Наталия Козинцева
Программа развивающих занятий с использованием LEGO-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Программа развивающих занятий с использованием LEGO-конструирования.
Наталия Козинцева МКДОУ № 19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование. Конспекты
- Конструирование. Методические разработки
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего, LEGO. Программы дополнительного образования
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Темочки
Программа имеет развивающую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке. Так же программа направаленна на обучения математическим навыкам детей дошкольного возраста, помогая установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает.
Программа «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» помогает наглядно усвоить сложение и вычитание, сравнение чисел, удвоение и деление пополам, умножение и многое другое, в том числе проценты, дроби, десятичные числа.
Программа будет актуальна для детей с ОВЗ, испытывающих трудности при изучении математики.
Актуальность Программы определяется:
- социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи;
- важностью создания обоснованных психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческой самореализации детей.
Основной целью настоящей программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. ребенка рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Отличительные особенности и новизна программы.
ЛЕГО-педагогика – одна из современных педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для формирования универсальных учебных действий и развития личности ребёнка.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.
Программа построена таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться, наблюдая и способность распознавать, то есть запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или LEGO-шаблоноы при следующих предъявлениях.
На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим кирпичиком конструктора, а затем с помощью этих кирпичиков выполняются различные арифметические задания. Таким способом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях. Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам
Данная программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности по программе «Истоки», которая является основной образовательной программой в детском учреждении.
Целью программы является создание такой образовательной среды, в которой дети научатся воплощать в жизнь свои идеи, смогут развить свои творческие способности в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность.
Основные задачи:
1. Активизация памяти и внимания
2. Развитие логики и комбинаторики
3. Совершенствование навыков классификации
4. Развитие речи и коммуникативных способностей
5. Развитие сенсорных и математических навыков
6. Развитие мелкой моторики
Задачи программы:
Обучающие:
• познакомить с основными простейшими принципами конструирования;
• изучить виды конструкций и соединений деталей;
• сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы;
Развивающие:
• содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей;
• сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел;
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;
• стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
• способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах;
• нравственное воспитание.
Сроки реализации программы. Программа реализуется групповой форме, целесообразно объединение детей численностью -до 6 человек.
Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет.
Длительность и количество занятий: 15-30 мин, 2 занятия в неделю;
Конечным результатом работы должна быть не только созданная поделка, но и формирование у ребёнка определённого уровня умственных действий, конкретных практических навыков и умений.
Структура занятия.
Занятие строится в следующей последовательности:
- приветствие;
- игровые упражнения для формирования пространственного мышления и воображения;
- непосредственно конструирование
Обучение основывается на следующих психолого-педагогических принципах:
• личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
• природосообразности (учитывается возраст воспитанников) ;
• сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом) ;
• систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
• «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ.
- Развитие познавательной деятельности, расширение элементарных представлений детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.
- Формирование сенсорного опыта в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом (игрушки). Обследуя предметы, дети называют их признаки (контрастные, конструктивные свойства (большой, маленький кубик; красный кирпичик; легкий кубик (пластмассовый) ; длинная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.) ;
- Развитие элементарных конструктивных умений (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия) ;
- Умение конструировать по условиям, заданным взрослым совместно с педагогом;
- Умение работать в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
- определять, различать и называть детали конструктора,
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
- уметь работать по предложенным инструкциям.
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
- уметь работать в команде, эффективно распределять обязанности.
Учебный план по обучению детей Лего-конструирование, разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года, основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ред. от 25.11.2013г., "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС дошкольного образования (Министерство Образования Науки Российской Федерации, Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования, СанПиН 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").
Обеспечение программы :
Методическое:
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
учебно-тематический план;
ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
схемы пошагового конструирования;
иллюстрации, фотографии, презентации, видео;
стихи, загадки по темам занятий.
Материально-техническое:
1. Конструкторы LEGO
2. Плакаты, схемы, муляжи, книги, иллюстративный материал, картинки с изображением объектов реального мира, фотографии, игрушки, мячи и т. д.
3. Программа развивающих занятий с использованием LEGO-конструирования.
ветные карандаши, раскраски, цветная бумага, цветной картон, пластилин, гуашь и т. д.
Используемая литература:
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Волкова С. И. Конструирование. – М. : Просвещение, 1989.
3. Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2010
4. Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2001
5. Злаказов А. С. / Горшков Г. А. / Шевалдина С. Г. «Уроки Лего-конструирования в школе : методическое пособие» // БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2011
6. Институт новых технологий «Игровые пособия LOGO-Verlag» // Москва, Институт новых технологий, 2006
7. Комарова Л. Г. «Строим из лего» // «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва, 2011
8. Лиштван З. В. «Конструирование» //Москва, «Просвещение», 2010
9. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие. - Пересказ с англ. -М. : Инт, 2008.
10. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» // Издательский дом «Карапуз», Москва 2012
16. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // из-во «Академия, 2002
11. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
12. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» // из-во «Сфера», Москва, 2012
Интернет-ресурсы:
1. Конспекты занятий «Лего - конструирование в 1 классе» http://www.progimn1781.narod.ru/expirience/lego/lessons/1_class/
2. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/? page_id=390
3. Максаева Ю. А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf
4. Планирование и развивающие игры 2-4 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-2-do-4-let.html
5. Планирование и развивающие игры 4-7 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-4-do-6-7-let.html
6. Строим из Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_lego.html
7. http://ta-vi-ka.blogspot.ru/
8. ideas4parents.ru