Лучший педагог года

Рабочая программа кружка «Почемучки» в старшей группе

Нина Архипова
Рабочая программа кружка «Почемучки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывающие для себя все новые и новые объекты, явления, закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

«Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности, но не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых. Необходимо уметь открыть перед ребенком в окружающем мире что–то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.» (В. А. Сухомлинский)

Публикация «Рабочая программа кружка „Почемучки“ в старшей группе» размещена в разделах

Работая в дошкольном учреждении нужно стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, одним из перспективных и эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза сравнения, классификации, обогащения.

-развивается речь, возникает необходимость давать отчет об увиденном предмете, формулировать закономерности и делать выводы.

- Происходит накопление фонда умственных умений.

- формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.

-формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая деятельность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: он рвет бумагу и смотрит, что получается, проводит опыты с разными предметами. Все это- объекты исследования. Дети любят ставить эксперименты, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное, наглядно- образное мышление. Экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые пять лет – практически единственный способ познания мира.

Учитывая интересы, возрастные особенности потребности, жизненный опыт разработан перспективный план кружка «ПОЧЕМУЧКИ», основное направление которого- организация экспериментальной деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать предметные знания, умения, навыки экологической направленности.

2. Вызвыть интерес к поисковой деятельности. Развивать познавательную инициативу.

3. Расширять кругозор в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4. Развивать личностные качества (умение работать в команде, доводить начатое до конца, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально – полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуацией неопределенности, проявлять инициативу.

Актуальность: актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

Деятельность кружка организуется во второй половине дня.

Время проведения: 15.40-16.00(16.05)

Форма организации:

-непосредственно – организованная деятельность

- совместная деятельность

-самостоятельная деятельность

Продолжительность: 20-25минут

Место проведения: групповая комната, участок.

Перспективный план кружка «ПОЧЕМУЧКИ»

месяц Тема занятия

сентябрь 1. тема «Песочные струйки, чудесные фигурки»

Цель: Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, легко сыпется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, влажный песок можно формировать, мокрый – темный, сухой – светлый.

Материал и оборудование: бутылочки, сухой песок, воронки, вода, лопаточки, ведерки, формочки.

2. тема «Делаем дорожки и узоры (почему не получился пирожок)

Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, и мокрого – нет. Сухой песок – сыпучий, из него нельзя сделать куличики, а из влажного - можно. Материал и оборудование: Лейка с водой прозрачные емкости с сухим песком мерные стаканчики с водой, формочки, лупа, сито.

3. тема «Глина»

Цель: Выявить свойства глины: влажная, вязкая, мокрая, глина может изменять форму, ее можно делить на части, из глины можно лепить. Дать возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах глины.

Материал и оборудование: глиняные предметы, глина, сосуды с водой, салфетки, лоскутки ткани.

4. «Сравнение глины с песком» (поможем Незнайке вылепить посуду)

Цель: Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представление о том, что из глины можно лепить, а из песка нельзя. Из глины делают различные предметы быта и игрушки, глиняные предметы могут разбиться.

Материал и оборудование; розетки с сухим песком, сухой глиной, влажным песком, влажной глиной, вода, формочки для песка, глиняные изделия.

октябрь 1. тема «Воздух, поиск воздуха.»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, легкий,

Материал и оборудование: ленточки, флажки, полиэтиленовые пакеты.

2. тема «Игры с воздушными шариками и соломинкой»

Цель: познакомить детей с тем. что внутри человека тоже есть воздух. помочь его обнаружить.

Материал и оборудование: трубочки для коктейля, емкости с водой, воздушные шары: один надутый слабо, другой – сильно – упругий.

3. «Почему осенью листья желтеют» (прохождение экологической тропы)

Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно – следственные связи. Показать детям связь между цветом листьев и понижением температуры.

Материал и оборудование: настоящие листья разных окрасок.

4. «Узнай на вкус» (дидактическая игра «Помоги Маше»)

Цель: Учить детей определять вкус разных продуктов (соленый, сладкий, кислый). Развивать умение классифицировать по группам и делать выводы.

Материал и оборудование: тарелочки с мелко нарезанными овощами и фруктами, стаканчики с соленой, сладкой, кислой кипяченой водой.

ноябрь 1. тема: «Чудо-вода»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода- жидкость, вода- прозрачная, вода- не имеет вкуса, вода не имеет запаха, вода- растворитель. Закрепить знания об агрегатном состоянии воды. Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Развивать любознательность, познавательный интерес.

Материал и оборудование: соль, сахар, молоко, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки.

2. тема: «Горячо – холодно»

Цель: научить определять температуру воды на ощупь, и температуру других предметов.

Материал и оборудование: пластиковые бутылки с теплой и холодной водой, мелкие игрушки.

3. тема «Чудесный мешочек»

Цель: продолжать учить определять температуру жидких веществ, твердых предметов (металлические холоднее, деревянные –теплее)

Материал и оборудование: мелкие предметы из дерева, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики)

4. тема «Тайны снега и льда»

Цель: Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Расширять представления о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Материал и оборудование: емкости со льдом и снегом, по два пустых стакана на каждого ребенка, по две снежинки на ребенка, посылка, игрушка Снеговик.

декабрь 1. тема «Вода, изготовление цветных льдинок»

Цель: продолжать знакомить с двумя состояниями воды -твердым и жидким, выявить свойства и качество воды: превращается в лед (воду можно окрасить в любой цвет) Цветные льдинки можно вынуть из форм подогрев их в горячей воде.

Материал и оборудование: разнообразные формочки, веревочки, емкости с водой, гуашевые краски.

2. «Дерево умеет плавать»

Цель: расширять знания о дереве, его качествах и свойствах; устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Материал и оборудование: деревянные брусочки, образцы материалов железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани. Емкости с водой.

3. «Удивительный сахар» (напоим куклу чаем)

Цель: познакомить детей со свойствами сахара (колется на мелкие кусочки, сладкий, очень быстро растворяется в теплой и горячей воде)

Материалы и оборудование: кусковой сахар, маленький молоточек, стаканчики с теплой водой, кукла, чайный детский сервиз.

4. «Волшебное сито»

Цель: познакомить детей со способом отделения крупных комочков от песка, манной крупы от крупной (рис)с помощью сита

Материал и оборудование: совочки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа, рис, песок, мелкие камушки.

январь 1. тема «Если хочешь быть здоров»

Цель: Расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни (показать зависимость здоровья человека от правильного питания)

Закреплять умение группировать предметы по разным признакам, развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности.

Материал и оборудование: емкости для воды, фрукты, предметные картинки с изображением продуктов питания, бумага, фломастеры.

2. тема «Ветер-невидимка»

Цель: Уточнить представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и в жизни людей. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, уточняя знания о таком природном явлении, как ветер, его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

Материалы и оборудование: два больших обруча, два «портрета» ветра, соломки-трубочки для рисования, гуашь, баночки с водой, кисточки, кораблик с парусом, веер.

3. тема «Знакомство с камнями»

Цель: дать представление, что камни бывают разные, многие камни очень прочные и твердые, их используют в строительстве зданий, дорог, мостов. Расширять знания о разнообразии камней: гладкий, шероховатый, твердый, блестящий.

Материал и оборудование: разнообразные камни, лупа.

февраль 1. тема «Ознакомление со свойствами бумаги»

Цель познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, размокает в воде, толстая бумага рвется труднее, намокает в воде дольше

Материал и оборудование: разные виды тонкой и толстой бумаги полоски, емкости с водой.

2. тема «Знакомство с тканью»

Цель: познакомить со свойствами ткани: мнется, рвется, намного прочнее чем бумага, но ее можно стирать и гладить. расширять знания о применении ткани.

Материал и оборудование: разнообразные отрезки ткани, емкости для воды, разные картинки с предметами одежды.

3. тема «Узнай все о себе»

Цель: познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

Материал и оборудование: воздушные шары (два надутых, один сдутый) резиновые перчатки, резинка для волос.

4. тема «Земля- наша кормилица»

Цель: дать представление о том. Что почва- верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Материал и оборудование: макет «Гора», тазик, бумага, цветные карандаши.

март 1. тема «Волшебная кисточка» (как получаются разные цвета)

Цель: получить путем смешивания основных цветов красок новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материал и оборудование: краски (желтая, красная: синяя, бумага для рисования.

2. тема «Магнит. Волшебная рукавичка»

Цель: показать способность магнита притягивать некоторые предметы, учить делать выводы.

3. тема «Какие мы разные»

Цель: познакомить со свсйствами разных предметов: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, дать детям представление о плавучести предметов (плавучесть предмета зависит не от размера и веса предмета, а от того из чего он сделан.

Материал и оборудование: бумага, различные металлические, пластмассовые, деревянные предметы, магнит, пенопласт, бумажные кораблики.

4. тема «Экологическая тропа весной (березовый сок)

Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе: у березы начинается движение сока (береза оживает после зимней спячки) задолго до того, как появляются почки.

Материал и оборудование: баночка для сбора березового сока

апрель 1тема «Растения»

Цель: выявить необходимые условия для роста и развития растений.

Материалы и оборудование: комнатные растения, картонная коробка, емкость водой, предметы ухода за растениями

2. тема «Хитрые семена»

Цель: познакомить со способом проращивания семян.

Материал и оборудование: семена фасоли, кабачков, тыквы, баночки с землей на каждого ребенка, лейка, палочки, салфетки.

3. «Посадка лука»

Цель: закреплять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет) Дать элементарное понятие о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Материал и оборудование: земля, стаканчики, лейка, салфетки, лук.

4. «Что есть у каждого растения»

Цель: дать детям знания о строении растений (ствол, стебель, листья). Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений.

Материал и оборудование: карточки с нарисованными частями растений, 6-8 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, несколько стаканчиков с водой, в которых находятся побеги растений, давшие корни, палочки для рыхления земли.

май 1. тема «Может ли растение жить без воды и света, есть ли вода внутри растений»

Цель: выявить зависимость жизни растений от воды и света. Показать, что внутри растений есть вода. Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды и света, стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Материалы и оборудование: 6-8 комнатных растений, листья разных растений (фикус, плющ, сингониум, лейка с водой, три стаканчика с водой, три стаканчика пустых.

2. тема «Семена растений»

Цель: у каждого растения есть семена, выделить что общее в строении семян (ядрышко, оболочка). Побудить к называнию строения семян (ядрышко, оболочка)

Материалы и оборудование: лупа, молоточек, коллекция семян: косточки абрикосов, вишни, сливы, семена тыквы, яблок, груш, бумага для рисования, карандаши.

3. тема «Свет. Солнечный зайчик»

Цель: показать детям, что солнце отражается на гладких блестящих предметах, научить пускать солнечные зайчики (отражать свет зеркалом)

Материал и оборудование: маленькие зеркала на каждого ребенка.

4. тема «Что такое крупа. В гостях у профессора Всезная»

Цель: Познакомить детей с понятием крупа, откуда берутся крупы, для чего они нужны, с разнообразием круп (рис, манка, пшено, гречка, пшеничная, овсяная и т. д.)

Материалы и оборудование: крупы в мешочках, тарелочки на каждого ребенка, лупы.

Методическое обеспечение:

1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации под ред. Л. Н. Прохорова 3 изд. исп. Москва АРКТИ 2005 г.

3. Нищеева Н. В. Опытно-экпериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017г.

4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.

5. Интернет- ресурсы.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по квиллингу «Волшебный завиток» Пояснительная записка В настоящее время у многих детей плохо развита мелкая моторика рук. Изучение развития тонких дифференцированных движений.

Рабочая программа кружка «Чудесные фигурки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204» г. Чебоксары Рабочая программа кружка «Чудесные.

Рабочая программа кружка «Игровой английский» Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: - примерной программы «Английский язык для малышей» Авторы: Шишкова И. А. ,.

Рабочая программа кружка «Я начинаю читать» Пояснительная записка Парциальная образовательная программа «Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки.

Рабочая программа кружка по изонити «Волшебная ниточка» Введение. Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Рабочая программа кружка по развитию речи «Словотворчество» Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном.

Рабочая программа кружка по тестопластике «Белая ворона» Актуальность Лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она способствует развитию фантазии, творческих навыков, зрительного.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» в средней группе «Колокольчик» на 2017–2018 учебный год. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связанно.

Рабочая программа логоритмического кружка «Ритмическая Радуга» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО КРУЖКА «РИТМИЧЕСКАЯ РАДУГА» Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Составила: Павлова Маргарита.

Рабочая программа спортивного кружка «Здоровячок» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Почемучки» в старшей группе
Опубликовано: 23 августа 2018 в 19:14
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Почемучки» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Нина Архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД