Татьяна Козьмина
Конспект НОД по правовому воспитанию старших дошкольников «Я и мои права»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня много пишут и говорят о "новых" детях, об их уникальных интеллектуальных способностях, о том,что они пришли в этот мир, чтобы изменить его
Но что они знают о своих правах?Что знают а правах родители, которые воспитывают их?Нужно ли менять подходы в воспитании педагогам и родителям?Какими правилами они должны руководствоваться? Ищем ответы на эти вопросы.
Конспект НОД для подготовительной к школе группе
Публикация «Конспект НОД по правовому воспитанию старших дошкольников „Я и мои права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Я и мои права».
Цель: расширение знаний у детей своих прав, связанное с развитием автономности личности.
Задачи:
1. Подвести детей к пониманию, что Закон наделяет его правами : правом на имя, правом на жилье.
2. Учить детей высказывать свое мнение, принимать точку зрения своих сверстников, расширяя и добавляя их ответы.
3. Формировать навыки сотрудничества в совместной деятельности.
4. Расширить кругозор детей через знакомство с глобусом, энциклопедией, географическим атласом.
5. Активизировать и обогащать словарь по теме: Закон, Конвенция, право, энциклопедия, глобус, атлас, происхождение.
Оборудование: настенное панно «Перелет птиц», демонстрационный материал «Мой дом», «Люди разных стран», сборная модель дома, фланелеграф, глобус; «Книга прав», диски с записью, магнитофон.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Теремок», «Заячья избушка», «Три поросенка»; беседа о жизни людей разных стран, просмотр мультфильма «Азбука прав», дидактическая игра «Фоторобот».
Ход занятия
I. Вводная часть.
Воспитатель : Дети, прежде чем начать разбираться в очень сложном вопросе, мне бы хотелось, чтобы у вас появилось хорошее настроение, которое вас не покидало на протяжении всей нашей беседы.
Упражнение разминка «Подарим друг другу улыбку».
II. Основная часть.
1. Дети садятся. Из-за ширмы появляется мальчик и девочка.
Мальчик: Вот это да! Нам Татьяна Викторовна часто говорит, что у детей есть права.
Девочка: Ты знаешь, в этом очень сложно разобраться. Я иногда не все понимаю. Это надо как-то себе представить…
Мальчик: Да, надо разобраться. Может спросить у взрослых?
Девочка: Конечно, без них нам не справиться…
Мальчик: Посмотри, Ангелина, здесь собралось много взрослых.
Девочка: Уважаемые взрослые, скажите, есть ли у детей права?
Ответы взрослых.
Показать «Конвенцию о правах ребенка».
2. Воспитатель : Дети, сегодня мне очень хотелось еще раз поговорить о правах каждого ребенка на нашей планете.
- Давайте с вами вспомним, с какими правами мы уже знакомы, а ваши ответы отметим на дереве красивыми осенними листьями
Дети отвечают и выставляют на дереве листья.
- Подойдите поближе к фланелеграфу и столу, посмотрите и подумайте: какой предмет можно собрать из этих деталей и отдельных частей? Вспомните, какие части у всех домов? (ответы детей).
- Но прежде, чем приниматься за работу, надо сделать гимнастику для пальчиков.
Энергизатор «Я справлюсь».
Чтобы выполнить это задание, надо разделиться на группы. Пусть светловолосые дети встанут к правому столу, а дети с темными волосами – к левому, выполняя задание, помните, что каждый может брать и использовать только одну деталь.
Дети, разделившись на 2 группы, выполняют задание.
3. Воспитатель : Дети, как вы думаете, почему я вам приготовила такое задание?
Дети: Дом – это жилище, место, где мы живем с родителями.
Воспитатель : Скажите, пожалуйста, у вас есть дом? (ответы детей).
- С кем вы живете? (ответы детей)
Как назвать одним словом? (Семья).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель : Дети, не всегда бывает так, чтобы был дом. Мы много читали сказок, Давайте с вами вспомним знакомые сказки, где право животных на жилье было нарушено?
Дети называют: «Заячья избушка», «Теремок», «Три поросенка», (Разбор ситуации в сказке).
4. Воспитатель : Наша планета Земля огромна (обращает внимание на глобус). Дети живут в разных странах (назвать) и дома у них называются по-разному. Вспомните, как могут называться дома? (ответы детей)
- Например: на севере – юрты, дом – лодка, хижина на сваях в Австралии, дом трейлер в Америке и т. д.
(Дети расставляют на доске видеоряд).
Воспитатель : У разных людей дома разные, но мы можем сделать вывод, какой?
Дети: Все они имеют право на жилье, это право никто не может нарушить, войти в дом без разрешения хозяина, разрушить его.
5. Воспитатель : Дети, сейчас мы с вами отправимся в путешествие с перелетными птицами и побываем в разных странах.
Коррекционно-игровое упражнение «Перелетные птицы».
Вот и осень к нам пришла.
Птицы в дальние края собираются лететь.
Воробьишка – непоседа хочет всем им пожелать доброго пути.
Вот вьюрок взлетел высоко,
Рядом ласточка живет,
Кормит деток перед отлетом.
Аист тоже в путь собрался,
С ним простился воробей: пожелал ему удачи и вернуться поскорей.
Вот и гусь собрался к югу,
С ним простился воробей.
Лебедю сказал: «Пока»,-
И взлетел опять к семейке,
Ведь важней всего семья.
Дети, выполнив упражнение, садятся на стульчики.
6. Воспитатель : Дети, пусть каждый из вас представит себя великим путешественником, мы отправляемся в гости к людям, которые населяют нашу землю. Стран много: это и Германия и Америка, Болгария и Япония и еще много других стран.
Воспитатель : Во всех странах, как и у нас в России живут люди – взрослые и дети. Они очень разные по своей внешности (показ видеоряда – лица, они по-другому одеваются (рассматривание иллюстраций). И говорят на разных языках. Вот послушайте (включение записи).
Скажите, вам понятно, о чем они говорят? (нет, почему?
А мы понимаем друг друга? (да, почему?
Посмотрите: это - Джон, а это - Мери, это - Роберт, это - Пит, это - Анджей…
А тебя как зовут, а тебя? (воспитатель опрашивает детей).
Что вы назвали? (имена) А почему тебя зовут Глеб, а не Дима, меня - Татьяна Викторовна, а не Зинаида Алексеевна?
Верно, у каждого человека есть имя. Они все разные и происхождение имен человека загадочно и окутано тайной. Но у нас в саду есть книга «Энциклопедия русских имен», которая поможет узнать значение любого имени.
Воспитатель : Неважно, дети, где мы живем. В какой точке Земли, какие у нас имена, главное - мы все равны!
Игровое упражнение «Мы все равны».
Я имею право быть черным и белым,
Я имею право быть ловким и смелым,
Ты имеешь право иметь свое имя,
Ты имеешь право быть просто любимым,
Мы имеем право на всем белом свете,
Мы имеем право – мы дети.
III. Итог занятия.
Воспитатель : Пусть дети живут, смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из вас не знает
Никакой беды.
Воспитатель : Действительно, дети, право на жизнь – это самое главное право. И о нем мы с вами поговорим позже. А сейчас, спасибо вам за активную, творческую работу, и вас ждет сюрприз.
(Детям раздаются значки – сюрпризы).