Наталья Шишкина
Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Введение
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Публикация «Рабочая программа кружка по развитию речи „Говорушка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими : он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Актуальность
Актуальность состоит в том, что многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.
Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н. К. Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят
детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.
Цель и задачи
Начав работать с детьми, я поставила перед собой цель: развить связную речь детей через введение в работу дидактических игр. Исходя из данной цели, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для развития речи детей через использование дидактической игры;
2. Разработать перспективный план по развитию речи с использованием дидактических игр, внедрить его в работу.
3. Сделать подборку дидактических игр по развитию речи
Исходя, из этого этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический. На этом этапе поставила перед собой цели и задачи работы над темой. Подобрала и изучила методическую литературу.
Разработала перспективный план работы по использованию дидактических игр для развития речи детей. Сделала подборку дидактических игр по развитию речи на младший дошкольный возраст. Подобрала информационный материал родителям.
2 этап – практический: Всю работу проводила с детьми, родителями, и педагогами. Работа с детьми : Я начала работу с введения речевых игр на взаимоотношение детей друг к другу и к воспитателю. Это такие игры, как: «Ладушки», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Беги ко мне». Эти игры помогли малышам поближе узнать друг друга, развить у них зрительное внимание и запоминание, также создать у детей положительное эмоциональное состояние в общении друг с другом и с взрослым. Дети стали общаться с взрослыми и сверстниками посредством речи. Очень увлекали детей дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши). В процессе игр с ними у детей я совершенствовала координацию движения рук, развивалась мелкая моторика и глазомер. Малыши научились понимать речь взрослого, отвечали на простейшие вопросы: «Что?», «Какой?», «Где?», применяли в речи прилагательные, обозначающие цвет и величину предметов, наречия. Играя с сюжетными дидактическими игрушками, я с детьми наделяла их человеческими качествами, заботились о них, укладывали спать. К концу года дети в своих играх сопровождали игровые и бытовые действия речью. Для формирования словаря я проводила дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром : «Помоги кукле постирать», «Приготовим обед».
Игры помогли развить у детей способность наблюдать, дети узнали разнообразные предметы, а также я познакомила детей с трудовыми действиями взрослых. Дети не только усвоили слова, обозначающие трудовые действия, но и научились их употреблять по собственному усмотрению. Дидактические игры помогли мне обогатить активный словарный запас детей, малыши научились слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией. С помощью дидактической игры процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детям получить собственный опыт.
Обучение проводилось на основе взаимосвязи разных задач (словарной работы, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры) с включением специальной работы по развитию связной речи. Обучение осуществлялось как фронтально, так и индивидуально. На первом этапе привлекала внимание детей к отдельным признакам объектов, описывая игрушки в играх: “Узнай по описанию”, “Угадай, что за зверь?”, ”Угадай игрушку”, предлагала детям найти описываемые объекты. Сначала указывалось на 1-2 признака, затем их число увеличивалось до 3-4. Развитию внимания и наблюдательности способствовали игры типа “Выполни команду”, “У кого?”, в которых я предлагала выполнить упражнение определенной группе детей (присесть детям в шортиках, подпрыгнуть мальчикам с красными кубиками в руках и т. д.) В последующем уже детей приучала выделять объект, его признаки и называть в играх “Что за предмет?”, “Что за овощ?”, “Что у кого?”, “Скажи какой?”. Если сначала подбирались яркие игрушки с большим количеством новых признаков, то затем использовались предметы (овощи, фрукты, одежда, описывая которые, дети называли не только видимые признаки, но и показывали знания о свойствах и качествах предмета (яблоко круглое, красное, большое, сладкое, кислое, вкусное.). Формировала умение видеть начало и конец действий, этому способствовали задания на раскладывание картинок, изображающих действия героев в их последовательности. Ребенку давала 2 картинки: девочка спит, другая – делает зарядку. В играх “Скажи, что сначала, что потом?”, “Добавь слово” (Оля проснулась и … стала умываться; зайчик испугался и … убежал, дети учились называть предшествующие и последующие события. Для активизации глагольной лексики проводились упражнения “Кто, что умеет делать?”, в которых дети учились подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных (белочка - прыгает, скачет, грызет). “ Где что можно делать?” (в лесу - гулять собирать грибы, ягоды; на реке – купаться, плавать, ловить рыбу).
На II этапе темой занятий было развитие навыков самостоятельного описания (игры “Магазин”, “Загадки”). Предлагала ребенку схему описания: “Это… Он…Зверек любит…”. Эта лексико-синтаксическая схема рассматривалась как план рассказа, который определяет не только содержание высказывания, сколько последовательность и связь между его частями. Формирование навыков повествовательной речи происходило в играх типа “Кто знает, тот дальше продолжает”, основной задачей которых было составление совместно с воспитателем сюжетных рассказов.
Н а III этапе совместная деятельность взрослого с ребенком принимала более разнообразные формы. Дети подводились к самостоятельному, развернутому высказыванию в игре. Проводила игры в виде инсценировок, драматизаций знакомых сказок.
Индивидуальная работа с детьми включала описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проводилась в утренние и вечерние часы и ставила своей целью развитие речевых способностей детей, она предлагалась в форме игры, в обстановке естественного общения партнеров по игре. С отдельными детьми проводилась фонетические, лексические и грамматические упражнения. Вне занятий я ввела такой прием как рассказывание о своей любимой игрушке. Как известно, в этом возрасте дети очень любят игрушки и часто приносят свои любимые игрушки из дома в детский сад. Дети описывали свои игрушки. При описании многие дети использовали слова, которые они подбирали на занятии при рассматривании игрушек, естественно оказывалась помощь и с моей стороны. А так как словарный запас невелик, то дети черпали для себя большое разнообразие новых слов, а так как большинство эпитетов употреблялось очень часто, то слова переходили со временем из пассивного в активный словарь ребенка. Детям очень нравилось, что его любимая игрушка нравится всем, что его внимательно слушают и дети, и воспитатель и то, что он в центре внимания. Дети стремились приносить игрушки не по одной, а по две и больше. Даже когда этой работой заниматься было некогда, они постоянно напоминали о том, что хотят рассказать о своей игрушке. Мягкая, пушистая, красивая, любимая, нарядная. Описание глаз, носа, ушей (цвет, форма, размер). Называние и описание одежды и ее частей. Описание настроения (веселая, добрая, грустная). Описывали, как с ней можно играть. В процессе проведенной работы я поняла, что дети уже перешли на более высокий уровень развития, и передала роль взаимопомощи самим детям. Если ребенок в процессе рассказывания не мог правильно описать какой-нибудь из компонентов, то дети активно помогали ему в этом, при этом эпитеты сыпались, как из “рога изобилия”, т. е. детей можно было спрашивать по очереди, и каждый мог придумать и сказать о предмете что-то свое.
После опыта с описанием игрушек, дети уже довольно четко могли дать описание животного и делали это с большим удовольствием. Причем связность рассказывания здесь упорядочивалась схемой-подсказкой, на которую опирались дети при рассказывании и не ждали моей помощи, с которой я конечно и не спешила. Далее ту же работу стала проводить и с неодушевленными предметами: овощами, фруктами и т. д. при этом также используя схемы - подсказки. При этом опять же использовала иллюстративный материал, опиралась на жизненный опыт детей, на их сенсорные способности: пробовали на вкус, вспоминали что готовят, где растет, какой на ощупь. Здесь уже в словарь ребенка вводились новые слова: описание не только цвета, но и формы, вкуса. В результате обучения дети овладели умением: правильного построения разных типов предложений; использовали различные части речи; научились строить самостоятельно высказывания разных типов; овладели умением связно пересказывать сказки; составлять небольшие рассказы; связно рассказывать о предмете соответственно возрасту, опираясь на схемы, могли хорошо ориентироваться в знакомых сказках; умели анализировать поведение и поступки героев сказок; появились первые проблески направленного воображения при работе с заместителями. Результаты обучения детей показали, что в конце года произошли существенные изменения в речи детей.
Работа с родителями
Взаимодействие с семьей
Основные направления и формы работы с семьей :
- взаимопознание и взаимоинформирование (общение)
- встречи – знакомства, анкетирование, консультации, семейные часы, совместные мероприятия
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка.
Методы:
- наглядные
- словесные
- практические
Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Для этого мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания.
Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин, можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам и когда виден результат, говорят спасибо.
Сделала открытый показ образовательной деятельности для педагогов МБОУ «В гостях у бабушки Алены», «Мишка косолапый по лесу идет», «Путешествие по сказкам». На методическом совете сделала отчет по данной теме.
Новизна опыта
К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент занятия, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит органично в занятие, находится около процесса обучения. Можно поэтому согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль дошкольников, некоторые воспитатели вовлекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения». Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является дидактическая игра. Поэтому необходимо оживить и разнообразить жизнь воспитанников, использовать нетрадиционные и активные методы обучения. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную деятельность.
Дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения в младшем школьном возрасте. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и, самое главное, средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является, создание эффективных условий для активизации познавательной активности у детей с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процессов воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.
Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам. Дошкольники в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки, вновь составить и т. д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Кроме того учитываю, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками. Руководя играми, я стараюсь использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда рассказываю, о каком-либо событии, создавая соответствующее игровое настроение и поддерживая его по ходу игры. Могу и не включаться в игру, но как чуткий режиссёр, сохраняю и уберегаю её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т. п. В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект. Так, например, дети первой младшей группы еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними я как воспитательница принимаю самое активное участие. Это помогает детям усвоить игру. Но развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Поэтому стараюсь уплотнять время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является, на мой взгляд, условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач. Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю : «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.
Результативность опыта
Проводимая мною работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для развития связной речи позволяет находить новые пути и методы, что в свою очередь создает базу для качественного обучения дошкольников. Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста.
Применение разнообразных дидактических игр в ходе НОД по развитию связной речи, насыщенность их игровыми обучающими ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызывало огромный интерес у детей, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность, повышало мотивацию к обучению. При создании мною постоянно игровых ситуаций обеспечивалась возможность удержания в течение длительного времени максимальной работоспособности детей, а также более легкое и быстрое усвоение программного материала. А это в свою очередь, объясняет более высокие показатели успешности в обучении детей.
В результате моей работы по данной теме у детей:
1. Повысился уровень речевой деятельности детей.
2. Обогатился и расширился словарный запас детей.
3. Сформировалась способность сравнивать и объединять предметы по признакам.
4. Начала совершенствоваться звуковая культура речи детей.
5. Многие дети стали отвечать краткими и развернутыми предложениями.
6. В своей речи дети все чаще стали использовать простые формы монологической и диалогической речи.
7. У родителей проявился повышенный интерес к речи детей.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: Речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище, дети стали отвечать краткими простыми предложениями, научились сравнивать, объединять предметы по признакам, у детей стала развиваться способность устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Таким образом, работа по развитию речи с использованием дидактических игр, позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире.