Милена Колыванова
Программа по правовому воспитанию умственно-отсталых детей «Мы и наши права»
▼ Скачать + Заказать документы
ГКУКО «Полотняно-Заводской детский дои-интернат для умственно отсталых детей»
Программа правового воспитания умственно-отсталых детей и лиц из их числа
«Мы и наши права»
Разработал:
Социальный педагог
Мягкова М. И.
Пояснительная записка.
Одним из направлений работы социального педагога является социальная защита и социальная помощь, реализация прав и свобод личности воспитанника.
Основные задачи социального педагога – это социальная защита прав, социальная адаптация, реабилитация с последующей интеграцией в общество.
Публикация «Программа по правовому воспитанию умственно-отсталых детей „Мы и наши права“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Социальный педагог в своей работе руководствуется необходимостью оказывать помощь в трудоустройстве воспитанников, в вопросах предоставления жилья и соблюдения прав детей и воспитанников и создания условий для их успешной социализации.
Н базе нашего учреждения будет открыто отделение «Социальная гостиница» с целью обеспечения условий максимальной социализации воспитанников прошедших реабилитацию.
В связи с этим разработана программа по правовому воспитанию умственно – отсталых детей и лиц из их числа. Программа «Мы и наши права» ориентирована на личность во всех сферах ее жизнедеятельности с приоритетом правовых задач. Программа знакомит с правами и обязанностями с целью подготовки подростков и инвалидов молодого возраста к самостоятельному проживанию в социуме.
Знание прав – это щит, прикрывающий человека, его достоинства от посягательств со стороны других людей. Обладание правами дает подростку и инвалиду молодого возраста возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Программа предполагает правовое просвещение умственно отсталых детей и лиц из их числа. Проблема осознания своих прав подростками и инвалидами молодого возраста актуальна. Как показывает практика отсутствие у юношей и девушек данной категории необходимой правовой культуры нередко приводит к неверной оценке ими жизненных ситуаций, к нежелательным для общества и их самих последствиям.
Беседы по правовым вопросам позволяют подросткам и инвалидам молодого возраста ощутить свои права, предоставляемые им российскими законами, а также научиться пользоваться ими в полной мере.
В ходе реализации программы у воспитанников должно сформироваться сознание ответственности за несоблюдение законов, что позволит им избежать нежелательных проступков.
Комплекс мероприятий данной программы направлен на вовлечение в них умственно отсталых детей и лиц из их числа, воспитание подрастающего поколения, привлечение к этой работе квалифицированных специалистов в области правовых знаний.
Системой мер по организации правового воспитания предусматривается разработка комплекса мероприятий по правовому воспитанию и примерного плана проведения.
Программа рассчитана на 2 года.
Тема программы : «Правовое воспитание умственно отсталых детей и лиц из их числа».
Цели программы :
• совершенствование правового воспитания у подростков и инвалидов молодого возраста;
• формирование социально – активной личности, знающей и реализующей свои права и обязанности.
Задачи программы :
• организация правового просвещения среди воспитанников;
• разъяснение их прав и обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
• воспитание у подростков и инвалидов молодого возраста уважения к закону;
• защита прав подростков и инвалидов молодого возраста.
Условия реализации программы.
Реализация программы обеспечивается путем взаимодействия ГУ «Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей» с министерством по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области, УПФР РФ, ОСЗН, филиалом Сбербанка РФ, отделом УФМС России, УФПС Калужской области филиалом ФГУП «Почта России» и др.
Результатами такого сотрудничества являются:
• организация экскурсий в выше перечисленные организации, учреждения;
• обеспечение комплексной квалифицированной помощи подросткам и инвалидам молодого возраста;
• организация патроната инвалидов молодого возраста.
Место проведения основных мероприятий программы : ГУ «Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Кадровое обеспечение: специалисты ГУ «Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (социальные педагоги, воспитатели)
Количество участников группы: 5-10 человек
Продолжительность и периодичность занятий: 9 занятий, один раз в месяц.
Продолжительность одного занятия: 1-1,5 часа
Комплекиация групп производится с учетом возраста детей :
1 группа – подростки 14-17 лет
2 группа – инвалиды молодого возраста 17-23 года
Комплектацию групп обеспечивает социальный педагог по рекомендациям психолога.
Форма проведения занятий: беседы, лекции, анкетирование, экскурсии, обсуждение ситуации.
Содержание программы.
В основу программы положены принципы личностно-ориентированного, гуманистического подхода к детям, уважения личности и достоинства подростков и инвалидов молодого возраста.
Стержневой идеей программы является идея правового развития умственно отсталых детей. Педагогическая работа направлена на формирование у воспитанников ответственного отношения и себе и окружающим, а также призвана содействовать бесконфликтной интеграции воспитанников в общество.
Основные направления реализации программы.
• знакомство с основами правовой защиты подростков и инвалидов молодого возраста;
• расширение их кругозора в области права;
• информирование о пособиях и льготах предоставляемых государством подросткам и инвалидам молодого возраста;
• повышение уровня юридической грамотности;
• оказание консультативной юридической помощи по всем сферам законодательства и практической помощи в оформлении и направлении документов, заявлений, исков, жалоб для рассмотрения в суде и других инстанциях.
• консультирование по гражданским, семейным, наследственным, трудовым, жилищным, земельным и другим вопросам.
Мероприятия по реализации программы правового воспитания подростков и инвалидов молодого возраста.
Тематический план.
1 год.
№
п/п Тематика мероприятия Задачи темы Форма проведения мероприятия Сроки проведения
1 Первая встреча с правом : понятие и история создания Декларации прав ребенка Объяснить, что представляет собой «Декларация», рассказать историю ее создания, ознакомиться с основными правами человека. Беседа, работа с источниками, в конце занятия проводится викторина сентябрь
2 Роль права в жизни человека и общества Раскрыть сущность права, объяснить значение понятия права, рассказать об основных отраслях права Лекция, беседа, октябрь
3 «Ваши права и обязанности» Изучить основные права и обязанности ребенка, познакомить воспитанников с основными документами, закрепляющими их права (право на труд, право на образование, право на получение жилого помещения, право на медицинские услуги и др.) Познавательная беседа, демонстрация сборника основных законодательных документов.
Встреча с медработником. ноябрь
4 «Умей себя защитить» Дать знания о способах защиты прав ребенка, рассказать о правоохранительных органах. Встреча с сотрудником милиции, работником прокуратуры, проиграть различные ситуации. декабрь
5 «Я – законопослушный гражданин» Дать необходимые знания по основным видам юридической ответственности Лекция, демонстрация наглядных пособий. январь
6 Знакомство с основными видами действующего законодательства РФ Изучить основные виды действующего законодательства. Семейный, Жилищный, Трудовой, Гражданский кодексы. Лекция, демонстрация наглядных пособий. февраль
7 «Страна моя Россия. Мой город, поселок, село: органы власти, управления» Рассказать о значении государственных символов, о работе органов управления Встреча с Главой сельского поселения. март
8 Бланки, формы деловых писем, заявлений, ходатайств, оформление юридических документов Объяснить грамотность написания заявлений, заполнения бланков, оформление юридических документов. Практическое занятие, демонстрация образцов, показ заполнения бланков, заявлений. апрель
9 «Сберегательная книжка – что это?» Сбербанки, права и обязанности вкладчиков Рассказать о видах вкладов Экскурсия в Сбербанк. май
2 год.
№
п/п Тематика мероприятия Задачи темы Форма проведения мероприятия Сроки проведения
1 Коммунальные услуги, их стоимость. «Как платить за жилье?» Службы коммунального хозяйства. Дать представление о видах коммунальных услуг, о службах коммунального хозяйства Практическое занятие. Оплата квитанций. сентябрь
2 Солдаты Отечества.
Наша армия: долг и честь службы. Рассказать о сверхсрочной службе в армии, службе по контракту Встреча с работником военкомата. октябрь
3 Знакомство с уголовным кодексом. Кража, хулиганство Объяснить значение «уголовная ответственность» Лекция, беседа. ноябрь
4 «Я и мои соседи» Научить поддерживать благоприятные отношения с окружающими Обсуждение проблемных ситуаций. декабрь
5 «Потребительская корзина – что это?» Закон о защите прав потребителей. Объяснить значение «потребительская корзина», научить применять действие закона на практике Экскурсия в магазин январь
6 Семейное законодательство.
Законы о семье и браке. Бюджет семьи.
Материнство и отцовство. Дать представления о семье и браке. Научить планировать семейный бюджет. Лекция.
Практическое занятие. февраль
7 Виды пенсий, пособий, дотаций, льгот, закон о пенсиях по инвалидности. Рассказать о видах пенсий, пособий, дотаций Экскурсия в УПФР РФ. март
8 Закон о клевете. Рассказать об ответственности за клевету Беседа. апрель
9 «Что мы знаем о Конституции?»
Закон о выборах. Права и обязанности избирателя. Объяснить что представляет собой «Конституция», ознакомиться с основными правами человека. Лекция.
Практическое занятие. май
Ожидаемые результаты.
• усвоение ключевых понятий «закон», «право», «обязанности», «правонарушения»;
• улучшение социальной адаптации умственно отсталых детей в обществе с помощью полученных знаний по правовому воспитанию;
• повышение уровня осведомленности и грамотности в области права;
• снижение уровня социальной изоляции умственно отсталых детей
Список используемой литературы.
1. Якушев А. В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. – М., 2007.
2. Шакурова М. В. Методика и технология социальной работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2002.
3. Олиференко Л. Я., Чепурных Е. Е. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений. – М., 2001.
4. Права ребенка. Основные международные документы – М., 1992.
5. Технологии социальной работы: Учебник/подобщ. ред. проф. Е. И. Холостовой