Нина Архипова
Рабочая программа кружка «Почемучки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывающие для себя все новые и новые объекты, явления, закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
«Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности, но не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых. Необходимо уметь открыть перед ребенком в окружающем мире что–то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.» (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Рабочая программа кружка „Почемучки“ в старшей группе» размещена в разделах
Работая в дошкольном учреждении нужно стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, одним из перспективных и эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза сравнения, классификации, обогащения.
-развивается речь, возникает необходимость давать отчет об увиденном предмете, формулировать закономерности и делать выводы.
- Происходит накопление фонда умственных умений.
- формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.
-формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая деятельность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: он рвет бумагу и смотрит, что получается, проводит опыты с разными предметами. Все это- объекты исследования. Дети любят ставить эксперименты, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное, наглядно- образное мышление. Экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые пять лет – практически единственный способ познания мира.
Учитывая интересы, возрастные особенности потребности, жизненный опыт разработан перспективный план кружка «ПОЧЕМУЧКИ», основное направление которого- организация экспериментальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать предметные знания, умения, навыки экологической направленности.
2. Вызвыть интерес к поисковой деятельности. Развивать познавательную инициативу.
3. Расширять кругозор в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
4. Развивать личностные качества (умение работать в команде, доводить начатое до конца, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально – полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуацией неопределенности, проявлять инициативу.
Актуальность: актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.
Деятельность кружка организуется во второй половине дня.
Время проведения: 15.40-16.00(16.05)
Форма организации:
-непосредственно – организованная деятельность
- совместная деятельность
-самостоятельная деятельность
Продолжительность: 20-25минут
Место проведения: групповая комната, участок.
Перспективный план кружка «ПОЧЕМУЧКИ»
месяц Тема занятия
сентябрь 1. тема «Песочные струйки, чудесные фигурки»
Цель: Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, легко сыпется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, влажный песок можно формировать, мокрый – темный, сухой – светлый.
Материал и оборудование: бутылочки, сухой песок, воронки, вода, лопаточки, ведерки, формочки.
2. тема «Делаем дорожки и узоры (почему не получился пирожок)
Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, и мокрого – нет. Сухой песок – сыпучий, из него нельзя сделать куличики, а из влажного - можно. Материал и оборудование: Лейка с водой прозрачные емкости с сухим песком мерные стаканчики с водой, формочки, лупа, сито.
3. тема «Глина»
Цель: Выявить свойства глины: влажная, вязкая, мокрая, глина может изменять форму, ее можно делить на части, из глины можно лепить. Дать возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах глины.
Материал и оборудование: глиняные предметы, глина, сосуды с водой, салфетки, лоскутки ткани.
4. «Сравнение глины с песком» (поможем Незнайке вылепить посуду)
Цель: Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представление о том, что из глины можно лепить, а из песка нельзя. Из глины делают различные предметы быта и игрушки, глиняные предметы могут разбиться.
Материал и оборудование; розетки с сухим песком, сухой глиной, влажным песком, влажной глиной, вода, формочки для песка, глиняные изделия.
октябрь 1. тема «Воздух, поиск воздуха.»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, легкий,
Материал и оборудование: ленточки, флажки, полиэтиленовые пакеты.
2. тема «Игры с воздушными шариками и соломинкой»
Цель: познакомить детей с тем. что внутри человека тоже есть воздух. помочь его обнаружить.
Материал и оборудование: трубочки для коктейля, емкости с водой, воздушные шары: один надутый слабо, другой – сильно – упругий.
3. «Почему осенью листья желтеют» (прохождение экологической тропы)
Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно – следственные связи. Показать детям связь между цветом листьев и понижением температуры.
Материал и оборудование: настоящие листья разных окрасок.
4. «Узнай на вкус» (дидактическая игра «Помоги Маше»)
Цель: Учить детей определять вкус разных продуктов (соленый, сладкий, кислый). Развивать умение классифицировать по группам и делать выводы.
Материал и оборудование: тарелочки с мелко нарезанными овощами и фруктами, стаканчики с соленой, сладкой, кислой кипяченой водой.
ноябрь 1. тема: «Чудо-вода»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода- жидкость, вода- прозрачная, вода- не имеет вкуса, вода не имеет запаха, вода- растворитель. Закрепить знания об агрегатном состоянии воды. Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Развивать любознательность, познавательный интерес.
Материал и оборудование: соль, сахар, молоко, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки.
2. тема: «Горячо – холодно»
Цель: научить определять температуру воды на ощупь, и температуру других предметов.
Материал и оборудование: пластиковые бутылки с теплой и холодной водой, мелкие игрушки.
3. тема «Чудесный мешочек»
Цель: продолжать учить определять температуру жидких веществ, твердых предметов (металлические холоднее, деревянные –теплее)
Материал и оборудование: мелкие предметы из дерева, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики)
4. тема «Тайны снега и льда»
Цель: Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Расширять представления о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Материал и оборудование: емкости со льдом и снегом, по два пустых стакана на каждого ребенка, по две снежинки на ребенка, посылка, игрушка Снеговик.
декабрь 1. тема «Вода, изготовление цветных льдинок»
Цель: продолжать знакомить с двумя состояниями воды -твердым и жидким, выявить свойства и качество воды: превращается в лед (воду можно окрасить в любой цвет) Цветные льдинки можно вынуть из форм подогрев их в горячей воде.
Материал и оборудование: разнообразные формочки, веревочки, емкости с водой, гуашевые краски.
2. «Дерево умеет плавать»
Цель: расширять знания о дереве, его качествах и свойствах; устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Материал и оборудование: деревянные брусочки, образцы материалов железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани. Емкости с водой.
3. «Удивительный сахар» (напоим куклу чаем)
Цель: познакомить детей со свойствами сахара (колется на мелкие кусочки, сладкий, очень быстро растворяется в теплой и горячей воде)
Материалы и оборудование: кусковой сахар, маленький молоточек, стаканчики с теплой водой, кукла, чайный детский сервиз.
4. «Волшебное сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения крупных комочков от песка, манной крупы от крупной (рис)с помощью сита
Материал и оборудование: совочки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа, рис, песок, мелкие камушки.
январь 1. тема «Если хочешь быть здоров»
Цель: Расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни (показать зависимость здоровья человека от правильного питания)
Закреплять умение группировать предметы по разным признакам, развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности.
Материал и оборудование: емкости для воды, фрукты, предметные картинки с изображением продуктов питания, бумага, фломастеры.
2. тема «Ветер-невидимка»
Цель: Уточнить представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и в жизни людей. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, уточняя знания о таком природном явлении, как ветер, его особенностях и значении для человека и окружающего мира.
Материалы и оборудование: два больших обруча, два «портрета» ветра, соломки-трубочки для рисования, гуашь, баночки с водой, кисточки, кораблик с парусом, веер.
3. тема «Знакомство с камнями»
Цель: дать представление, что камни бывают разные, многие камни очень прочные и твердые, их используют в строительстве зданий, дорог, мостов. Расширять знания о разнообразии камней: гладкий, шероховатый, твердый, блестящий.
Материал и оборудование: разнообразные камни, лупа.
февраль 1. тема «Ознакомление со свойствами бумаги»
Цель познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, размокает в воде, толстая бумага рвется труднее, намокает в воде дольше
Материал и оборудование: разные виды тонкой и толстой бумаги полоски, емкости с водой.
2. тема «Знакомство с тканью»
Цель: познакомить со свойствами ткани: мнется, рвется, намного прочнее чем бумага, но ее можно стирать и гладить. расширять знания о применении ткани.
Материал и оборудование: разнообразные отрезки ткани, емкости для воды, разные картинки с предметами одежды.
3. тема «Узнай все о себе»
Цель: познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.
Материал и оборудование: воздушные шары (два надутых, один сдутый) резиновые перчатки, резинка для волос.
4. тема «Земля- наша кормилица»
Цель: дать представление о том. Что почва- верхний слой земли; познакомить с составом почвы.
Материал и оборудование: макет «Гора», тазик, бумага, цветные карандаши.
март 1. тема «Волшебная кисточка» (как получаются разные цвета)
Цель: получить путем смешивания основных цветов красок новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Материал и оборудование: краски (желтая, красная: синяя, бумага для рисования.
2. тема «Магнит. Волшебная рукавичка»
Цель: показать способность магнита притягивать некоторые предметы, учить делать выводы.
3. тема «Какие мы разные»
Цель: познакомить со свсйствами разных предметов: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, дать детям представление о плавучести предметов (плавучесть предмета зависит не от размера и веса предмета, а от того из чего он сделан.
Материал и оборудование: бумага, различные металлические, пластмассовые, деревянные предметы, магнит, пенопласт, бумажные кораблики.
4. тема «Экологическая тропа весной (березовый сок)
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе: у березы начинается движение сока (береза оживает после зимней спячки) задолго до того, как появляются почки.
Материал и оборудование: баночка для сбора березового сока
апрель 1тема «Растения»
Цель: выявить необходимые условия для роста и развития растений.
Материалы и оборудование: комнатные растения, картонная коробка, емкость водой, предметы ухода за растениями
2. тема «Хитрые семена»
Цель: познакомить со способом проращивания семян.
Материал и оборудование: семена фасоли, кабачков, тыквы, баночки с землей на каждого ребенка, лейка, палочки, салфетки.
3. «Посадка лука»
Цель: закреплять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет) Дать элементарное понятие о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Материал и оборудование: земля, стаканчики, лейка, салфетки, лук.
4. «Что есть у каждого растения»
Цель: дать детям знания о строении растений (ствол, стебель, листья). Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений.
Материал и оборудование: карточки с нарисованными частями растений, 6-8 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, несколько стаканчиков с водой, в которых находятся побеги растений, давшие корни, палочки для рыхления земли.
май 1. тема «Может ли растение жить без воды и света, есть ли вода внутри растений»
Цель: выявить зависимость жизни растений от воды и света. Показать, что внутри растений есть вода. Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды и света, стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Материалы и оборудование: 6-8 комнатных растений, листья разных растений (фикус, плющ, сингониум, лейка с водой, три стаканчика с водой, три стаканчика пустых.
2. тема «Семена растений»
Цель: у каждого растения есть семена, выделить что общее в строении семян (ядрышко, оболочка). Побудить к называнию строения семян (ядрышко, оболочка)
Материалы и оборудование: лупа, молоточек, коллекция семян: косточки абрикосов, вишни, сливы, семена тыквы, яблок, груш, бумага для рисования, карандаши.
3. тема «Свет. Солнечный зайчик»
Цель: показать детям, что солнце отражается на гладких блестящих предметах, научить пускать солнечные зайчики (отражать свет зеркалом)
Материал и оборудование: маленькие зеркала на каждого ребенка.
4. тема «Что такое крупа. В гостях у профессора Всезная»
Цель: Познакомить детей с понятием крупа, откуда берутся крупы, для чего они нужны, с разнообразием круп (рис, манка, пшено, гречка, пшеничная, овсяная и т. д.)
Материалы и оборудование: крупы в мешочках, тарелочки на каждого ребенка, лупы.
Методическое обеспечение:
1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации под ред. Л. Н. Прохорова 3 изд. исп. Москва АРКТИ 2005 г.
3. Нищеева Н. В. Опытно-экпериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017г.
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.
5. Интернет- ресурсы.