Оксана Быкова
Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГУЛКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
У каждого из нас с детства остаются щемящие душу воспоминания: колокольчики, ласково и напевно шепчущие, что-то в зеленой траве, песчаный берег кристально чистой речушки, пение крохотной птахи, бабочка, раскачивающаяся на высокой былинке, снежинки, тающие на теплой ладошке…. Как сохранить это восторженное чувство к природе? Как передать его детям и научить их не только восхищаться ее красотой, но и заботится о ней?
Публикация «Публикация опыта работы „Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Во время прогулок на природе, можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.
Растения – сама жизнь. Растения даруют не только красоту. Они дружат с человеком, помогают ему: врачуют, указывают дорогу, стерегут подземные клады, предсказывают погоду. Мы не всегда задумываемся над тем и не воспринимаем растения как живой организм и сердце.
В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.
В своей работе стараюсь привить любовь к природе, к Родине, приучить детей заботиться о растениях или других живых существах, ведь Родина – это земля, на которой мы родились, которая одаряет нас здоровьем, красотой, радостью жизни.
Я как и психолог Н. Н. Вересов - считаю, что главная задача воспитателя обеспечивать условия свободного смысла порождения: Что милее всего на свете? Что такое Земля? Что такое дом?.
На мой взгляд ознакомление детей с растениями осуществляется на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу - возможности для реализации полноценного экологического образования и воспитания.
Для развития детской наблюдательности, хорошо использовать прием познавательных высказываний, вопросов сравнений, предположений, загадок. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.
Например:
- Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?
- Почему их так называют: подорожник, мать-и-мачеха, пастушья сумка, одуванчик?
- Что случится, если растений не станет? и т. д.
Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту природы, помочь увидеть её, услышать. Восхищение красотой родной природы необходимо и взрослым, и детям, как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы должны прежде всего помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаться природой. Ведь природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал крики птиц, увидел, что снег- это много красивых снежинок. Так впервые дети воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Специфика детей заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создаем ему мы, воспитатели и родители. Любое достижение ребенка является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы по экологическому воспитанию[4].
Таким образом, природа родного края является средством и содержанием воспитания основ экологической культуры, позволяет решать в комплексе вопросы воспитания, обучения и развития личности.
Прогулки делятся на 3 типа, целевые, тематические и обычные, из них выделила следующие структурные компоненты:
- наблюдения природных объектов и явлений природы;
- практическая деятельность;
- игры (подвижные, дидактические, словесные, ролевые) и игровые упражнения.
- самостоятельная деятельность детей;
- индивидуальная работа с детьми [11].
Все перечисленные компоненты я использую в своей практике, на мой взгляд они позволяют сделать прогулку насыщенной и интересной.
Нам взрослым необходимо использовать каждый случай для разговора с детьми о том, что растения тратят много сил, чтобы зажила рана от сломанной ветки, оторванной коры.
Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем ("Наберем цветы - сплетем венки", "Побегаем по шуршащим листьям", "Соберем шишки - сделаем веселых человечков" и др.). Однако воспитанников младшей группы уже знакомят и с правилами бережного отношения к природе: растения необходимо поливать, нельзя, например, без нужды рвать цветы, листья. Воспитатель учит детей правильно поливать растения. Первые трудовые поручения в уголке природы или на огороде воспитывают у малышей заботливое отношение ко всему живому и красивому)
Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев, кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют сформировать у детей прочные знания о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.
Для родителей разработаны планы прогулок в разные времена года[12].
Очень хорошим средством привлечения внимания детей к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, которые легко и органично входят в жизнь ребенка. Я использую в своей работе такие методики как :
1. Где спрятался зайчонок?
2. Лото «Что где растет»
3. Заколдованная поляна.
4. Когда это бывает?
Все это направлено на развитие эмоционально - чувственной сферы
экспериментальная работа с детьми включает разные виды трудовой деятельности: сезонный труд на участке. Особое внимание уделялось эмоциональному восприятию красоты мира растений.
В работе с детьми по экологическому образованию использую:
Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с растениями родного края в процессе проведения прогулок.
1. Провожу систематическую разнообразную деятельность, способствующую ознакомлению детей с растениями своего края.
2. Провожу совместную работу с родителями по формированию у детей представлений о растениях во время прогулок, отдыха на природе.
3. Через разные формы экологической деятельности на прогулках прививаю эстетическое отношение к миру растений, восприятию их поэтического образа, красоты, индивидуальности и неповторимости
Гуляя в осенний период в парке, предложите ребенку собрать листья для осеннего букета; затем спросите у него: «одинаковы ли листья у деревьев?» это побудит ребенка сравнить листья по цвету, форме, величине;
В зимний период ребенку старшего дошкольного возраста важно показать, что зимой деревья и кустарники не погибают, а только прекращают свой рост (принесите поломанную ветку в группу и поставьте ее в воду, а через некоторое время согните ее покажите детям, что она не ломается, только гнется, значит, дерево живое);
Любуясь зимним видом, предложите ребенку узнать деревья. Научите их отличать от кустарников (у деревьев один толстый ствол, а у кустарников много тонких стволов).
В весенний период можно, гуляя с ребенком в парке или роще, обращать внимание на весенние наряды деревьев:
Если во время прогулки в роще встретился еловый пенек, объясните ребенку, что по кольцам на пеньке, люди узнают, сколько лет дереву.
Очень важно в процессе формирования экологической культуры у дошкольников работа с семьей. Обеспечить партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей
И главным формированием прогулок является то, что именно они дают возможность детям знакомиться с природой в естественных условиях, всестороннее развитие ребенка во время прогулок, воспитывает у него многие положительные качества, которые нужны ему будут в жизни.
Литература
1. Балбышев И. Н. Времена года. М., 2012.
2. .Большакова М. ,Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе. //Дошкольное воспитание, 2011-№7.
3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. Минск,2002
4. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М., 1991.
5. Грехова Л. И. В союзе с природой. М. ,2002.
6. Голицина Л. Д. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.
8. Компанцева Л. В., Черноиванова Н. Е. Дошкольникам о М. А. Шолохове и Донском крае. Ростов-на-Дону, 2005.
9. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М. ,1985.
10. Копцева Т. А. Природа и художник. М., 2001.
11. Колбина Л. А. Формирование познавательного интереса к явлениям природы у детей старшего дошкольного возраста. Иркутск, 2002.
12. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.
13. Логинова В., Матвеева А. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание, 2010 - №6.
14. Мирякова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках. М. 2013.