Светлана Рябкова
Программа кружка по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Мы — граждане России» (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группы (1 часть
Пояснительная записка
Проблема: низкий уровень знаний детей основ правовой культуры, частичное владение терминологией по правовому воспитанию; отсутствие представлений о документах по правам человека (ребенка).
Публикация «Программа кружка по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группы „Мы — граждане России“ (1 часть)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность: положение детей в России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей с проблемами в здоровье, оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих детские сады и школы в связи с тяжелым материальным положением в семье и т. д. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Зачастую это происходит из-за не знания прав, как взрослыми, так и самими детьми. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей в человеческих взаимоотношениях приобретаются в дошкольный период. От того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Программа включает в себя выработку положительного отношения к правовым требованиям, формирование правовых убеждений и готовность действовать в направлении правовых требований. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей будет способствовать тому, что ребенок станет более свободным, научится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. Программа разработана на основе «Конвенции о правах ребенка», «Конституции РФ». Деятельность в кружке проводится с сентября по май, 1 раз в неделю во 2 половине дня, длительностью 30 минут.
Цель – формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
• Научить позитивно относиться к себе и другим людям; видеть разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне; оценивать поступки личности.
• Дать элементарные представления о правах, о целесообразности их использования в процессе взаимоотношений.
• Развивать способность оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в жизненных ситуациях.
• Развивать социальные навыки и коммуникативную компетентность детей.
• Воспитывать уважение и толерантное отношение независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков.
• Готовить детей к позитивному участию в жизни общества.
Сентябрь
1 неделя: «Наша Родина – Россия».
Задачи: закрепить представления о большой и малой Родине. Способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Содержание работы: Беседа «Большая и малая Родина».
Знакомство с пословицами по теме.
Чтение стихотворения «Родная сторонушка» Т. А. Шорыгиной.
Словесная игра «Назови правильно людей,живущих в других странах».
2 неделя: «Родной язык».
Задачи: формировать представления о многообразии языков разных народов. Воспитывать уважения к русскому языку – удивительно гибкому, точному и звучному.
Содержание работы: Беседа «Родной язык».
Знакомство с библейской легендой.
Чтение стихотворения Т. А. Шорыгиной «Родной язык».
Дидактическая игра «Подбери слово».
3 неделя: «Конституция России»
Задачи: Познакомить с основным законом государства, который определяет основы государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.
Содержание работы: Знакомство с историей Конституций.
Чтение стихотворения «Конституция – главный закон» Т. А. Шорыгиной.
Игра «Объясни значение слов».
4 неделя: «Президент – глава государства».
Задачи: Продолжить знакомить с понятием «президент» (самый главный человек в стране, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина), его ответственной работой. Ввести в словарь: инаугурация.
Содержание работы:Беседа «Президенты России».
Рассказ воспитателя о процессе инаугурации с использованием видеоматериалов.
Чтение «Наш президент» Т. А. Шорыгиной.
Рассуждения детей «Как бы я поступил, если был президентом России».
Октябрь
1 неделя: «Законодательная власть РФ».
Задачи: Познакомить с Федеральным собранием,, которое принимает все законы нашей страны.
Содержание работы:Рассказ педагога о Федеральном собрании, состоящем из 2 палат.
Рассуждения детей о качествах, которыми должен обладать депутат Федерального собрания
.Игра-рассуждение «Принятие законов, обязательных для исполнения всеми членами семьи».
2 неделя: «Исполнительная власть РФ»
Задачи:Познакомить с исполнительной властью РФ – Правительством Российской Федерации и его составом (министрами).
Содержание работы:Беседа «Исполнительная власть РФ» с использованием таблиц.
Практическая деятельность «Кабинета министров семьи».
3 неделя:«Судебная власть РФ»
Задачи: Познакомить с судебным органом РФ – Конституционным судом
Содержание работы: Беседа «Судебная власть РФ».
Рассказы детей на тему : «Разрешение споров в семье».
4 неделя: «Государственные символы России»
Задачи: Уточнить понятие, что такое символ. Закрепить знания детей о государственных символах (флаг, герб, гимн), объединяющих людей своей страны, служащих опознавательными знаками страны.
Содержание работы: Беседа «Что такое символ»
Игра-упражнение «Придумай и нарисуй символ».
Игра «Опиши государственный символ своей страны».
Игра «Подбери символ к определению».
Ноябрь
1 неделя: «Герб России»
Задачи: Уточнить и пополнить представления о гербе. Познакомить с историей появления герба.
Расшифровать, что собой представляет герб России.
Содержание работы: Беседа «Из истории герба».
Чтение рассказа «Святой Победоносец».
Рассматривание и расшифровка символов герба.
2 неделя: «Герб Самарской губернии»
Задачи: Познакомить с гербом Самарской губернии, рассказывающем о главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях языком символов. Ввести в словарь : геральдика.
Содержание работы: Беседа «Герб Самары».
Игра «Закончи определение».
Игра-упражнение «Раскрась герб».
3 неделя: «Флаг России»
Задачи: Познакомить детей с историей российского флага, с его назначением. Помочь раскрыть символические значения цветов российского флага.
Содержание работы: Рассматривание альбома «Флаги и гербы стран мира».
Беседа «Флаг России» с прочтением стихотворений.
Игра-рассуждение «Где можно увидеть российский флаг?».
4 неделя: «Гимн России»
Задачи: Расширить представления о гимне России. Помочь понять высокий патриотический смысл его содержания. Познакомить с создателями Государственного гимна.
Содержание работы: Чтение «Гимн России» Т. А. Шорыгиной.
Прослушивание гимна России.
Беседа «Гимн России».
Игра «Мои чувства».
Декабрь
1 неделя: «Изучаем права человека»
Задачи: Дать детям представление о том, что люди живут по закону (Конституции), и по этому закону у всех есть определенные права, которые нарушать никто не должен (не имеет права).
Содержание работы: Чтение письма от героев сказок.
Продолжить знакомство с основным законом нашей страны – Конституцией.
Разбор игровых ситуаций с использованием слайдов по сказкам: «Лиса и заяц», «Мороз Иванович», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По-Щучьему велению», «Зимовье зверей».
2 неделя: «Конвенция о правах ребенка»
Задачи: Познакомить с документами, защищающими права человека и их содержанием. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
Содержание работы: Работа с картой России.
Беседа «Многонациональное государство».
Знакомство с содержанием книги «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка».
Игры: «Цветик-семицветик», «Кто нарушил права?».
3 неделя: «Имею право жить»
Задачи: Разъяснить значение права на жизнь, которое имеет каждый человек.
Содержание работы: «Беседа «Имею право жить».
Рассматривание дидактического пособия «Права ребенка».
Игра «Кто из сказочных героев нарушает право?».
4 неделя: «Мы живем в России»
Задачи: Познакомить детей с правом на гражданство. Формировать чувство гордости за свою страну.
Содержание работы: Беседа «Я - гражданин России».
Чтение разученных стихотворений.
Оформление фотовыставки «Я -твой житель, Россия!».
Январь
1 неделя: «Я - ребенок, член семьи»
Задачи: Формировать представление о том, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 лет (ст. 1). Обобщить знания о себе как о ребенке. Актуализировать стремление быть самим собой. Способствовать становлению толерантного отношения к другим детям.
Содержание работы: Беседа: «Я - ребенок».
Знакомство с документом – «Свидетельство о рождении».
Рассматривание иллюстраций по теме «Ребенок в семье».
Дидактическая игра «Кто я?».
Чтение «Брат и младшая сестра» Э. Шима.
2 неделя: «Дети – главная ценность семьи»
Задачи: Формировать первоначальные представления о процессе рождения человека, роли в нем отца и матери. Обогатить активный словарь понятиями «род», «продолжение рода». Формировать представления о взаимоотношениях детей в семье.
Содержание работы: Беседа на тему «Начало жизни».
Обсуждение рус. нар. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Дидактическая игра «Что за чем».
Сюжетно–ролевая игра «Семья не возможна без детей».
3 неделя: «Взаимоотношения в семье»
Задачи: Познакомить с правом ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления (ст. 19).
Конкретизировать знания о многоролевом поведении каждого члена семьи.
Расширять представления о соблюдении этикета в общении с родителями.
Содержание работы: Беседы «Чего не должно быть в семье»; «Доволен ли ты своим поведением».
Разучивание пословицы: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
Дидактическая игра «Распредели обязанности и права».
Разыгрывание ситуации «Если мама не сможет…»
4 неделя: «Праздник всей семьей»
Задачи: Познакомить детей с правом ребенка на отдых и досуг (ст. 31).
Формировать элементы русского менталитета на лучших традициях национальной культуры.
Актуализировать стремление проявлять себя как носителя национальной культуры
Содержание работы: Беседы «Как мы отдыхаем в семье?»; «Традиции национальной культуры и русская семья».
Театрализация «Колядование в гостях у ребят».
Подвижная игра «Два Мороза».