Папки-передвижки

Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста

Элла Прохорова
Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

\

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1. Актуальность

1.2. Цель и задачи рабочей программы

1.3. Принципы организации кружковой работы

1.4. Ожидаемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Разделы программы

2.2. Формы организации кружковой работы

2.3. Календарно-тематический план

3. Список литературы

Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Публикация «Программа кружковой деятельности „Волшебные пальчики“ по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить общение со взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Актуальность: целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.

1.2. Цель и задачи рабочей программы

Цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в упражнениях, пальчиковых играх, штриховках и разных видах продуктивной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

• формирование практических умений и навыков;

• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие :

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

• совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

• воспитывать внимательность к выполнению заданий;

• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

• воспитывать и развивать художественный вкус.

1.3. Принципы организации образовательного процесса

В основу программы положены принципы :

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);

• индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)

• комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника

1.4. Ожидаемые результаты:

К концу года занятий в кружке дети должны знать : •

• некоторые виды бумаги;

• свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

• несколько разных техник рисования;

• основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);

• основные правила склеивания;

• понятие «конструктор»; «мозаика»;

• некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);

• несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

Должны уметь:

• правильно держать кисть, карандаш;

• пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;

• работать с трафаретами;

• заштриховывать предметы двумя способами;

• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

Содержательный раздел

2.1. Разделы программы

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

пальчиковая гимнастика

• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)

• работа с бумагой (аппликация, конструирование)

• работа со шнурками, нитками

• рисование

• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

• лепка, изготовление поделок из различных материалов

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.

В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.

2.2. Форма организации кружковой деятельности

Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей до 3 лет.

Новизна:

• обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;

• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

• разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

- мелкая моторика;

- речевое развитие.

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Формы и режим занятий:

Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (8 человек) по 9 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

• регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

• совершенствовать внимание и память

• психические процессы тесно связаны с речью;

• вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультминутки в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультминутке содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

2.3. Календарно-тематический план

Месяц Тема Названия

Сентябрь «Кисть и карандаш»

«Наши пальчики»

«Сухой бассейн»

«Гусеница» рисование прямых линий

работа с пальчиковыми красками

работа с крупами с художественным словом

лепка с природным материалом (желуди)

Октябрь

«Мячики для котят»

«Дождик»

«Колбаски и шарики»

«Следы на песке»

«Веселые раскраски»

Рисование пальчиками

Аппликация с элементами рисования (вата, гуашь)

работа с пластилином

рисование пальчиками на песке

работа с раскрасками (раскрашивание пальчиками)

Ноябрь «Осень золотая»

«Бусы, колечки»

«Петушок пшено рассыпал»

«Проведи дорожку» рисование (гуашь, поролон, трафареты из картошки)

лепка из цветного пластилина

рисование пальчиками на подносе с пшеном

рисуночные задания (цветные карандаши)

Декабрь «Снег кружится»

«Елочка»

«Козлик»

«Новогодние бусы» аппликация (салфетки, вата, фольга)

рисование (гуашь, гимнастика с кистью

лепка с коктейльными трубочками

нанизывание крупных бусин

Январь «Снеговик»

«Игрушки»

«Накорми мышку»

«Колобок» аппликация с элементами рисования

гимнастика с карандашом

д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)

знакомство с соленым тестом

Февраль «Облака»

«Домики»

«У мышки в кладовой»

«Пройди по лабиринту» обрывная аппликация

рисование пальчиками

перебирание круп (фасоль, рис, гречка)

рисуночные задания (фломастеры)

Март

«Цветы»

«Расписной коврик»

«Печем пирожки»

«Помогаем бабушке» аппликация с сухими листьями

рисование цветными мелками

лепка из соленого теста

сматывание клубочков из шерстяных ниток

Апрель

«Звенит капель»

«Ракета в космосе»

«Раскраски с заданиями»

«Палочки- выручалочки»

рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки)

аппликация с элементами лепки

работа с цветными карандашами

выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек

Май «Цыплята»

«Одуванчики цветут»

«Медведь проснулся»

«Волшебные камешки»

обрывная аппликация

рисование (гуашь)

лепка с шишками

раскрашивание речной гальки

Май

3- 4неделя Диагностика

3. Список литературы

• Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М. : ООО “Дрофа”, 2000.

• Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : “Астрель”, 2001.

• Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : “Просвещение”, 2001. 93 с.

• Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.

• Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

• Крупенская Н. Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.

• Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.

• Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М. : “Астрель”, 2006.

• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 2005.40 с.

• Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей раннего возраста по развитию мелкой моторики «Веселый ежик» Занятие для детей раннего возраста «Веселый ежик» Цели: - развитие мелкой моторики; - развитие умения подражать движениям взрослого. Материалы:.

Кружок по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» для детей младшей группы Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их применяют.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики» Нормативные основания реализации проекта 1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт «Дошкольного Образования» от 01 января.

Пособие на развитие мелкой моторики рук и цветовосприятия у детей раннего возраста «Озорные пальчики»Пособие на развитие мелкой моторики рук и цветовосприятия у детей раннего возраста «Озорные пальчики» Пособие на развитие мелкой моторики рук и цветовосприятия у детей раннего возраста «Озорные пальчики" Все знают, что развитие мелкой моторики играет.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возрастаПособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече, посвящённой развитию мелкой моторики моих малышей. Мелкая моторика - это.

Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста (часть 2)Пособия по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста (часть 2) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень рада нашей новой встрече. Хочу снова поделиться очередными пособиями, созданные для моих малышек.

Проект по развитию мелкой моторики «Волшебные пальчики» Проект по развитию мелкой моторики «Волшебные пальчики» Актуальность. Движения руки всегда тесно связаны с речью и.

Программа кружка «Умные пальчики» по формированию графических навыков и развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по развитию.

Программа кружковой работы для детей дошкольного возраста «Веселые пальчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Детский сад № 1 «Светлячок» ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ.

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики у детей 2–3 лет «Говорящие пальчики» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Организация работы кружка 3. Список детей по подгруппам. 4. Педагогические технологии, обеспечивающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
Опубликовано: 9 января 2018 в 21:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Элла Прохорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД