Анастасия Клюева
Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях.
Публикация «Рабочая программа кружка „Игралочка“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Актуальность
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Цель:
формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.
Задачи:
1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.
4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.
5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Принципы построение программы:
1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
2. Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
3. Принцип единства диагностики и коррекции.
4. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
5. Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Интеграция Образовательных Областей:
Социально - коммуникативное развитие;
Физическое развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие.
Используемые методы и приемы работы с детьми:
Приемы:
1. Различные формы обучения детей
2. Игровой прием конструирования и моделирования
3. Игровые приемы: (дидактические игры, динамические паузы, физкультминутки).
Методы:
1. Словесный (разучивание пальчиковой гимнастики, чистоговорок).
2. Практический (показ способов действия с предметами).
3. Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Перечень технологий и парциальных программ воспитания и обучения дошкольников:
дидактические игры сделанные своими руками, игровые технологии в младшем дошкольном возрасте.
Парциальная программа: И. А. Лыкова «Цветные ладошки».
Форма организации детей:
Подгрупповая, групповая, индивидуальная.
Длительность занятий: 10 минут.
Учебный план кружка «Игралочка»
на 2015- 2016 учебный год.
Количество занятий
в неделю Количество занятий
в месяц Количество занятий
в год
2 8 62
Итого: 2 8 62
Критерии достижения детей кружка «Игралочка» на 2015- 2016 учебный год.
Фамилия имя ребенка Умение ориентироваться в 3 величинах одной формы (большой, поменьше, маленький) Умение сличать фигуры по цвету Умение самостоятельно называть цвета Умение сличать фигуры по форме Умение самостоятельно называть формы Умение собирать разрезные картинки из 3-4 фрагментов.
3 балла - с заданием справляется полностью 13-15 баллов - высокий уровень развития
2 балла - с заданием справляется частично 9-12 баллов - средний уровень развития
1 балл - с заданием справляется слабо 5-8 баллов - низкий уровень развития
Сентябрь Май
Высокий уровень ___ % Высокий уровень ___ %
Средний уровень ___% Средний уровень ___%
Низкий уровень ___% Низкий уровень ___%
Ожидаемые результаты:
1. Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
2. Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
3. Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
4. Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
6. Дети собирают разрезные картинки из 3-4 фрагментов.
Материалы и оборудование:
Разрезные картинки, игрушки и игры с уголка сенсорики; круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шары разного цвета; музыкальные инструменты; муляжи овощей; мешочек для д/и «Волшебный мешочек».
II СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сентябрь 1 неделя Адаптационный период Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития. Установление контакта с каждым ребенком.
В период адаптации проводятся разговоры с детьми, показ игрушек-забав, организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей.
2 неделя
Диагностика Диагностика. Заполнение диагностических карт.
Октябрь 1 неделя
Игрушки Д/игра «Разложи фигуры по цвету».
Цель: закреплять представления об основных цветах.
Рассматривание картинок «Игрушки».
Цель: закреплять умение называть красный и синий цвета.
Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. Д/игра «Собери матрешку».
Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине.
Заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».
Игра «Догони мяч»
Цель: закреплять понятие большой и маленький; учить слышать задание, соотносить слово с предметом и действием
2 неделя Игрушки Д/игра «Собери пирамидку из колец».
Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания из 3-4 колец.
И/у «Спрячь шарик в ладошках».
Цель: соотносить действия с величиной
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Д/игра «Разложи фигуры по цвету».
Цель: закреплять представления об основных цветах.
Д/и «Собери картинку»
Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
П/и «Гном»
Цель: развитие общей моторики, координации речи с движением.
3 неделя
Овощи Д/и «Собери овощи».
Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические
Рассматривание иллюстраций «Овощи».
Цель: закреплять умение узнавать и называть зелёный цвет, закреплять красный, синий, жёлтый цвета; закреплять знание круглой формы. Д/и «У кого такая же?». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Рассматривание картинок «Овощи».
Цель: закреплять умение узнавать и называть цвета; закреплять знание круглой и овальной формы.
Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.
4 неделя
Фрукты Д/и «Собери фрукты по цвету».
Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет.
Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Работа с цветными прищепками Д/и «Найди такую же».
Цель: учить детей группировать предметы, имеющие одинаковый цвет.
И/у «Что ты пробовал? (покажи, скажи)»
Цель: развивать вкусовые ощущения.
Д/игра «Выложи по образцу».
Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (цвет, величина).
Ноябрь 1 неделя
Осень Д/и «Разложим листочки на подносе»
Цель: сравнивать предметы по величине; продолжать учить различать предметы по размеру, сравнивать (такой – не такой, такой же).
И/у «Листопад»
Цель: закрепить цвета зеленый, желтый, красный.
Заучивание чистоговорки «Листопад» Д/и «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме.
П/и «Мы топаем ногами…».
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
2 неделя
Осень Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по цвету.
3 неделя
Дикие животные Д/и «Сложи бочонки». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.
И/у «Бусы для белочки»
Цель: формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе).
Пальчиковая игра «Мед в лесу медведь нашел». Д/и «Лесные детишки»
Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный».
Д/и «Что привез Мишутка?»
Цель: совершенствовать представления о геометрических формах.
Работа с цветными палочками.
4 неделя
Домашние животные Д/и «Что подарим?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Д/иг «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Конструктор «Чья конструкция длиннее?». И/у «Собери картинку»
Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Д/игра «Выложи по образцу».
Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (форма, цвет). Логоритмическое упражнение «Кошечка»
Цель: развитие координации речи с движением.
Декабрь 1 неделя
Птицы Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Д/игра «Найди такую же птичку».
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины.
Логоритмическое упражнения ««Птички поют» Д/и «Покормим птичек» Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (цвет, величина).
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
2 неделя
Мой дом И/у «Сравни»
Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой, маленький»; уточнить представления о цвете, форме и качестве предметов: продолжать соотносить предметы по величине.
Работа с разноцветной мозаикой. Д/и «Башня из кубов».
Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине.
Конструктор «Чья конструкция выше?».
Д/игра «Чередование домов».
Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.
3 неделя Посуда
Д/и «Чайная посуда»
Цель: Закреплять знание основных цветов; учить соотносить предметы разные по свойствам; учить осуществлять выбор из предметов двух разновидностей.
Д/и «Найди такую же».
Цель: учить детей группировать предметы, имеющие форму.
Мп/игра «Запомни свой цвет». Д/и «Собери картинку»
Цель: Учить складывать картинки из 3 частей. Д/игра «Найди такую же чашку».
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания.
Работа со стержнями для нанизывания цветных колец.
4 неделя
Я играю Д/и «Найди игрушку»
Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий».
Д/игра «Чередование флажков».
Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету.
Работа с конструктором Д/и «Игрушки для Оли и Коли»
Цель: продолжать учить различать и называть цвета; определять свойства предметов (мягкий, колючий, гладкий, шершавый, тёплый, холодный).
Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Январь 1 неделя
Новый год И/у «Что звучит?»
Цель: учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть.
Д/и «Разложи снежинки».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Логоритмическое упражнение «Снеговик» И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей.
Д/игра «Чередование снежинок».
Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по форме, величине.
Логоритмическое упражнение «Снеговик» (повторение)
2 неделя
Зима И/и «Маленькие и большие ножки идут по дорожке»
Цель: учить понимать слова «длинная, короткая».
Д/и «Где спрятался предмет?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий, большой, маленький». Д/и «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
3 неделя
Зима Д/и «Собери узор». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине.
Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по цвету.
Пальчиковая игра «Мед в лесу медведь нашел». Д/и «Зима»
Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный».
Д/и «Подарки»
Цель: совершенствовать представления о геометрических формах.
Работа с цветными палочками.
4 неделя
Зимние забавы Д/игра «Сложи снеговика».
Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Д/и «Разложи снежинки».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Работа с цветной мозаикой
февраль 1 неделя
Мои друзья Д/и «Что подарим?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Д/иг «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Конструктор «Чья конструкция длиннее?». И/у «Собери картинку»
Цель: Учить складывать картинки из 3 частей.
Д/игра «Выложи по образцу».
Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (форма, цвет).
2 неделя
Одежда Д/и «Оденем куклу»
Цель: Учить понимать слова «такой – не такой», «разные», группировать по цвету, находить пару (варежки, носочки, сапожки).
Д/игра «Выложи по образцу».
Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (цвет, величина).
Рассматривание картинок по теме «Одежда» и название, какого цвета. Д/и «Что нужно куколке красавице?». Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.
И/у «Будь внимательным»
Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название основных цветов (красный шарф, красная майка и т. д.)
3 неделя
Одежда Д/и «Разные варежки и шапки, шарфы».
цель: продолжать развивать представления детей о форме, величине, цвете.
И/у «Спрячь шарик в ладошках».
Цель: соотносить действия с величиной
Работа с сортировочным ящиком с прорезями Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Работа с цветными палочками.
И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей
4 неделя
Обувь Д/и «Парные картинки»
Цель: продолжать учить понимать слова «такой – не такой», «разные», «такой же», группировать по цвету, находить пару.
Д/и «Двойняшки».
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков. Д/и «Найди такой же сапог».
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины и цвета.
И/у «Будь внимательным»
Цель: обучать группировать предметы по цвету, величине.
Март 1 неделя Машины
Д/и «Найди что-нибудь круглое». Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу.
Д/и «Здравствуй,
паровозик».
Цель: учить раскладывать вагончики от большого к маленькому.
Хороводная игра
«Ровным кругом». Д/и «Подбери машинку по цвету». Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету.
Кубики «Построй, как я»
Цель: закреплять представления о цветах, о величине предметов, развитие конструктивного праксиса
2 неделя
Машины И/у «Будь внимательным»
Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название основных цветов.
Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по форме. И/у «Большие и маленькие мячики».
Цель: продолжать различать цвет и величину (большой – маленький);развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Пальчиковая гимнастика «Машины»
3 неделя
Весна
Д/и «Двойняшки».
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Найди вазу»
Цель: продолжать формировать умение различать цвета; учить совмещать цветок с вазой; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук. Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине, цвету.
И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
4 неделя
Весна Д/и «Найди такой же цветок»
Цель: учить детей выделять величину предмета, отвлекаясь от других его признаков.
И/у «Спрячь шарик в ладошках».
Цель: соотносить действия с величиной
Пальчиковая гимнастика «Весна» Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей
Мп/игра «Запомни свой цвет».
Апрель 1 неделя
Мебель И/у «Будь внимательным»
Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название основных цветов (красный шарф, красная майка и т. д.).
Д/и «Стол и стул»
Цель: совершенствовать умение определять величину предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук. Д/и «Разложи по росту».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/и «Найди пару». Цель: учить детей находить предметы одной формы.
Работа с конструктором.
Пальчиковая гимнастика «На столе»
2 неделя
Мебель Д/игра «Найди такой же шкаф».
Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины и цвета.
Мп/игра «Запомни свой цвет».
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. Д/и «Какая мебель».
Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Конструктор «Собери конструкцию из деталей» (цвет задает педагог)
3 неделя
Цветы Д/и «Разложи цветы».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/и «Найди пару»
Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Найди вазу»
Цель: продолжать формировать умение различать цвета; учить совмещать цветок с вазой; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя
Семья Д/и «Друзья».
Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Закрой окошко»
Цель: учить сравнивать, рассматривать геометрические фигуры. Д/и «Семья».
Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине.
Д/и «Чей коврик лучше»
Цель: развивать зрительное восприятие плоскостных фигур.
Май 1 неделя
Семья Мп/игра «Запомни свой цвет».
«Геометрическое лото»
Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать по образцу Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
И/у «Посмотри»
Цель: обучать группировать предметы по форме.
Работа с конструктором.
2 неделя Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы.
Д/и «Какой?»
Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный».
Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы.
3 неделя Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков.
И/у «Спрячь шарик в ладошках».
Цель: соотносить действия с величиной
Работа с конструктором Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по форме.
И/у «Разрезная картинка»
Цель: учить складывать картинки из 4 частей
Пальчиковая гимнастика повторение
4 неделя Диагностика
III СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.
4. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
5. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей. [Текст]: популярное пособие для родителей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997.- 235с. б.
6. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. [Текст]: методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. - М: Мозаика – Синтез, 2006.446с. С126 – 138.
7. Пилюгина, Э. Г. игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. [Текст]: «библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. - М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.
8. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.
9. Смирнова, Е. игры, развивающие мышление. [Текст]: Е. Смирнова // дошкольное воспитание. - 2009№4.- стр. 22- 32.
10. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: методическое пособие /Е. А. Янушко. -М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с. С. 3 –
11. Земцова, О. Н. Умные книжки. [Текст]: «Тесты для детей» 2 – 3 лет/ О. Н. Земцова. - М: «Издательская группа АТТИКУС», 2008.
12. Колесникова, Е. В. Две книги в одной. [Текст]: лицей для малышей 2 – 3 лет, тесты для детей 3 лет/Е. В. Колесникова. - М: издательство ЮВЕНТА, 2006. – 47с. С18 – 22.