Эльвира Залялутдинова
Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы для развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
1. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет компенсаторных возможностей ребенка.
2. Творческое использование таких основных дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность.
3. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.
Публикация «Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы для развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
4. Для успешного коррекционного воздействия необходима тесная взаимосвязь всех специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физкультуре, и, конечно же, родителей.
С первых дней пребывания ребенка в коррекционной группе необходимо начинать работу по развитию тонкой моторики рук с обучения элементам самомассажа предплечий, кистей и пальцев рук. Использовать следующие виды массажа: поглаживание, легкое растирание, разминание, легкое встряхивание, активные и пассивные движения. Стараться проводить их в стихотворной форме, так как у детей дошкольного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Содержание и ритм стихотворных текстов максимально приближен к характеру самих движений, поэтому дети с интересом и увлечением будут выполнять, казалось бы, скучные двигательные упражнения.
После освоения элементов самомассажа приступать к комплексу упражнений по развитию мелкой моторики рук, который состоит из 3 частей.
I часть. 1. Пальчиковая гимнастика – специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики.
2. Пальчиковые игры с речевым и без речевым сопровождением.
Эти виды упражнений широко распространены в логопедической практике. Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе их дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В начале работы необходимо обучать детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавлять упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями.
Каждое упражнение разучивать одной рукой (ведущей). После выработки достаточного автоматизма в придании руке определенной позы, в выполнении ею того или иного движения приступать к тренировке другой руки. Только потом движение отрабатывать двумя руками.
Вначале все упражнения выполнять в медленном темпе. Во время выполнения следить за правильностью положения кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. По мере усвоения ребенком того или иного упражнения темп его выполнения постепенно ускорять. Одновременно продолжать работу над четкостью, легкостью, плавностью, ритмичностью выполняемых движений.
Упражнения проводить на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Вначале словесную инструкцию сопровождать показом, затем показ устранять и оставлять только словесную инструкцию.
Пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры необходимо проводить ежедневно по 5-10 минут на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в форме корригирующих упражнений. Игры по тренировке тонких движений кистей и пальцев рук должны использовать на своих занятиях музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физкультуре. Пальчиковые игры повторять дома с родителями.
На индивидуальных и подгрупповых занятиях при автоматизации звуков в стихотворных текстах рекомендуется использовать игровой прием «Расскажи стихи руками». Стихи на нужный звук традиционно применяют в логопедической практике. К произносимому детьми тексту добавляются движения кистями и пальцами рук. Здесь используются все те позы и движения, которые хорошо знакомы детям по играм с пальчиками.
II часть. Упражнения с использованием различных предметов.
Они включают в себя:
- собирание пирамидок, матрешек, мозаики.
- нанизывание бус.
- работа с пособиями по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины.
- сортировка бус и пуговиц.
- перебор крупы.
- игры с орехами.
- работа со спичками, счетными палочками.
- изо-игры (на бумаге, с бумагой, с пластилином, глиной, тестом).
- разнообразные шнуровки.
- завязывание узлов на толстой веревке, шнурке, нитке.
- игры с песком, водой.
- наматывание тонкой проволоки на катушку.
- закручивание болтов, гаек, шурупов.
- рисование в воздухе.
- тактильные игры.
- игры с природным и бросовым материалом.
Эти виды упражнений и игр проводить и как отдельные занятия (лепка, рисование, конструирование, аппликация, ручной труд, и как элементы на занятиях воспитателя по математике, познавательному циклу, использовать на прогулках и в совместной деятельности воспитателя с детьми.
В настоящее время появилась еще одна хорошая возможность развивать мелкую моторику рук – это работа на компьютере. Играя в компьютерные игры, ребенок совершает различные манипуляции с мышкой, на клавиатуре с помощью пальцев и кистей рук, что позволяет тренировать их подвижность, ловкость движений, быструю переключаемость с одного движения на другое, таким образом, способствовать их развитию.
III часть. Подготовка руки к письму.
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс. Поэтому подготовку к нему надо начинать уже в дошкольном возрасте. Дошкольника (в особенности ребенка с нарушениями звукопроизношения) следует не учить письму, а только подготавливать к этому. В противном случае у ребенка сформируется неправильная техника письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 6-7летнего ребенка, которые, в свою очередь, следует учитывать в коррекционной работе.
При работе по развитию графической моторики рук проводить :
- рисование.
- рисование по лекалам и шаблонам.
- штриховка.
- работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
- работа в занимательных прописях для дошкольников.
Такие упражнения способствуют развитию не только мышц кисти и пальцев рук, их координации, но и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
Выполняя пальчиками различные упражнения, играя с ними в разнообразные игры, дети в конечном итоге преодолевают речевые нарушения. Об этом свидетельствуют результаты обследования психолого-медико-педагогической комиссии по выпуску детей в школу.
Систематическая и целенаправленная работа по совершенствованию тонких движений рук помогает развивать у детей их творческие способности, мышление, сделать их действия уверенными, предупредить в будущем школьные трудности при чтении и письме. Успехи детей в школе – это свидетельство эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы, в том числе по формированию и совершенствованию мелкой моторики рук.