Галина Анатольевна
Рабочая программа кружка «Своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка
Пояснительная записка
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно - прикладному искусству. Народное декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей.
Публикация «Рабочая программа кружка „Своими руками“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Тематические блоки данной программы расположены в определё нной системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, индивидуальные способности, направленность интересов детей. Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Направленность
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения. Вышивание по картону называется изонитью, или нитяной графикой, вышивание на ткани гладью, бисером. Графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определённом порядке на основе. Один из приятных «секретов» изонити – то, что очень красивые работы требуют минимальных усилий и самых простых инструментов и материалов. Программа знакомит с основными приёмами, последовательностью работы, различными способами переплетения нитей. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый ребёнок сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и вызовут чувство удовлетворения раскрывшимися творческими возможностями.
Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях конструирования. Занятия конструированием в технике бумажной пластики, квиллинга вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить. Все это особенно важно для формирования личности ребенка.
Актуальность
Актуальность программы состоит в том, что она не только даёт детям практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но формирует интерес к традициям народного декоративно-прикладного творчества.
Программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта детей в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа «Своими руками» вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность
Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.
Цель программы : развитие мотивации ребёнка к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, нитяной графики - изонити, вышивание на ткани нитью, бисером.
Создание условий для развития познавательного интереса ребёнка к различным видам творческой деятельности через овладения коммуникативных и трудовых навыков, развитие творческих способностей ребёнка средствами предмета.
Задачи программы
Обучающие:
• закреплять и расширять знания, и способствовать их систематизации;
• знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства;
• познакомить с истоками народного творчества;
• совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
Развивающие:
• пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
• развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
• формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
• формировать творческие способности, духовной культуры;
• развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Воспитывающие:
• осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание детей;
• воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
• добиваться самостоятельности в детском творчестве.
• Отличительные особенности данной программы :
• Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время детей. Работа с бумагой, нитью, тканью – самые распространенные виды декоративно-прикладного искусства - вырабатывает у детей внимание, усидчивость, показать свои способности и умения.
• Сроки реализации - 2года
• Программа ориентированна на детей 5-7лет.
• Режим занятий
• Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (64 часа в год).
• Ожидаемые результаты
• В результате обучения в кружке дети должны получить знания:
• о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• о русских народных промыслах;
• об особенностях работы в технике изонить;
• об особенностях работы вышивание на ткани гладью, бисером.
• умения:
• работать нужными инструментами и приспособлениями;
• последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
• изготовлять различные виды поделок.
• При реализации данной программы педагогу необходимо придерживаться следующих принципов:
• 1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
• 2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема, раздел Теория Практика Общее кол-во часов
1. Вводное занятие 1 1 2
2. Цветоделение 1 1 2
3. Композиция 1 1 2
4. Квиллинг 4 20 24
5. Вышивка изонитью 2 5 7
6. Вышивка на ткани
Нитью, бисером 3 20 23
7. Беседы о декоративно-
прикладном творчестве
и экскурсии 1 1 2
8. Итоговое занятие.
Выставка - 2 2
Итого: 13 51 64
Программное содержание
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Ознакомление с программой. Знакомство с правилами техники безопасности. Изготовление несложной поделки.
2. Цветоведение. Знакомство с цветовой гаммой. Холодные, теплые тона. Хроматические и ахроматические цвета и дополнительные оттенки.
3. Композиция. Приемы и принципы размещения, изображения объекта на рабочей плоскости. Ритм в композиции (в орнаменте). Перспектива в композиции (линейная и воздушная).
4. Изонить - графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки. Работа с нитью. Использование циркуля, карандашей, линейки, треугольника. Изготовление различных изделий в технике «изонить».
5.-Вышивка — это искусство шитья декоративными стежками по материалу. Нитки для вышивания используют шелковые, мулине, шерстяные, металлизированные, золотые, серебряные и т. д. Для вышивки можно применять также бусы, бисер, стеклярус, монеты, полудрагоценные и даже драгоценные камни. Вышивание гладью очень напоминает рисование Стежки выполняются как мазки на картине. Изображение заполняется стежками полностью, что создает ровную гладкую поверхность вышивки
6 Квиллинг — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д.
Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.
9. Беседа и экскурсии. Беседы о декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с особенностями декоративной композиции растительного орнамента. Беседа, демонстрирование наглядного материала, объяснение. Выходы на экскурсии в музей, выставочные залы.
10. Итоговое занятие. Подведение итогов. Организация выставки работ, изготовленных детьми за год.
Методические обеспечение программы
Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т. е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности
В программе используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
- репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
- изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности обучающегося, работа психолога и т. д.)
В ходе работы создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
1. Групповая
2. Индивидуальная
Выбор методов и приемов обучения определяется с учетом:
возрастных; психофизиологических особенностей воспитанников; специфики изучения учебного материала; направления образовательной деятельности; возможности материально-технической базы; индивидуальных особенностей; индивидуальных потребностей.
Форма занятий
1. Практические занятия
2. Открытые занятия для родителей
3. Экскурсии
4. Выставки
5. Конкурсы
Условия реализации программы
Дидактический материал:
Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы. Возможно использование интернет технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты.
Материально-техническое обеспечение.
1. Хорошо проветриваемое помещение.
2. Комплект мебели.
3. Выставочные стенды.
4. Инструкционные карты.
5. Таблицы.
6. Графические изображения.
7. Схемы.
8. Образцы поэтапного выполнения работы.
9. Готовые работы для показа.
10. Компьютерные разработки (знаки зодиака, рождество, пасха, день рождения, поздравительные открытки).
11. Фотоальбомы готовых работ и выставок.
12. Альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения
зарисовок и эскизов;
13. Нитки катушечные разных цветов;
14. Тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д. ;
15. Картон;
16. Ножницы, иголки, наперсток;
17. Мел, клей ПВА, кисти, карандаши;
18. Пяльцы для вышивания.
19. Шило.
20. Специальная подставка для накалывания рисунка.
21. Наперсток для защиты пальца при вышивании.
22. Подставка и коробка для хранения инструментов.
Литература для педагогов
1. Гагарин Б. Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент, 1988.
2. Горячева Е. Волшебная Изонить, раздел: Рукоделие; газета: Фаворит № 12, 2000.
3. Гульянс Э. К. Учим детей мастерить. - Просвещение, М., 2006.
4. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - Росмэн, Москва, 1996.
5. Калмыкова Н. В., Максимова И. А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", М., 2000.
6. Левина М. И. 365 веселых уроков труда. – М. : Рольф, 1999.
7. Рукоделие. Умелые руки. Фолио, Харьков, 2009.
Литература для родителей:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Просвещение, М., 1991.
2. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - Искусство в школе, М. ,1995.
Литература для детей:
1. Бортон П., Кэйв В. Игры забавные и ужасные. - Росмэн, М., 1996.
2. Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. - Росмэн, М., 1996.
3. Гибсон Р., Тайлер Д. Веселое рождество. - Росмэн, М., 1996.
4. Делаем сами. Журнал, 2010, №1-24.
5. Минервин Г. Б. О красоте машин и вещей. - Просвещение, М., 1997.