Анна Коробко
Пути коррекционно-педагогической работы по развитию навыков мелкой моторики у детей раннего возраста с ЗРР
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что у детей с задержкой речевого развития наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.
В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. Перинатальные поражения ЦНС объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в ранние сроки после рождения. Ведущее место в перинатальной патологии ЦНС занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма, которые чаще всего поражают нервную систему аномально развивающегося плода. Для обозначения перинатальной патологии мозга используется термин «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) для новорожденных детей, начиная с конца второй недели жизни (для детей первых дней жизни сохранились термины «гипоксия» и «асфиксия»).
Публикация «Пути коррекционно-педагогической работы по развитию навыков мелкой моторики у детей раннего возраста с ЗРР» размещена в разделах
Раннее поражение мозга обязательно в дальнейшем проявится в той или иной степени нарушенным развитием. Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг прежде всего и сильнее всего страдает двигательный анализатор. В силу того, что страдает незрелый мозг, дальнейшие темпы его созревания замедляются. Нарушается порядок включения структур мозга по мере их созревания в функциональные системы.
ПЭП является фактором риска по возникновению у ребенка двигательной патологии. У детей с перинатальной церебральной патологией постепенно по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения развития различных звеньев двигательного анализатора, а также психического, доречевого и речевого развития. С возрастом, при отсутствии адекватной лечебно-педагогической помощи постепенно формируется более сложная патология, нарушения развития закрепляются, что часто приводит к исходу заболевания в детский церебральный паралич (ДЦП).
У детей с синдромами двигательных расстройств и с ДЦП задержано в той или степени нарушено овладение всеми двигательными функциями: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций.
Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении двигательных нарушений. Практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60-70% случаев к 2-3 летнему возрасту.
В литературе описаны отдельные приемы работы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Т. А. Датешидзе, при ОНР (О. С. Бот, при моторной алалии (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская). Естественно, имеются более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с ДЦП (М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова).
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть в норме или даже выше нее. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также исследованиями Е. И. Исениной.
Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизиологических исследований, М. М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно лишь в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и в особенности там, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
У детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, в том числе и в нашем Доме ребенка, отмечается более низкий уровень нервно-психического развития. Анализ задержки отдельных сфер развития показывает более поздние сроки формирования активной речи и сенсорики. Эти сферы наиболее чувствительны к воздействию неблагоприятных факторов, как биологических, так и социальных.
Ранний возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования мышления, речи, личности, эмоций определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Этот вывод, основанный на многочисленных экспериментальных данных, представляет исключительный интерес в педагогическом отношении. Мы считаем крайне важным, учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют также развитию внимания и повышению работоспособности, стабилизируют психоэмоциональное сосояние, стимулируют познавательные интересы. В системе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, мы уделяем большое внимания развитию тонких движений пальцев рук.
Работу по развитию мелкой моторики проводится нами систематически, уделяя ей по 3-5 минут, не считая занятий, включаем ее также во все режимные моменты. Как правило, дети затрудняются в самостоятельном выполнении движений, поэтому начинаем работу по развитию мелкой моторики на индивидуальных занятиях, где ребенок выполняет движения пальцами вначале пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и можно расширить форму работы по развитию мелкой моторики до коллективной.
В индивидуальных занятиях работа по развитию мелкой моторики начинается с массажа, продолжается пальчиковыми играми, и переходит в действия с предметами, решая также задачи развития сенсорики и речи. В зависимости от вида подгруппового занятия, работе по развитию мелкой моторики отводится разное количество времени: в речевом занятии варьируем использование приемов развития мелкой моторики. Пальчиковые игры проводим как в вводной, так и в заключительной части занятия, а также используем в качестве физ. минутки и для осуществления перехода от одного вида деятельности к другому. В занятии по развитию изобразительных навыков используем в вводной части занятия, для того, чтобы подготовить руку ребенка к активным действиям с предметами и орудиями деятельности.
Нами используются разнообразные формы работы по развитию мелкой моторики. Это массаж, пальчиковые игры, действия с разнообразными предметами, конструирование и изобразительная деятельность. Нужно помнить о главном условии успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно.
Массаж.
Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Его продолжительность – 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. Повторяется курс через 10-30 дней. Массаж выполняется одной рукой, другой рукой фиксируя конечность. Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, постепенно переводятся в активную форму.
При лечебно-педагогической работе учитываются этапы становления моторики кисти и пальцев рук: опора на раскрытую кисть, осуществление произвольного захвата предметов кистью, включению пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции и предметные действия, дифференцированные движения пальцев рук.
Перед формированием функциональных возможностей кистей и пальцев рук добиваемся нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производятся легкие качающе-потряхивающие движения). Далее проводим массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук.
Пальчиковые игры.
Пальчиковым играм мы отводим большую роль в развитии мелкой моторики. Они позволяют корригировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры организуем в вводной части занятия или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается активная речь, чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.
При проведении данных пальчиковых игр мы учитываем речевые возможности детей. В связи с этим, при первом знакомстве с игрой, сначала читаем текст стихотворения полностью, дети слушают и выполняют соответствующие движения пальцами. При повторном проведении игры помогаем детям произносить стихи; они, выполняя движения, текст произносят частично – заканчивают фразу, начатую логопедом. Дети с разным уровнем речевого развития по-разному сопровождают движения пальцев.
К пальчиковым играм мы относим: статичные изображения кистями рук и пальцами предметов, образов окружающего мира, движения пальцев, передающие динамические образы и активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме.
Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми мячами, шнурами, резиновыми кольцами, пинцетом, прищепками, бусинками.
К играм с предметами большинство специалистов предлагают приступать с 9 месяцев, однако некоторые предлагают начинать уже в возрасте 2-х месяцев. Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, можно добиться большей точности движений, улучшению их координации.
В руку ребенка по очереди вкладывают различные предметы: кусочек меха, кожи, грубого полотна, атласную ленточку, шелковый платок и т. п. Нужно дождаться, когда ребенок схватит предмет и удержит некоторое время.
Для развития силы и тактильных ощущений используем твердые и мягкие шарики (можно использовать мячики для пинг-понга) и валики длиной 7-8 см и диаметром 1,5 см (толстые карандаши, фломастеры, ручки, обернутые различной тканью. Взрослый вкладывает шарик в середину ладони правой, а затем левой руки ребенка. Валики кладутся поперек ладони, большой палец отводится. Первое время необходимо придерживать предмет в ладони ребенка, побуждая его к более сильному рефлекторному схватыванию и удерживанию руками (в 2 месяца – 2-3 сек, в 3 месяца – до 10 секунд). За одно занятие можно вложить поочередно 3-5 предметов в каждую руку малыша, чтобы он мог ощутить их свойства.
Уже в конце первого года жизни малыш с удовольствием достает из емкостей мелкие предметы, игрушки, предпочитая сначала только доставать их и разбрасывать. В начале второго года жизни собирание мелких предметов становится его любимым занятием. Основное удовольствие приносит сам процесс, а не результат.
Эти игры развивают не только моторику и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику малыша.
К таким играм относятся игры карандашами, шнурками, скакалками, веревками, прищепками, с пуговицами (застегивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге, с крупой, семенами (пересыпание, разбор разных видов крупы, выкладывание из крупы изображений, игры с водой и песком.
Конструирование и конструктивные игры.
Конструирование развивает творческие и мыслительные способности ребенка, совершенствует восприятие детьми формы предметов, их величины и пространственных отношений, учит его планированию, обогащает словарь, развивает элементарные математические представления.
Величина деталей конструктора и мозаики зависит от навыков ребенка. Сначала используются самые крупные детали.
Из двух основных способов постановки конструктивной задачи с детьми раннего возраста используется первый – детям предлагают воспроизвести в своих постройках определенный предмет, который выступает в роли образца (такой образей – чаще всего постройка, сделанная педагогом).
Изобразительная деятельность.
В процессе изобразительной деятельности происходит интеллектуальное развитие ребенка, у него формируется эстетическое отношение к действительности, развиваются нравственно-волевые качества, эмоции, воображение, формируются сенсорные эталоны и происходит моторное развитие.
Рисование.
Годовалого малыша можно научить чиркать карандашом по листу белой бумаги. Держа его руку в своей, рисуем дорожку – линию сверху вниз. Ребенку нравится это занятие, поэтому он любит чиркать самостоятельно. Рисование фломастером легче, чем карандашом, поскольку не требует сильного нажима. Это важно для детей, у которых развитие мелкой моторики происходит с отставанием. Кроме того, фломастеры оставляют на бумаге более яркие и контрастные линии, чем карандаши. За счет этого легче привлечь внимание малыша к результатом его деятельности. Постепенно ребенок приобретает следующие навыки: проведение прямой вертикальной линии, проведение прямой горизонтальной линии, рисование штрихов, волнистых линий и рисование круга.
Рисование мокрыми ладошками, рисование пальцем по запотевшему стеклу, рисование пальцем по крупе является интересным способом рисования и развития мелкой моторики.
Лепка.
Во время лепки из пластилина, глины особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования. Лепка привлекает детей новизной материала, кроме того, сжатый в руках комочек глины может напомнить какой-либо предмет, вызвать желание играть с ним. Ребенку раннего возраста легче действовать непосредственно руками, чем каким-либо инструментом: он с удовольствием мнет пластилин, сжимает ладонями, надавливает на него пальцами, отламывает от большого комочка маленькие.
Аппликация.
Обучая детей аппликации, педагог обращает основное внимание на освоение формы предметов или их частей, которые предлагаются для наклеивания. Используя бумагу разных цветов, педагог учит детей различать и правильно называть эти цвета. В процессе действий с материалами и орудиями труда у детей развивается и совершенствуется мелкая моторика.
Дети учатся предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные педагогом детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определенной последовательности, составляя заданный предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Рваная аппликация является интересным видом, а складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик,- интересными приемами аппликации. Подробнее изобразительная деятельность представлена в Приложении 9.
Итак, решая задачу развития мелкой моторики, мы не забываем и о других, не менее важных задачах. Поэтому используем разнообразные дидактические задания, предоставляем детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулируем их мыслительные операции, предлагаем обследовать предметы. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта; развиваются наблюдательность, внимание память, совершенствуются разнообразные движения, пространственные ориентировки; интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас и развивается активная речь.