Лариса Горбачева
Рабочая программа цикла развивающих занятий по правовому воспитанию для детей средней группы «Я и мои права»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №6 «Солнышко»
Рабочая программа
цикла развивающих занятий по правовому воспитанию
для детей средней группы
«Я и мои права»
Подготовила воспитатель
Горбачева Л. В.
Дзержинский
Рабочая программа цикла развивающих занятий
«Я и мои права»
Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа цикла развивающих занятий по правовому воспитанию для детей средней группы „Я и мои права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность:
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.
Развитие правового сознания личности - это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
На основе общего представления о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте является формирование:
• уважительного отношения к установленным правилам поведения;
• осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
• понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;
• установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющим деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;
• установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;
• неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
• ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
• ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.
Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание дошкольников в детском доме предусматривает отношение к ребенку и его родителям (законным представителям) как к партнерам в условиях сотрудничества.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
Развитие правового сознания у детей – долгий и сложный процесс. Самые первые представления о социальных нормах поведения приобретаются в период дошкольного детства. В этом возрасте наиболее активно формируются взгляды, характер, жизненные позиции, мотивы поведения, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Вопросам правового характера уделяют много внимания, но времени отводится недостаточно. Правовое воспитание детей призвано помочь детям осознать не только их права, но и обязанности, и расширить их представления о собственном месте в обществе.
Цель: Формирование основ правового сознания дошкольника.
Задачи:
1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
2. Формирование чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности.
3. Осознание детьми понятия «ЗОЖ» и его влияние на состояние здоровья.
4. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Цикл занятий «Я и мои права»
Группа : средняя
Количество детей : 35
Цикличность : 1 раз в две недели
Продолжительность: 20 минут
Цель: максимальное способствование социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний.
Задачи:
Образовательные:
Дать детям элементарные знания и представления о правах.
Научить, позитивно, относиться к себе и к другим людям, видеть разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне, учить оценивать результаты деятельности.
Развивающие :
развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений;
развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
Воспитательные :
воспитывать уважение и толерантность к другим людям, независимо от расовой и национальной принадлежности, в том числе внешнего облика и физических недостатков.
Организованные формы обучения
1. Знакомство с правами человека.
2. Беседы на этические темы, мини-дискуссии.
3. Сюжетно – ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
4. Физкультурно – оздоровительная деятельность.
5. Изобразительная, трудовая деятельность.
6. Проблемно – поисковая деятельность.
7. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.
Методы и приемы работы
1. Использование сюжетов хорошо известных литературных произведений с последующим обсуждением.
2. Решение проблемных задач.
3. Дидактические игры.
4. Наблюдение.
5. Прием визуализации.
6. Проблемно – поисковый метод.
Самостоятельная деятельность детей
1. Разные виды игр.
2. Продуктивные виды деятельности.
3. Двигательная активность.
4. Создание проблемных ситуаций.
5. Задания для самостоятельных наблюдений.
Ожидаемые результаты
У детей в результате овладения элементарными правовыми знаниями будут сформированы:
элементарные представления о правах ребенка.
понятия семейной и гражданской принадлежности.
знания об элементарных общепринятых нормах и правилах взаимоотношений.
Структура занятия
1. Организационный момент (приветствие, беседа, сюрпризный момент и т. д.)
2. Основная часть:
Объяснение темы занятия. Занятие осуществляется в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
3. Практическая часть
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Коммуникация» (развитие монологической и диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками) и «Социализация» (умение по примеру взрослого (для детей младшего возраста) или самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать настроению других людей) .
В каждом моменте занятия используются в работе с детьми вопросы поискового характера, создавются проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствует эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Непосредственно образовательная деятельность построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий. В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления проводится физкультминутка.
Используемая литература:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 -2015 годы»
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»
Усачев А. Н. «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых»
Харитончик Т. А. «Правовое воспитание»
Козлова С. А. «Мы имеем право!»
Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка»
«Как обеспечить безопасность дошкольников»
Загуменная Л. А. «Социально – личностное развитие дошкольников»
Календарно – тематический план
Месяц Тема Задачи
сентябрь «У меня есть имя!» Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; побуждать детей называть своих родителей полным именем; познакомить с понятием «отчество», «фамилия». Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
«Похищенное имя» Способствовать активизации речи, умению выражать свои мысли, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
октябрь Лепим героев сказки о «Похищенном имени» Учить лепить фигурки человека рациональным способом, понимать относительность величины, показать возможность передачи движения лепной фигуры.
Проект «Тайна моего имени» Осознание своей индивидуальности и уникальности; формировать представление о своем праве на имя, научиться применять это право в жизни; формировать положительное отношение к своему имени; познакомиться с историей появлением имени, его значением; воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми.
ноябрь «У меня есть семья!» Дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Проект ко дню матери «Мамочка любимая, самая красивая!» Сформировать представление детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе; развивать коммуникативные навыки у детей, способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказа о маме; развивать творческие способности детей, через пение, танцы; художественную деятельность – создание поделок, рисунков; развивать умение выступать перед зрителями; способствовать формированию уважительного отношения к своим близким. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме; способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий; развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал; способствовать углублению детско – родительских отношений, социального партнерства между педагогами и родителями.
декабрь Рисуем портрет мамы Учить рисовать портрет мамы, передавая ее индивидуальные особенности: цвет глаз, волос; учить соблюдать последовательность при рисовании; побуждать детей передавать свое отношение, свои чувства к близким людям в изображении.
«Добрый волшебник» Способствовать, активному слушанию, активизации речи, умению выражать свои мысли, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
январь «У каждой вещи свое место» Закрепить знание детей о том, что каждая вещь в группе имеет свое место; приучать детей к порядку.
«Мишка – Топтыжка и странное проишествие» Прививать навыки бережного отношения к вещам, учить чинить их, приводить в порядок; вызывать у детей желание по – хозяйски относиться к книгам, игрушкам, вещам; убедить ребят принять и усвоить правило : «Береги вещи и учись сам их чинить и приводить в порядок».
февраль Лепка: «Мишка – Топтыжка и его игрушки» Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом «примазывания». Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке.
«Поляна детства» продолжать закреплять знания детей о названии родного города, его объектах и достопримечательностях; воспитывать любовь к малой Родине, родному городу, чувство гордости; формировать представления об особенностях природы, воспитывать бережное отношение к ее объектам, в особенности занесенным в «Красную книгу» - кувшинке.
март «Как зайчик Прыг хотел быть самостоятельным». Формировать понятие о самостоятельности; обучать умению преодолевать небольшие трудности; подвести детей к принятию правила : быть самостоятельным очень важно.
март Рисование «Зайчик Прыг» Формировать умения рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рисунке особенности внешнего вида зайца; развивать воображение и восприятие окружающего мира; познавательных способностей; способствовать развитию любознательности;
воспитывать заботливое отношение к живой природе; воспитывать аккуратность во время работы.
апрель «Спорт – это здоровье!» Познакомить детей с их основными правами, в т. ч. С правом на охрану физического здоровья; формировать навыки здорового образа жизни; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать терпение, выдержку, волю.
Рисование: «Предметы для занятий физкультурой и спортом: мяч, скакалка, ракетка, обруч, санки, лыжи и т. д.» Развивать двигательную активность; расширять знания детей о различных видах спорта, воспитывать чувство спортивной солидарности, развивать логическое мышление, воображение; воспитывать аккуратность во время работы.
май «Четыре заповеди мудрого родителя» Консультации для родителей
Список литературы:
1. Беседы о правах ребенка. Т. А. Шорыгина
2. Мы имеем право. С. А. Козлова
3. Правовое воспитание. Т. А. Харитончик
4. Программа воспитания и обучения в детском саду М. А. Васильева
5. Лепка в детском саду. Н. Б. Халезова, Г. В. Пантюхина, Н. А. Курочкина
6. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Г. Н. Давыдова
7. Конвенция о правах ребенка.
8. Декларация прав ребенка.