Ирина Федореева
Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Природа, планета Земля, экология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».
Цель функционирования центра природы и экспериментирования: создание условий для познавательного развития дошкольников посредством организации работы в центре природы и экспериментирования.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание и т. д.) посредством наблюдения, опытно-экспериментальной деятельности.
- Формирование трудовых навыков по уходу за растениями.
- Обогащение представлений об окружающем мире, о природе родного края.
- Воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к окружающей природе.
Работа в центре природы и экспериментирования в подготовительной к школе группе организуется ежедневно.
В понедельник дети знакомятся или закрепляют названия постоянных обитателей центра – комнатных растений, наблюдают и ухаживают за ними. Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми, они оздоровляют микроклимат помещения, в котором находятся дети: очищают и обогащают его кислородом. Обращаем внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают группу. Дополняем знания детей новыми сведениями об особенностях жизни и развития растений, их приспособленности к условиям среды. В нашем центре природы размещены растения из разных климатических зон, с разными циклами развития, требующие разных способов ухода. Так амариллис и глоксиния позволяют нам наблюдать сезонные изменения в жизни растения: зима - период покоя, полива нет. Кактусы разных видов (толстянка, хвория, шлюмбергер, требуют другого ухода. Знания детей о жизни этих растений на родине закрепили созданием макета «Пустыня».
В 2014-2015 учебном году был реализован проект «Мой зеленый друг», в ходе которого мы с детьми вели индивидуальные календари наблюдений. Дети выбирали или приносили из дома цветок, который им нравиться. Подписывали его («Зеленый друг Елены – Толстянка, ухаживали за ним, «дружили с ним», затем рассказывали про свой цветок и оценивали его состояние с помощью смайликов-эмоций.
Организуем коллективный труд «Забота о цветах», используя схемы потребностей растений в поливке, освещении и т. д. В центре размещен необходимый инвентарь: лейки, тазы, клеенка, фартучки, тряпочки, палочки для рыхления земли, пульверизаторы. В процессе трудовых действий дети знакомятся с различными свойствами почвы, наблюдают за появлением всходов, развитием листьев, цветков, плодов. Как дежурства, так и коллективный труд ценны в воспитании у ребят взаимопомощи, каждый ребенок является участником общего дела, приучается выполнять данное ему поручение и доводить начатое дело до конца. Дети принимают участие в пересадке растений, моют поддоны, цветы.
Во второй половине дня проводим работу с детьми по изготовлению поделок из природного материала. При проведении данного вида работы мы не только сообщаем им дополнительные сведения о растениях, плодах, семенах, но и продолжаем формировать познавательный интерес, стремление проникнуть в тайны природы. Ребятам представляется самостоятельность в подборе материала для создания поделок, воплощения замысла.
Во вторник осуществляется работа в круглогодичном «Саде-огороде на окне». В сентябре переносим с участка цветы для дальнейшего цветения и наблюдения за ним. В декабре - феврале помещаем в центре природы веточки березы, рябины. Весной работа по выращиванию растений связывается с заботой о людях, стремлением доставить им радость (выращивание черенков бальзамина к 8 Марта, пера лука для салатов, супа, рассады для оформления клумбы). Дети осуществляют не только посадку растений (лук, огурцы, салат, перцы, ухаживают за ними, но и экспериментируют (создают для растений разные условия прорастания). Проводят наблюдения с фиксацией результатов в дневнике наблюдений, что позволяет детям проследить весь процесс роста растения и сделать вывод по условиям произрастания. Организуя эксперимент, совместно с детьми ставим проблемные вопросы: «За сколько дней прорастут растения?», «Какой овощ быстрее даст отростки?», «Где ростки появятся быстрее в земле или воде?».
В среду проводим эксперименты с водой, песком, снегом, металлом, магнитами и т. д. Дети учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Самостоятельные игры с песком и водой, элементарные эксперименты дети проводят в туалетной комнате, где для этого созданы специальные условия.
В четверг организуем путешествие по карте Иркутской области, что позволяет сформировать любовь к Родине, чувство патриотизма. В центре природы выделено место для регионального центра, где мы можем ознакомиться с народами нашего края, национальностями и их традициями, обычаями и, конечно же, природой и животными Сибири. Житель данного центра Лесовичок, помогает нам путешествовать по родному краю, поддерживает интерес детей. Также в данном центре размещены : макет «Жители Прибайкалья», коллекция «Камни и минералы Иркутской области», «Животные Сибири», «Насекомые» и др. Наглядно-дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Дети с удовольствием рассматривают: глобус, географический атлас, представляющий флору и фауну различных уголков Земли, карту Иркутской области, Байкала. Здесь же размещены альбомы разной тематики природоведческого содержания, гербарий, познавательная литература и фотографии о мире животных и растений, о Байкале, о тайге и её обитателях, об Усолье. Вниманию детей представлены дидактические игры, настольно – печатные игры «Три корзинки», «Кто у кого», «Угадай, кто я» и другие.
В пятницу - решение проблемных ситуаций, познавательные беседы, составление рассказов природоведческого содержания с помощью моделей. В апреле 2016 г. с помощью моделей вместе с детьми изготовили книжку-самоделку «Правила поведения в природе».
Ежедневно на прогулке организуем наблюдение окружающей действительности, природных явлений и объектов. По возвращению с прогулки дети самостоятельно (по выбору или назначаем ответственных) фиксируют в календарях природы свои наблюдения. Календарь наблюдения за птицами («Синичкин календарь») способствует обогащению знаний детей о поведении и жизни птиц в разные сезоны.
Таким образом, систематичная и последовательная работа в центре природы с дошкольниками способствует их познавательному развитию, формированию трудовых навыков по уходу за растениями, обогащению представлений о природе родного края, закладыванию предпосылок экологического сознания.