Кажарова Аминат
Рабочая программа кружка «Говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа кружка «Говорушки»
для детей среднего дошкольного возраста
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка
Публикация «Рабочая программа кружка „Говорушки“» размещена в разделах
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
А известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.
Актуальность:
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.
Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.
Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, другие – теневому театру (А. В. Мельникова, третьи лепке, конструированию (З. И. Богатеева, четвёртые – упражнения с пальчиками (Т. В. Фадеева) и др. На основании всего изученного нами была разработана программа кружка «Говорушки» для детей среднего дошкольного возраста.
Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в развитии речи детей.
Новизна программы :
• обучение детей проводится с трехлетнего возраста;
• подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.
Цель программы : создание условий для развития мелкой моторики и речи детей.
Задачи программы :
Обучающие:
1. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
2. Знакомить детей с названием пальчиков
3. Формировать навыки исполнительского мастерства.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
4. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
5. Развивать память, звуковую культуру речи.
6. Развивать связную речь.
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Принципы работы по развитию моторики
Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:
1 Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. п.
Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.
2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (15 человек) по 15-20 минут и предполагают использование следующих форм:
• Беседа,
• художественное слово
• дидактическая игра
• физические упражнения
• индивидуальная корректировка действий.
Направленность программы :
Программа включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика
• пальчиковые игры
• инсценировки
• игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Пальчиковые игры» используются игры совместно с народными потешками, скороговорками и поговорками. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Вначале произнести скороговорку чётко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделывать вместе с детьми. В процессе работы над скороговоркой менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений используются природный материал (желуди, орехи, фасоль, карандаши, пуговицы, мячи-ежики.
В разделе «Инсценировки» для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценированния, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Мы используем пальчиковый театр, персонажами которого показываются небольшие игры – инсценировки, проведё нные в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Популярен «Театр пальчиков». Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев. «Театр рукавичек» требует от взрослых умения из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.
У инсценировок с помощью пальчикового театра (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
Срок реализации программы :
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети
должны знать:
• названия пальцев рук, их очередность
• народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту
должны уметь:
• управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
• согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
• ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
• выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
• у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Организационные принципы
Программа кружка «Говорушки» адресована дошкольникам среднего возраста и рассчитана на 1 год обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Поэтому численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю с 1 октября по 31 мая. В год 32 занятия.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям
• дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.
– насколько точно выполняется действие;
– способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз
– точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;
– способность синхронно выполнять движения обеими руками.
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
• Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, ориентировка в пространстве
- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок
- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;
- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Оценка в баллах:
0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;
1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;
2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве
3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.
ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
уровень Количество баллов
ВЫСОКИЙ (В) 6 баллов
СРЕДНИЙ (С) 4-5 баллов
НИЗКИЙ (Н) до 3 баллов
№ Тема Цель Средства реализации
1. «Здравствуй, осень!» Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Пальчиковая игра «Дружба» Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку»
2. «Зайчик в гостях у детей» Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. 3Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»
Алгоритм для составления описательного рассказа.
Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч.
Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка.
3. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. Пальчиковая игра «Мышка и кошка»
Картина «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток.
4. «Я - человек» Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. Статическое упражнение «Человечки»
Пальчиковая игра «Моя семья» Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек».
5. Пересказ сказки. Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей. Пальчиковая игра «В лесу»
Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, жираф; счётная лесенка.
6. «Дары осени» Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки.
7. «Нас приручил человек» Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка»
8. Рассказывание по картине Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока».
9. «Вежливые слова» Продолжать развивать диалогическую речь. Пальчиковая игра «Дружная семья»
Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок.
10. Разучивание стихотворения Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».
Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково»
11. Описание предметов по их признакам Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). Пальчиковая игра «Терем-теремок»
Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики.
12. Пересказ сказки Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Зимняя разогревалочка»
Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации.
13. «Моя любимая игрушка» Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».
Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа.
14. «Как зайчонок нашёл маму» Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. Пальчиковая игра «Дружная семья»
Игрушка – зайчик (большой и маленький, словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты».
15. Описание предметов по картинкам Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его. Картинки с изображением разных зайчат; три щё тки: зубная, обувная, одёжная.
16. «В мире профессий» Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. Пальчиковая игра «Профессии в саду»
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Проектор, ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда
17. Описание предметных картинок Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия. Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи, ширма, посуда. Фланелеграф.
18. «День защитников Отечества» Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. Статистическое упражнение «Клещи»
Пальчиковая игра «Гвозди»
Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки».
19. Составление описательного рассказа «Моя мама» Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. Пальчиковая игра «Мамина помощница»
Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа.
20. Пересказ сказки Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план. Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план, игрушка утёнок.
21. «Звуковая культура речи: звуки щ – ч» Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях. Стихотворения: Маршак С. Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша».
22. «Уроки Мойдодыра» Совершенствовать диалогическую речь. Чуковский К. И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка.
23. Описание предметов и игрушек Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль) Статистическое упражнение «Цветок»
Пальчиковая игра «Алые цветочки»
Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных.
24. Составление рассказа Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»Фланелеграф, набор картинок, картинки –матрицы.
25. Закрепление обобщающих понятий Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь) Пальчиковая игра «Солнце и дождик»
Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки.
26. «В мире транспорта» Совершенствовать навыки описательного рассказа. Пальчиковая игра «Транспорт»
Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор»
27. «Семья» Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах. ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры:
«Здравствуйте, ребята», «Собери из частей целое»; клубок ниток.
28. «В гостях у Мухи – Цокотухи» Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха».
29. «Литературный калейдоскоп» Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. Беседа о том, какие произведения знают дети.
Список литературы
1. Абраменко В. В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
2. Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М. : ООО “Дрофа”, 2000.
3. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : “Астрель”, 2001.
4. Белкина В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.
5. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.
6. Журналы «Дошкольное воспитании» : Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно – оздоровительне моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г. «Современные пути оздоровления дошкольников», М. Кузнецова; Д/в №6, 2002г. «Упражнения для оздоравливания детей 6 – 7 лет», М. Маханева; Д/в №2, 2004г. «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев; Д/в №3, 2004г. «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев
7. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
8. Лукашина М. М. Готовим руку к письму. - М. : “Карапуз”, 2008.\
9. Методическая разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. Конаков Ерофеевой Татьяны Викторовны «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)»
10. Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.
11. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М. : “Астрель”, 2006.
12. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007
13. Шульгина В. П. Методическая копилка для учителей начальных классов. // Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002.
14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 2005.
15. Литература «Пальчиковая гимнастика», Л. П. Савина.
16. «Развитие речи детей 4-5 лет», О. С. Ушакова. - М. : ИЦ «Вентана-Граф», 2010.»
17. Хрестоматия 4-5 лет, Н. П. Ильчук.
18. Хрестоматия 2-4 года, Н. П. Ильчук.
19. Хрестоматия до 4 лет, Н. Борисова.
20. Хрестоматия от 1 до 4 лет, И. М. Стремок.
21. «Читаем детям», З. Г. Сахипова.
22. Интернет-ресурсы.