Элла Прохорова
Программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
\
Содержание:
1. Целевой раздел
1.1. Актуальность
1.2. Цель и задачи рабочей программы
1.3. Принципы организации кружковой работы
1.4. Ожидаемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Разделы программы
2.2. Формы организации кружковой работы
2.3. Календарно-тематический план
3. Список литературы
Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Публикация «Программа кружковой деятельности „Волшебные пальчики“ по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить общение со взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Актуальность: целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.
1.2. Цель и задачи рабочей программы
Цель – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в упражнениях, пальчиковых играх, штриховках и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
• формирование практических умений и навыков;
• обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие :
• развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
• совершенствование движений рук;
• развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
• развитие речи детей.
Воспитательные:
• воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;
• воспитывать внимательность к выполнению заданий;
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
• воспитывать и развивать художественный вкус.
1.3. Принципы организации образовательного процесса
В основу программы положены принципы :
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);
• индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
• комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника
1.4. Ожидаемые результаты:
К концу года занятий в кружке дети должны знать : •
• некоторые виды бумаги;
• свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
• несколько разных техник рисования;
• основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
• основные правила склеивания;
• понятие «конструктор»; «мозаика»;
• некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и. т. п.);
• несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
• правильно держать кисть, карандаш;
• пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
• работать с трафаретами;
• заштриховывать предметы двумя способами;
• застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
Содержательный раздел
2.1. Разделы программы
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
• пальчиковая гимнастика
• работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», рисование на подносах, выкладывание мозаики)
• работа с бумагой (аппликация, конструирование)
• работа со шнурками, нитками
• рисование
• моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)
• лепка, изготовление поделок из различных материалов
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровожение художественным словом, гимнастику с предметами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В разделе «Работа с сыпучими материалами» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. Повторение этих упражнений способствует развитию внимания, мышления, тактильной памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.
Раздел «Работа со шнурками, нитками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов, основами композиции. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложнокоординированные движения руки.
В разделе «Моделирование» подобраны задания для формирования тонких движений рук, развития мускульной и тактильной памяти, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений. Занятие моделированием развивает внимание, память, пространственное мышление.
В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп, а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала.
2.2. Форма организации кружковой деятельности
Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей до 3 лет.
Новизна:
• обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;
• подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
• разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
- мелкая моторика;
- речевое развитие.
• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Формы и режим занятий:
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (8 человек) по 9 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, анкетирование, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
• регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
• совершенствовать внимание и память
• психические процессы тесно связаны с речью;
• вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультминутки в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультминутке содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
2.3. Календарно-тематический план
Месяц Тема Названия
Сентябрь «Кисть и карандаш»
«Наши пальчики»
«Сухой бассейн»
«Гусеница» рисование прямых линий
работа с пальчиковыми красками
работа с крупами с художественным словом
лепка с природным материалом (желуди)
Октябрь
«Мячики для котят»
«Дождик»
«Колбаски и шарики»
«Следы на песке»
«Веселые раскраски»
Рисование пальчиками
Аппликация с элементами рисования (вата, гуашь)
работа с пластилином
рисование пальчиками на песке
работа с раскрасками (раскрашивание пальчиками)
Ноябрь «Осень золотая»
«Бусы, колечки»
«Петушок пшено рассыпал»
«Проведи дорожку» рисование (гуашь, поролон, трафареты из картошки)
лепка из цветного пластилина
рисование пальчиками на подносе с пшеном
рисуночные задания (цветные карандаши)
Декабрь «Снег кружится»
«Елочка»
«Козлик»
«Новогодние бусы» аппликация (салфетки, вата, фольга)
рисование (гуашь, гимнастика с кистью
лепка с коктейльными трубочками
нанизывание крупных бусин
Январь «Снеговик»
«Игрушки»
«Накорми мышку»
«Колобок» аппликация с элементами рисования
гимнастика с карандашом
д/и (горох, фасоль, пшено, бусины)
знакомство с соленым тестом
Февраль «Облака»
«Домики»
«У мышки в кладовой»
«Пройди по лабиринту» обрывная аппликация
рисование пальчиками
перебирание круп (фасоль, рис, гречка)
рисуночные задания (фломастеры)
Март
«Цветы»
«Расписной коврик»
«Печем пирожки»
«Помогаем бабушке» аппликация с сухими листьями
рисование цветными мелками
лепка из соленого теста
сматывание клубочков из шерстяных ниток
Апрель
«Звенит капель»
«Ракета в космосе»
«Раскраски с заданиями»
«Палочки- выручалочки»
рисование с элементами аппликации (акварель, пипетки)
аппликация с элементами лепки
работа с цветными карандашами
выкладывание ритмичных узоров из счетных палочек
Май «Цыплята»
«Одуванчики цветут»
«Медведь проснулся»
«Волшебные камешки»
обрывная аппликация
рисование (гуашь)
лепка с шишками
раскрашивание речной гальки
Май
3- 4неделя Диагностика
3. Список литературы
• Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М. : ООО “Дрофа”, 2000.
• Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : “Астрель”, 2001.
• Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : “Просвещение”, 2001. 93 с.
• Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
• Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
• Крупенская Н. Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
• Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
• Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М. : “Астрель”, 2006.
• Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 2005.40 с.
• Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.