Екатерина Зозина
Рабочая программа кружка «Юный Эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТ
Составитель:Зозина Е. А., воспитатель МДОУ Парус.
Пояснительная записка
Кружок "Юный эколог" имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «Рабочая программа кружка „Юный Эколог“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программа С. Н. Николаевой "Юный эколог.
Актуальность :
Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех. взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.
Цель программы – формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Задачами программы являются :
1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.
2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
Материал построен с учетом возрастных особенностей дошкольников и рассчитан на 1 год.
Структура программы предусматривает занятия по экологии во 2 младшей группе с сентября по май по 1 занятию в неделю продолжительностью 15 минут в группе «Ручеёк» в первой половине дня. в группе «Капитошка» во второй половине дня и составляет 37 часов в год; в средних группах с сентября по май по 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут во второй половине дня и составляет 72 часа в год.
Организация занятий предусматривает учебно-воспитательную работу в специально оборудованном помещении (в экологическом кабинете) и зимнем саду.
Программно-методическое обеспечение :
1. Программа дошкольного образования "От рождения до школы", под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. Парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
Методы, используемые для реализации работы кружка :
• Наглядные методы:
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
• Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.);
загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов.
• Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Основные направления. :
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)
Тематический план для 2 младшей и средней групп (3 – 5 лет)
Название раздела и тем программы Количество занятий
Младшая группа Средняя группа
Вводное, ознакомительное занятие 1 1
Раздел 1. Неживая природа – среда жизни растений,
животных и человека 14 22
1.1 Планета земля. 2
1.2 Свет и тепло. Сезонные явления в природе 5 8
1.3 Воздух 1 2
1.4 Почва и камни 3 4
1.5 Вода 4 5
1.6 Магнит 1 1
Раздел 2. Царство растений. 11 23
2.1 Растения 1 6
2.2 Деревья 2 4
2.3 Овощи 2 2
2.4 Фрукты 1 1
2.5 Ягоды 1 1
2.6 Цветы 1 1
2.7 Проект «Огород в зимнем саду» 3 8
Раздел 3. Царство животных 8 12
3.1 Домашние животные 3 6
3.2 Дикие животные 3 2
3.3 Птицы 1 2
3.4 Насекомые 1 2
Раздел 4. Жизнь растений и животных в природных
сообществах (экосистемах). 2 11
4.1 Лес 1 4
4.2 Пруд 2
4.3 Пустыня 2
4.4 Море 1 2
4.5 Луг 1
Раздел 5. Взаимодействие человека с природой 2
5.1 Как человек использует природу 1
5.2 Как человек охраняет природу 1
Итоговое занятие: 1 1
Итого 37 72
Перечень пособий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса:
Программы, технологии Методические пособия и материалы Учебно-наглядные пособия и материалы
Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 - 256 с.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -80 с.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -114 с.
Демонстрационный дидактический материал:
- животные России;
- фрукты и ягоды;
- овощи;
Картотека предметных картинок:
-фрукты и овощи;
-грибы;
- животные жарких стран, животный мир океанов;
- весна;
- осень;
- зима;
- лето;
Картины «Дикие и домашние животные» :
- собака со щенятами;
- ежи;
- лошадь с жеребцами;
- медвежья семья;
- зайцы;
- лиса с лисятами;
- овцы с ягнятами;
- ослы;
- верблюды;
- собака со щенятами;
- корова с теленком;
- кролики;
- кошка с котятами;
- свинья с поросятами;
- коза с козлятами;
- утки и гуси;
- куры.
Серия картин из жизни домашних животных:
- свиноферма;
- коза с козлятами;
- верблюд с верблюжонком;
- караван верблюдов;
- коза в сарае зимой;
- колхозная ферма;
- конюшня;
- овцы на пастбище;
- корова в сарае зимой;
- вывоз сена на лошади;
- собачья упряжка;
Плакаты:
- домашние животные;
- домашние и дикие животные;
- времена года;
- зима;
- осень;
- лето;
- весна;
-овощи;
- фрукты;
- животные нашего леса;
- деревья
Настольно – печатные игры:
- Живая и неживая природа
-лото «Кто где живет?»
Оборудование для ухода за растениями:
- лейки;
- пульверизаторы;
- палочки, лопатки, грабельки;
- фартуки детские
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
Дети 2 младшей группы должны знать:
Правила поведения в природе.
Основные признаки диких и домашних животных.
Некоторые виды птиц
Уметь:
Устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
Устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.
Иметь представление:
О приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
Дети средней группы должны знать:
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
Уметь :
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Пересаживать комнатные растения.
Оказывать помощь окружающей природе.
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала
Иметь представление :
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Список литературы
1. Николаева С. Н. «Юный эколог»
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»,
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2006 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 1993 г.
5. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
7. Натарова В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
8. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
9. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11. Рыжова Н. А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С. -Петербург, 2008 г.