянно требует пищи. Психологи утверждают, что возможности головного мозга ребёнка используют всего 15-20%. В старшем дошкольном возрасте дети способны усваивать огромное количество информации, если грамотно преподнести материал.
Курс дополнительной услуги ставит своей целью дать детям математические знания, которые являются не самоцелью, а средством формирования творческого потенциала. Закладывается основа устойчивого внимания, формируется отношение к миру. Принципиально новым в данном пособии является то, что содержание материала изложено на более высоком уровне трудности, в более быстром темпе. Включение дошкольников в творческую деятельность – основной путь их интеллектуального развития при математическом развитии.
Публикация «Рабочая программа кружка „Занимательная математика“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Изучив микросоциум города, потребности родителей и их желания, администрация МБДОУ определила направления в работе с детьми, предрасположенными к интеллектуальной деятельности. Одним из них является кружок «Занимательная математика».
Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое – активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д., влияющих на восприятие и мышление.
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Целью программы кружка «Занимательная математика» является обеспечение всестороннего развития ребё нка в период дошкольного детства: Интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия.
Содержание направлено на решение следующих задач:
1) воспитывать внимание, восприятие, воображение, память и мышление;
2) активизировать творческие и конструктивные способности;
3) формировать наблюдательность, находчивость, сообразительность, развить графические умения;
4) воспитывать умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции - анализировать, сравнивать, классифицировать и т. д. ;
5) подготовить детей к успешному освоению материала в традиционной и инновационной школах.
Построение данного пособия основано на следующих законах:
1) закон интереса (чем интереснее материал, тем легче он запоминается);
2) закон количества (чем больше количество запомнено в прошлом, тем легче запоминается новый материал);
3) закон установки на запоминание (качество запоминания зависит от того, с какой целью и на какое время что-либо запоминается).
Весь материал изложен на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путём в процессе усвоения знаний.
Работа кружка рассчитана на 2 года, 72 часа. (2 раза в неделю)
Мониторинг детского развития проводится два раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса.
Мониторинг осуществляется через отслеживание результатов освоения программы кружка. С помощью мониторинга оценивается степень продвижения дошкольника в программе работы кружка. Норма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдения за активностью ребёнка в различные периоды пребывания в кружке, анализ продуктов детской деятельности.
Промежуточная диагностика проводится с детьми (декабрь, имеющими проблемы. Диагностика проводится по системе, выявляющей 3 уровня: высокий, средний, низкий.
К концу 1 – го года обучения ребё нок должен знать:
«Что умеет карандаш?»
• удерживать в поле зрения нужную строку и столбик;
• выполнять слуховые и зрительные диктанты;
• выполнять штриховку в различных направлениях;
• записывать цифры;
• записывать и решать примеры.
«Число и цифра»
• состав первого десятка из единиц и двух меньших;
• счёт в пределах 100,усвоение натурального ряда чисел от 10 до 100;
• чтение и запись двухзначных чисел;
• составление и решение простых задач на сложение и вычитание;
• сравнение чисел.
К концу 2 – го года обучения ребё нок должен знать:
«Путешествие в гогод Геометрию»
• называть и находить: точку луч, отрезок, угол;
• многоугольники (конкретно, трапецию, ромб;
• геометрические тела: шар, цилиндр, параллелепипед – назвать характерные особенности и сравнивать;
• определить положение параллелепипеда в 3* проекциях.
«Величина»
• иметь представление о мерке, массе, объеме и площади.
«Мир знаков»
• ориентироваться в реальном пространстве при помощи знаков;
• применять наглядные модели (планы, схемы, чертежи).
«У гнома – Часовщика»
• определять время по часам;
• определять интервал в 1, 3, 5 мин.
«Весёлые задачи»
• уметь решать задачи 4-х видов на основе знания состава чисел.
«В гостях у царицы Экономики»
• иметь представление о том, что такое экономика, инфляция.
Детский ум ненасытен, он постоянно требует пищи. Психологи утверждают, что возможности головного мозга ребёнка используют всего 15-20%. В старшем дошкольном возрасте дети способны усваивать огромное количество информации, если грамотно преподнести материал.
Курс дополнительной услуги ставит своей целью дать детям математические знания, которые являются не самоцелью, а средством формирования творческого потенциала. Закладывается основа устойчивого внимания, формируется отношение к миру. Принципиально новым в данном пособии является то, что содержание материала изложено на более высоком уровне трудности, в более быстром темпе. Включение дошкольников в творческую деятельность – основной путь их интеллектуального развития при математическом развитии.
Изучив микросоциум города, потребности родителей и их желания, администрация МБДОУ определила направления в работе с детьми, предрасположенными к интеллектуальной деятельности. Одним из них является кружок «Занимательная математика».
Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое – активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д., влияющих на восприятие и мышление.
Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Целью программы кружка «Занимательная математика» является обеспечение всестороннего развития ребё нка в период дошкольного детства: Интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия.
Содержание направлено на решение следующих задач:
1) воспитывать внимание, восприятие, воображение, память и мышление;
2) активизировать творческие и конструктивные способности;
3) формировать наблюдательность, находчивость, сообразительность, развить графические умения;
4) воспитывать умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции - анализировать, сравнивать, классифицировать и т. д. ;
5) подготовить детей к успешному освоению материала в традиционной и инновационной школах.
Построение данного пособия основано на следующих законах:
1) закон интереса (чем интереснее материал, тем легче он запоминается);
2) закон количества (чем больше количество запомнено в прошлом, тем легче запоминается новый материал);
3) закон установки на запоминание (качество запоминания зависит от того, с какой целью и на какое время что-либо запоминается).
Весь материал изложен на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путём в процессе усвоения знаний.
Работа кружка рассчитана на 2 года, 72 часа. (2 раза в неделю)
Мониторинг детского развития проводится два раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребёнком образовательной программы и влияние образовательного процесса.
Мониторинг осуществляется через отслеживание результатов освоения программы кружка. С помощью мониторинга оценивается степень продвижения дошкольника в программе работы кружка. Норма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдения за активностью ребёнка в различные периоды пребывания в кружке, анализ продуктов детской деятельности.
Промежуточная диагностика проводится с детьми (декабрь, имеющими проблемы. Диагностика проводится по системе, выявляющей 3 уровня: высокий, средний, низкий.
К концу 1 – го года обучения ребё нок должен знать:
«Что умеет карандаш?»
• удерживать в поле зрения нужную строку и столбик;
• выполнять слуховые и зрительные диктанты;
• выполнять штриховку в различных направлениях;
• записывать цифры;
• записывать и решать примеры.
«Число и цифра»
• состав первого десятка из единиц и двух меньших;
• счёт в пределах 100,усвоение натурального ряда чисел от 10 до 100;
• чтение и запись двухзначных чисел;
• составление и решение простых задач на сложение и вычитание;
• сравнение чисел.
К концу 2 – го года обучения ребё нок должен знать:
«Путешествие в гогод Геометрию»
• называть и находить: точку луч, отрезок, угол;
• многоугольники (конкретно, трапецию, ромб;
• геометрические тела: шар, цилиндр, параллелепипед – назвать характерные особенности и сравнивать;
• определить положение параллелепипеда в 3* проекциях.
«Величина»
• иметь представление о мерке, массе, объеме и площади.
«Мир знаков»
• ориентироваться в реальном пространстве при помощи знаков;
• применять наглядные модели (планы, схемы, чертежи).
«У гнома – Часовщика»
• определять время по часам;
• определять интервал в 1, 3, 5 мин.
«Весёлые задачи»
• уметь решать задачи 4-х видов на основе знания состава чисел.
«В гостях у царицы Экономики»
• иметь представление о том, что такое экономика, инфляция.