Валентина Белова
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«Умелые ручки»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Белова Валентина Владимировна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа кружка „Умелые ручки“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Художественный труд – универсальное образовательное средство, которое способствует развитию детского творчества. В системе развивающего обучения ручной труд занимает равное по значению место среди других видов деятельности, призванных воздействовать на волю, ум, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. С этой целью в младшем дошкольном возрасте часто использую в работе пальчиковые игры. Чем старше дети, тем больше у них умений и навыков - их чаще привлекает продуктивная деятельность. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания, заставляют ребенка думать, искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозговой деятельности.
Занимаясь в кружке изготовлением различных поделок, дети не только выполняют определенные движения, они также учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения, задумываются над устройством различных предметов, закрепляют знания о свойствах различных материалов. Кроме того, работа в кружке помогает мне скорректировать поведение так называемых гипервозбудимых детей,- ребят, у которых имеются проблемы в общении со сверстниками.
Целью Программы является развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через проектно-художественную деятельность (дизайн, основанную на доступных для дошкольников видах декоративно– прикладного творчества: пластилинография, квиллинг, модульное оригами, бумагопластика и пр.
Задачи:
1. Развивать интерес к проектно-художественной деятельности (дизайну) через доступные для дошкольников виды декоративно-прикладной деятельности: пластилинография, квиллинг, модульное оригами, бумагопластика и пр.
2. Создать условия для овладения детьми техническими приемами по данным видам деятельности.
3. Развивать творческие способности, коммуникативные качества дошкольников, мелкую моторики рук.
4. Создать условия для формирования у дошкольников предпосылок к учебной деятельности в виде целевых ориентиров в соответствии с ФГОС ДО.
Сроки реализации программы : сентябрь – май
Общее количество часов:36 часов
Целевая группа: программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет, в том числе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 7 лет. Образовательная услуга представляется в форме кружка «Умелые ручки».
Режим занятий: Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Длительность занятия 30 минут.
Содержание программы
Направленность программы : декоративно – прикладное творчество.
Формы работы : групповая, индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты.
Проявление творческих способностей, участие в выставках, конкурсах.
Проявление желания делать подарки родным и близким людям.
Дети будут знать:
- о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки и т. д.)
- о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т. д.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные материалы и способы создания предметов;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Материальное обеспечение программы :
Занятия проходят в групповой комнате. Имеется детская и специальная литература необходимой тематики, мультимедийное оборудование, фотоаппарат, аудио- и видеоматериалы, музыкальный центр. Каждый несовершеннолетний обеспечивается на занятии необходимыми материалами ( бумага: цветная, крепированная, писчая; картон цветной; картон белый; нитки; деревянные зубочистки; солёное тесто; природные материалы: ракушки, листья, перья, семена и плоды растений; искусственные материалы для декора: салфетки столовые, спичечные коробки, крышки жестяные, пластиковые бутылки, цветы, бабочки; клей: силикатный, ПВА; краски гуашевые; лак строительный; воздушные шары; проволока) и инструментами (ножницы; линейки; кисти для красок; клей ПВА; клей Момент; и т. д).
Мониторинг результативности реализации программы :
Формы подведения итогов реализации программы : выставки творческих работ воспитанников; участие воспитанников в творческих конкурсах, фестивалях муниципального, регионального, федерального и международного уровней, в сети Интернет.
Мониторинг освоения детьми программного материала осуществляется на основе создания диагностических ситуаций. В качестве диагностической ситуации проводится игровой «мастер-класс» по теме «Что умею, не скажу, а как сделать покажу». Детям предлагается принять участие в «обучении» сверстников изготовлению поделок по своему выбору, используя знания, полученные на кружке. С помощью наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижениях каждого ребёнка в данном виде деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И. А Лыкова. Художественный труд в детском саду. Учебно – методическое пособие.
2. «Волшебный мир народного творчества», п/р Шпикаловой Т. Я., М. : Просвещение, 2001 г.
3. 3. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество», М. : Мозаика-Синтез, 2005 г.
4. «Коллективное творчество дошкольников», п/р Грибовской А. А., М. : Сфера, 2004 г
5. Сайт «Страна Мастеров»
https://stranamasterov.ru
6. Сайт «Всё для детей»
https://allforchildren.ru
7. Кискальт И. Солёное тесто. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2001.
8. Майорова Ю. А. Поделки. Мастерим вместе с детьми. - Нижний Новгород, Доброе слово, 2012.
9. Новикова И. В., Базулина Л. В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль, Академия холдинг, 2003.
Учебный план
№ Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации\контроля
Всего Теория Практика
Сентябрь (Аппликация из сухих листьев)
1 «Ёжик» 1 0,2 0,8 Выставка
2 «Овечка» 1 0,2 0,8 Выставка
3 «Павлин» 1 0,2 0,8 Выставка
4 «Крокодил» (коллективная работа) 1 0,2 0,8 Участие в конкурсе
Октябрь (салфеточная аппликация)
5 «Лев» 1 0,2 0,8 Выставка
6 «Рыбка» 1 0,2 0,8 Выставка
7 «Панно корзина с фруктами» 1 0,2 0,8 Выставка
8 «Открытка времена года» 1 0,2 0,8 Участие в конкурсе
Ноябрь ( фигурки из бросового материала: крышки)
9 «Черепаха» 1 0,2 0,8 Выставка
10 «Золотая рыбка» 1 0,2 0,8 Выставка
11 «Мышонок» 1 0,2 0,8 Выставка
12 «Грузовик» 1 0,2 0,8 Участие в конкурсе
Декабрь (квилинг)
13 «Панно букет цветов» 1 0,2 0,8 Выставка
14 «открытка времена года» 1 0,2 0,8 Выставка
15 «Медвежонок» 1 0,2 0,8 Выставка
16 «Открытка: с новым годом» 1 0,2 0,8 Участие в конкурсе
Январь (фигурки из спичечных коробков)
17 «Поросенок» 1 0,2 0,8 Выставка
18 «Лягушонок» 1 0,2 0,8 Выставка
19 «Зайчонок» 1 0,2 0,8 Выставка
20 «Легковая машина» 1 0,2 0,8 Выставка
Февраль (фигурки из спичечных коробков)
21 «Телёнок» 1 0,2 0,8 Выставка
22 «Утёнок» 1 0,2 0,8 Выставка
23 «Парусник» 1 0,2 0,8 Выставка
24 «Грузовик» 1 0,2 0,8 Участие в конкурсе
Март (поделки из солёного теста)
25 «Сердечко» 1 0,2 0,8 Выставка
26 «Собака» 1 0,2 0,8 Выставка
27 «Сова» 1 0,2 0,8 Выставка
28 «Ёжик» 1 0,2 0,8 Участие в конкурсе
Апрель (поделки из пластиковых бутылок)
29 «Кот» 1 0,2 0,8 Выставка
30 «Корова» 1 0,2 0,8 Выставка
31 «Пёс» 1 0,2 0,8 Выставка
32 «Подставка» 1 0,2 0,8 Участие в конкурсе
Май (модульное оригами)
33 «Змейка» 1 0,2 0,8 Выставка
34 «Пальма» 1 0,2 0,8 Выставка
35 «Человечек» 1 0,2 0,8 Выставка
36 «Фоторамка» 1 0,2 0,8 Участие в конкурсе
Всего: 36 7,2 28,8
Содержание учебного плана.
№ Тема Теория Практика
Сентябрь (Аппликация из сухих листьев)
1 «Ёжик» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении поделки соизмерять ее части, развивать воображение детей.
2 «Овечка» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
закреплять навык и умение анализировать образец поделки в процессе ее выполнения; формировать интерес к работе с природным материалом. Побуждать к соблюдению техники безопасности
3 «Павлин» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении поделки соизмерять ее части, развивать воображение детей.
4 «Крокодил» (коллективная работа) Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Совершенствовать умение работать с природным материалом, использовать знания, приобретенные в ходе предыдущих занятий; поощрять желание детей работать сообща.
Октябрь (салфеточная аппликация)
5 «Лев» Правила безопасной работы с клеем.
Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
6 «Рыбка» Правила безопасной работы с клеем.
формировать умение аккуратно наклеивать заготовленный материал на основу, доводить работу до конца.
7 «Панно корзина с фруктами» Правила безопасной работы с клеем.
Развивать внимание, аккуратность. Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
8 «Открытка времена года» Правила безопасной работы с клеем.
формировать умение аккуратно наклеивать заготовленный материал на основу, доводить работу до конца.
Ноябрь ( фигурки из бросового материала: крышки)
9 «Черепаха» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
10 «Золотая рыбка» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат.
11 «Мышонок» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
12 «Грузовик» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Закреплять умение творчески работать различными материалами и инструментами; побуждать к проявлению выдумки и старания, соблюдению безопасности.
Декабрь (квилинг)
13 «Панно букет цветов» Правила безопасной работы с клеем. Научить детей новой технике изготовления поделок – квилинг.
14 «открытка времена года» Правила безопасной работы с клеем. развивать творческие способности детей, их фантазию, учить намечать последовательность операций, стремиться к получению положительного результата,
15 «Медвежонок» Правила безопасной работы с клеем.
знакомить с удивительными способностями бумаги, применяя разные приёмы складывания бумаги, скручивания и т. д.
16 «Открытка: с новым годом» Правила безопасной работы с клеем.
закреплять технику скручивания полос из бумаги. Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат.
Январь (фигурки из спичечных коробков)
17 «Поросенок» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем. Научить детей проявлять творчество, аккуратность в процессе изготовления игрушки; воспитывать трудолюбие.
18 «Лягушонок» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат.
19 «Зайчонок» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
20 «Легковая машина» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем. Закреплять умение творчески работать различными материалами и инструментами; побуждать к проявлению выдумки и старания, соблюдению безопасности.
Февраль (фигурки из спичечных коробков)
21 «Телёнок» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
22 «Утёнок» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат.
23 «Парусник» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
24 «Грузовик» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Закреплять умение творчески работать различными материалами и инструментами; побуждать к проявлению выдумки и старания, соблюдению безопасности.
Март (поделки из солёного теста)
25 «Сердечко» Соблюдать правила безопасности при работе с изоматериалами. Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
26 «Собака» Соблюдать правила безопасности при работе с изоматериалами. Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из солёного теста; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
27 «Сова» Соблюдать правила безопасности при работе с изоматериалами. Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
28 «Ёжик» Соблюдать правила безопасности при работе с изоматериалами. Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из солёного теста; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
Апрель (поделки из пластиковых бутылок)
29 «Кот» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
30 «Корова» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
31 «Пёс» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат.
32 «Подставка» Правила безопасной работы с ножницами.
Правила безопасной работы с клеем.
Закреплять умение творчески работать различными материалами и инструментами; побуждать к проявлению выдумки и старания, соблюдению безопасности.
Май (модульное оригами)
33 «Змейка» Правила безопасной работы с клеем.
Познакомить с основным приемом складывания базовой детали– модульного треугольника; Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, самостоятельность в работе, волевые качества.
34 «Пальма» Правила безопасной работы с клеем.
Познакомить с основным приемом складывания базовой детали– модульного треугольника; Учить ориентироваться в проблемных ситуациях. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.
35 «Человечек» Правила безопасной работы с клеем.
Учить читать схемы; Учить ориентироваться в проблемных ситуациях. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, чувство взаимопомощи, самостоятельность в работе.
36 «Фоторамка» Правила безопасной работы с клеем.
Развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику, образное и логическое мышление, художественный вкус дошкольников.