Люция Федотова Мингазетдиновна
Рабочая программа кружка «Роботенок» старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
Учреждение муниципального образования город Нягань
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
Деятельности по социально-личностному направлению развитию детей № 11
«Ёлочка»
Рабочая программа кружка «Роботенок»
старшей группы №8 «Теремок».
2016/2017 учебный год
Публикация «Рабочая программа кружка „Роботенок“ старшей группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Робототехника. Программы дополнительного образования
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатели: Федотова Л. М
Юсупова З. М.
2016 год
Пояснительная записка.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г. В. Плеханов и Б. П. Никитин отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Об этом же много лет назад в своей книге об игрушках писал французский социолог и философ Роланд Бартес, говоря, что главным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный миру взрослых, состоящий из предметов взрослых, только в миниатюре: «К этому космосу веры и сложных переложений ребенок может относиться только как собственник и потребитель, никогда – как изобретатель и творец. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-потребителей, а не детей-творцов». В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. ЛЕГО-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Оживи свою модель» и другие). Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека, а для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Цель программы : Формирование творческо-конструктивных способностей и активности дошкольников посредством образовательных конструкторов и робототехники. Задачи: • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, к техническому творчеству. • Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. • Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. • Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца. • Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность. • Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас. • Развивать мелкую моторику. • Развивать память, внимание. • Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки. • Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и постройкам других детей. • Воспитывать толерантность друг к другу.
Учебно – тематический план кружка
№
п/п Тема Содержание Количество Дата Примечание
1 Знакомство с ЛЕГО. Конструирование по замыслу. Познакомить детей с конструктором ЛЕГО. Исследование, анализ и обыгрывание полученных построек.
1
14.10.16
2 «Исследователи»
(конструктор «Малыш») Познакомить с новыми названиями и назначением деталей конструктора. Изучение типовых соединений деталей. Показать и рассказать, где и для чего они используются. Закрепить полученные навыки в конструировании. Учить комментировать свои действия, работать в паре, устанавливать контакт и поддерживать разговор. Обыгрывание построек.
1
21.10.16
3 Наш двор Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию 2 сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения.
1
28.10.16
4 Городской пейзаж Обсуждение: какие дома есть в нашем городе. Дом снаружи и внутри: крыша, колонны, двери, окна, полы и перекрытия, балконы. Показать новые детали схемы. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Опыт с постройками - испытание моделей на устойчивость.
1
11.11.16
5 Сказочная страна. Рассказать об особенностях сказочных построек. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать и закреплять навыки построения сказочных героев, сказочного транспорта, устойчивых и симметричных моделей зданий.
1
18.11.16
6 Транспорт Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора ЛЕГО; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции. Развивать умение договариваться, объединять свои постройки. Знать и понимать особенности схемы.
Работа с программным обеспечением. Продолжать знакомство детей с правилами дорожного движения, с дорожными знаками.
1
25.11.16
7 Автозаправочная станция. Гараж для машин. Обсуждение: что такое автозаправочная станция, гараж, как они выглядят, кто там работает, откуда берется горючее. Конструирование по подгруппам автозаправочной станции, гаража для машин. 02.12.16
8 Воздушный транспорт, космос Воздушный транспорт, космос Презентация «Космос». Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать речь: загадки о космосе, чтение стихов. Строительство летательных аппаратов. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. 09.12.16
9 Воздушный транспорт, космос Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. Знать и понимать особенности схемы.
Работа с программным обеспечением 16.12.16
10 Выставка работ Лего - фестиваль. Презентация детьми моделей, собранных по их замыслу, предоставленным схемам, картинкам. Конструирование по замыслу. Исследование и анализ полученных построек. 23.12.16
11 Знакомство с конструктором ПервоРобот. Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас». Что входит в конструктор ПервоРобот. Организация рабочего места. Техника безопасности. 13.01.17
12 Знакомство с конструктором Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире. О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Символы. Терминология 20.01.17
13 Собака Первые шаги в конструировании с My robot Time (story). Правила скрепления деталей. Прочность конструкции. Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Закреплять полученные навыки. Воспитывать творческие способности. 27.01.17
14 Собака Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. Знать и понимать особенности схемы. Работа с программным обеспечением. 03.02.17
15 Собака Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Учить задавать программу двигателя постоянного тока для управления движением робота.
10.02.17
16 Поросенок Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Правила скрепления деталей. Прочность конструкции. Конструирование по замыслу. Проектирование моделей- роботов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук и навыки конструирования. 17.02.17
17 Поросенок Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. Знать и понимать особенности схемы. Работа с программным обеспечением. 24.02.17
18 Поросенок Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Учить задавать программу двигателя постоянного тока для управления движением робота. 03.03.17
19 Крокодил Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Правила скрепления деталей. Прочность конструкции. Конструирование по замыслу. Проектирование моделей- роботов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук и навыки конструирования. 10.03.17
20 Крокодил Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. Знать и понимать особенности схемы. Работа с программным обеспечением. 17.03.17
21 Крокодил Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Учить задавать программу двигателя постоянного тока для управления движением робота. 24.03.17
22 Кролик Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Правила скрепления деталей. Прочность конструкции. Конструирование по замыслу. Проектирование моделей- роботов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук и навыки конструирования.
31.03.17
23 Кролик Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. Знать и понимать особенности схемы. Работа с программным обеспечением.
07.04.17
24 Кролик Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Учить задавать программу двигателя постоянного тока для управления движением робота. 14.04.17
25 Утенок Знакомство с конструктором FUN8BOT. Показать новую модель. Вызвать у детей интерес к новому заданию. Правила скрепления деталей. Прочность конструкции. Конструирование по замыслу. Проектирование моделей- роботов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук и навыки конструирования. 21.04.17
26 Утенок Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Воспитывать усидчивость. Знать и понимать особенности схемы. Работа с программным обеспечением. 28.04.17
27 Утенок Продолжать работу. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Учить задавать программу двигателя постоянного тока для управления движением робота. 05.05.17
28 Подготовка к фестивалю "Юный техник" Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творчество, фантазию, первые навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей деятельности. Фантазируй! Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. 12.05.17
29 Проведение фестиваля"Юный техник". Выставка работ Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей деятельности. Развивать коммуникативную компетентность совместной продуктивной деятельности. Презентация детьми моделей, собранных по их замыслу, предоставленным схемам, картинкам. 19.05.17
Использованная литература: 1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001. 2. М. С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всероссийский учебно. -методический центр образования Робототехники. -М. : Изд. -полиграф. центр «Маска» - 2013.
3. -Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
4. -Кружок робототехники, [электронный ресурс]//https://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
5. -В. А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//https://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2011 г.