Светлана Рябкова
Программа кружка по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группы «Мы-граждане России» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Февраль
1 неделя: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»
Задачи: Познакомить с правом ребенка на имя, отчество и фамилию, получаемые с рождением человека. Дать понятие «святцы».
Содержание работы: Беседа «Право на имя».
Рассказ педагога «Как выбирали имена в старину».
Игра «Что обозначает мое имя?».
Чтение сказки «Похищенное имя».
2 неделя: «Мой дом»
Задачи: Познакомить с правом ребенка на жилье и его неприкосновенность.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Содержание работы: Беседа «Я имею право…».
Составление рассказов «Мой дом» с сопроводительным рисунком.
Игра «Кто имеет право жить в этом доме?».
3 неделя: «Я живу в семье»
Задачи: Закрепить представления детей о праве ребенка жить и воспитываться в семье. Раскрыть понятие «Семейный кодекс».Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом.
Содержание работы: Беседа «Семейный кодекс».
Интерактивная игра «Семейный совет».
Игра «Назови свой адрес».
4 неделя: «Моя семья»
Задачи: Познакомить с правом ребенка знать своих родителей и правом на их заботу (ст. 7). Расширить представления о родственных связях. Развивать умение сопереживать и совершать по собственной воле добрые поступки.
Содержание работы: Беседа «Право знать своих родителей».
Рассказ воспитателя «Счастье в моей семье».
Рассказы детей о своей семье по семейному фотоальбому.
Знакомство с пословицей: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Художественное творчество «Портрет моей счастливой семьи».
Март
1 неделя: «Наша дружная семья»
Задачи: Познакомить с правом ребенка на творчество, отдых,занятия спортом и искусством.
Содержание работы: Беседа «Мой любимый детский сад».
Составление флага и герба группы.
Определение прав и обязанностей членов группы.
2 неделя: «А если у меня болит?»
Задачи: Познакомить с правом ребенка на охрану физического здоровья и медицинское обслуживание. Формировать представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.
Содержание работы: Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Зарядка и простуда».
Беседа «Мое право на охрану здоровья»
Игра «Неоконченное предложение».
3 неделя: «Я должен знать»
Задачи: Познакомить с правом ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья, об обязанностях взрослых защищать детей от информации, наносящей вред.
Содержание работы: Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Денис и медвежонок Денни».
Беседа «Что может нанести вред духовному и нравственному здоровью ребенка?».
Составление запрещающих знаков.
4 неделя: «Я хочу учиться»
Задачи: Познакомить с правом ребенка на образование. Формировать готовность к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности
Содержание работы: Рассказ педагога «Дорога к письменности».
Использование загадок по школьной тематике.
Разгадывание кроссворда.
Игра «Школа».
Апрель
1 неделя: «Право на культурную и национальную самобытность.»
Задачи: Познакомить детей с правом на культурную и национальную самобытность, родной язык.
Содержание работы: Беседа «Россия -многонациональное государство».
Работа с дидактическим пособием «Жилища людей разных национальностей».
Дид. игра «Какой народ в каком доме живет».
Русская народная игра «Лапти»
2 неделя: «Право на защиту от похищения»
Задачи: Познакомить детей с правом на защиту от похищения. Рассказать детям о существовании такой проблемы, как торговля детьми. Формировать представления о самосохранении в разных жизненных ситуациях.
Содержание работы: Беседа «Могут ли меня похитить?».
Дидактическая игра «Вспомни сказку, в которой было совершено похищение детей».
Драматизация отрывка из сказки «Гуси-лебеди»
3 неделя: «Право ребенка на защиту от оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения»
Задачи: Закрепить представления детей о праве ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дать практические советы о том, как поступать детям, которые испытывают по отношению к себе разные виды насилия.
Содержание работы: Беседа «Насилие по отношению к ребенку» с использованием цветных иллюстраций.
Практические советы «Что делать если?».
Драматизация отрывка из сказки «Карлсон, который живет на крыше».
4 неделя: «Право ребенка на сохранение своей индивидуальности»
Задачи: Познакомить детей с правом ребенка на сохранение своей индивидуальности. Помочь понять в чем заключается индивидуальность каждого человека. Развивать творческую инициативу.
Содержание работы: Беседа «Я не такой как все!» с рассматриванием детских фотографий.
Разбор ситуаций.
Художественное творчество «Я такой!».
Май
1 неделя: «Право на любовь»
Задачи: Познакомить с правом ребенка на любовь. Способствовать социально – нравственному развитию. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать. Воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям.
Содержание работы: Беседа - рассуждение «Право ребенка на любовь».
Создание детьми жетона «Любовь и забота».
Знакомство с пословицей «Ум истиной просветляется, а любовь сердцем согревается».
Игра «Согрей птичку».
Чтение стихотворения А. Вознесенского «В жизни можно по – разному жить»
2 неделя: «Ваши права, дети!»
Задачи: Обобщить представления детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Содержание работы: Представление книг: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка».
Рассказ «Приключение маленького человечка» с сопутствующей беседой.
Игра – разминка «Все будет хорошо».
Работа с волшебным сундучком (по правам ребенка).
Прогнозируемый результат – сформированность основ правовой грамотности дошкольников, осознание ими своих прав и обязанностей. Расширение представлений о собственном месте в обществе. Ребенок становится более свободным, уважает себя и других людей. Владеет терминологией по правовому воспитанию. Дети приобретают навыки слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей, решать проблемы и выяснять свой статус-кво.
Дети имеют представления о существовании документов по правам человека, о том, какие права в них закреплены, что этими правами обладают все люди (дети в том числе) в мире и что они неотъемлемы Понимают, что права человека надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия, сами можем сделать мир лучше.
Список используемой литературы:
«Конвенция о правах ребенка»
«Конституция РФ»
«Всеобщая декларация прав человека»
Е. Л. Ерохина «Государственное устройство России» (Альбом для занятий с детьми 6-7 лет) «Государственные символы России» Флаг, герб, гимн (Альбом для занятий с детьми 5-7 лет изд. Ювента).
Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №6 2011 г.
Журнал «Ребенок в детском саду» №1 2006 г.
Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2004 г.
Журнал «Ребенок в детском саду» №4 2005 г.
Журнал «Ребенок в детском саду» №4 2003 г.
Журнал «Воспитатель» №8 2010 г.
Журнал «Воспитатель» №6 2008 г.
Журнал «Воспитатель» №6 2011 г.
Журнал «Воспитатель» №11 2012 г.
Журнал «Воспитатель» №12 2012 г.
Баранникова «Патриотическое воспитание в детском саду»
Пособие для детей и родителей «О правах ребенка для всей семьи» Самара 2006
Методическое пособие «Семейные ценности в воспитании детей 3 – 7 лет» Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова
Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»
О. Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4 – 7 лет»