Волненко Татьяна Николаевна
Рабочая программа по речевому развитию в средней группе на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по речевому развитию в средней группе (4–5 лет) на 2018–2019 учебный год
Пояснительная записка
• Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с нормативно-правовыми документами регламентирующими деятельность ДОО.
Публикация «Рабочая программа по речевому развитию в средней группе на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы;
• Федеральный Закон от 29.2.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;приказ Минобрнауки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Устав МБДОУ «Калининский детский сад № 12 «Солнышко», утвержденный 11 ноября 2011года;
• Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Калининский детский сад № 12 «Солнышко» на 2015 -2020 учебный год.
Программа направлена на организацию работы по речевому развитию с детьми 3- 4 лет с учетом их возрастных особенностей.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель программы:
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Задачи
Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу.
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях жизни.
Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья- рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет и его оттенки, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая, некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму, местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по значению предметы (тарелка- блюдце, стул- табурет- скамейка, шуба- пальто-дубленка). Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки п – б - т- д - к- г; ф – в; т – с – з – ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух, речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (уточка- утенок- утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Основные принципы программы
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа нацелена на творческую инициативу педагогов и создает простор для творческого использования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.
Условия реализации программы
Образовательная область «Речевое развитие» реализуется воспитателем группы, в групповом помещении.
Программа реализуется через средства речевого развития: игрушки, картинки (предметные и сюжетные, книжки, дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика. В групповом помещении имеется книжный уголок с книгами, необходимыми для самостоятельного рассматривания и ознакомления детьми. В этом возрасте для развития речи используются произведения А. Барто, Е. Благининой, З. Александровой, других детских прозаиков и поэтов, малые формы детского фольклора.
• Детские книги: произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, рассказы, стихи современных авторов. Выставляются 3 – 4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые детьми) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания: например, произведение про мишку (рядом с книжкой ставится игрушечный мишка).
• Иллюстрации к детским произведениям, игрушки, изображающие сказочных персонажей.
• Альбомы или подборка иллюстраций по темам: «Сезоны», «Семья», «Животные», «Птицы».
• Сюжетные картинки.
• Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников.
• Портреты писателей и поэтов.
• Книжки- раскраски.
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный проектор, магнитофон, фланелеграф, набор «Кукольный театр»
Методическое обеспечение
Образовательная деятельность реализовывается основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «Мозаика –Синтез», 2014 г. ;
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» младшая группа «Мозаика – Синтез», Москва 2015
Хрестоматия.
Наглядно-дидактические пособия:
Серия наглядных пособий «Мир в картинках»: «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», наглядно- дидактическое пособие для занятий с детьми 4-5 лет «Правильно или неправильно», наглядно- дидактическое пособие для занятий с детьми «Играем в сказку» «Репка».
Плакаты: Овощи; Фрукты; Животные Африки; Животные средней полосы; Птицы; Домашние животные; Домашние питомцы; Домашние птицы; Цвет; Форма;
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Свинья с поросятами»; «Кошка с котятами».
Серия «Рассказы по картинкам»: Времена года: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето»; «Родная природа»; «Кем быть?»; профессии: «Мой дом», «В деревне».
Формы реализации программы
Развитие речи в младшей группе происходит на специально организованных занятиях и в повседневной жизни (игры, речевые упражнения, рассказывание сказок, потешек, стихов, беседы с детьми в ходе режимных моментов). На этих занятия продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию к художественному слову. Рассказ педагога небольшой по объему, интересный, содержательный, чтение художественных произведений. Использование обучающих приемов пояснение, показ образца или способа действия. Практические методы – это организация дидактических игр и упражнений.
Занятия по развитию речи проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц и 36 в год. В течение учебного года 3 обобщающе-контрольного занятия в форме развлечения.
Особенности проведения занятия:
Многие занятия, особенно в первой половине года заканчиваются дидактической игрой «Не ошибись!», которая проводится следующим образом. Воспитатель подходит к ребенку и просит выполнить задание: «Груша, яблоко, апельсин – это … (фрукты)», «Назови любой овощ… (любой предмет посуды)» и т. п. В младшей группе значительное место занимают комбинированные занятия, состоящие из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению какой – то одной задачи. Эти задачи могут решаться на различном программном материале. Продуктивны самые разнообразные варианты: повторное рассказывание сказки и упражнения по воспитанию звуковой культуры речи; рассматривание картины и чтение стихотворения; рассказывание без показа и дидактическая игра.
В ходе занятия необходимо поддерживать желание младших дошкольников заниматься, поэтому ведущей деятельностью является игра.
Планируемый результат освоения программы.
В учебный период проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
1. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. Оптимизации работы с группой детей.
В основе оценки лежат следующие принципы:
• Она строится на основе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
• Оценка максимально структурирована.
Педагогическая диагностика речевого развития дошкольников проводится в сентябре и мае каждого учебного года (приложение диагностических карт прилагается). Содержание диагностики включает в себя нормативы, разработанные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и настоящей рабочей программой.
Целевые ориентиры:
Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения;
Рассматривает игрушки, сюжетные картинки;
Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами;
Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунке в книге, вопросы воспитателя;
Называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него;
Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого
Основные направления и формы взаимодействия с семьей.
- развивать у родителей (законных представителей) навыки общения с ребенком;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком;
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Взаимоинформирование через стендовую информацию (рекомендации для родителей по развитию речи детей, памятки для родителей «Чаще читайте детям», тематические папки-передвижки, семейные праздники, проектная деятельность, тематические родительские собрания.
Календарный план
Дата Тема, содержание ООД Часы Примечание
Сентябрь
5.09.2018 Занятие 1
мониторинг
Тема: Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»
Цель: Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи 1
12.09.2018 Занятие 2
Мониторинг
Тема: Звуковая культура речи: звуки с и сь.
Цель: Объяснить детям артикуляцию звука с,поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи). 1
19.09.2018 Занятие 3
Тема: Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка идет трудиться»
Цель: Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога 1
26.09.2018 Занятие 4
Тема: Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»
Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Предварительная работа. Во время прогулки «поискать» приметы осени: описать её цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушные паутины ткани блестят, как сеть из серебра» 1
Октябрь
3.10.2018 Занятие 6
Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»
Цель: Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения. 1
10.10.2018 Занятие 7
Тем Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ
Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в словах и слогах, учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова со звуками З, ЗЬ. 1
17.10.2018 Занятие 8
Тема: Заучивание русской народной песенки
«Тень- тень-потетень».
Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку 1
24.10.2018 Занятие 9
Тема: Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов- описаний игрушек.
Цель: Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному план (по подражанию педагогу).
1
31.10.2018 Занятие 10
Тема: Чтение сказки «Три поросенка»
Цели: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод С. Михалкова, помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. 1
Ноябрь
7.11.2018 Занятие 11
Тема: Звуковая культура речи: звук Ц.
Цель: Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. 1
14.11.2018 Занятие 12
Тема: Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.
Цель: Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии. 1
21.11.2018 Занятие 13
Тема: Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»
Цель:. Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. 1
28.11.2018 Занятие 13
Тема: Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»
Цель:. Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.
Декабрь
5.12.2018 Занятие 14
Тема: Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. 1
12.12.2018 Занятие 15
Тема: Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
Цель: Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. 1
19.12.2018 Занятие 16
Тема Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»
Цель: Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать название картины. 1
26.12.2018 Занятие 17
Тема: Звуковая культура речи : звук Ш.
Цель: Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком Ш. 1
Январь
16.01.2019 Занятие 19
Тема: Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».
Цель: Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова). 1
23.01.2019 Занятие 20
Тема: Звуковая культура речи : звук Ж
Цель: Упражнять детей в правильном и четком произнесении звуках Ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж. 1
30.01.2019 Занятие 21
Тема: Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе».
Цель: Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».
1
Февраль
6.02.2019 Занятие 22
Тема: Звуковая культура речи : звук Ч.
Цель: Объяснить детям, как правильно произносить звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах). Развивать фонематический слух детей 1
13.02.2019 Занятие 23
Тема; Составление рассказов по картине «На полянке».
Цель: Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картины. 1
20.02.2019 Занятие 24
Тема: «Урок вежливости»
Цель: Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. 1
27.02.2019 Занятие 25
Тема: Готовимся встречать весну и Международный женский день.
Цель: Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. 1
Март
6.03.2019 Занятие 26
Тема:. Звуковая культура речи : звук Щ-Ч.
Цель:. Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч. 1
13.03.2019 Занятие 27
Тема: Русские сказки (мини- викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко
Цель: Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».
Проверить умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. 1
20.03.2019 Занятие 28
Тема: Составление рассказов по картине
Цель: Проверить умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. 1
27.03.2019 Занятие 30
Тема: Чтение сказки
Д. Мамина -Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича- Длинный нос и про Мохнатого Мишу- Короткий Хвост».
Цель:. Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.
1
Апрель
3.04.2019 Занятие 31
Тема: Звуковая культура речи : звук Л-ЛЬ.
Цель: Упражнять детей в четком произнесении звука Л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие - учить определять слова со звуками Л, ЛЬ. 1
10.04.2019 Занятие 32
Тема: Обучение рассказыванию: работа с картиной- матрицей и раздаточными картинками
Цель: Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление 1
17.04.2019 Заучивание стихотворений
Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».
24.04.2019 Занятие 33
Тема: День Победы
Цель: Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник победы». 1
Май
8.05.2019 Занятие 34
Тема: Звуковая культура речи : звук Р-РЬ.
Цель: Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах). 1
15.05.2019 Занятие 35
Мониторинг
Тема: «Литературный калейдоскоп.
Цель:. Выяснить есть ли у детей любимые сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. 1
22.05.2019 Занятие 36
Мониторинг
Тема: «Литературный калейдоскоп
Цель:. Выяснить есть ли у детей любимые сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. 1
29.05.2019 Тема: «Прощаемся с подготовишками»
Цели: Оказать внимание детям, которые покидают детский сад,пожелать им доброго пути.