Наталья Фомина
Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 127 г. Липецка
Педагогический проект
Тема: «Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Разработчики проекта: Фомина Н. С.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: долгосрочный (1.09.2016-31.05.2017)
Публикация «Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у старших дошкольников» размещена в разделах
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители
Актуальность темы
«Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным»
Б. Паскаль
Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.
Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Постановка проблемы
На занятиях по ФЭМП у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с развитием мышлением, вниманием.
В начале учебного года была проведена первичная диагностика математического развития, где был определен уровень сформированности математических представлений каждого ребенка. Выявлены дети, у которых слабо развиты внимание, мышление, активность.
Из 24 обследованных детей
высокий уровень имеют – 5чел. - 18,5 %
средний уровень – 22чел. – 81,5%
низкий уровень – 0чел. – 0%
Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал : загадки, стихи, дидактические игры, занимательные вопросы, задачи-шутки, математические сказки, пословицы и поговорки, пальчиковую гимнастику, лабиринты, логические концовки, математические КВНы.
Новизна проекта заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал.
Задачи:
Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.
Развивать самостоятельность познания, поощрять проявления творческой инициативы, находчивости.
Предполагаемые результаты проекта
положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста;
формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале;
развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей.
План реализации проекта
I этап – подготовительный (сентябрь)
Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.
II этап – основной (октябрь-апрель)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Презентация проекта для родителей.
III этап – итоговый (май)
Проведение итоговой педагогической диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
Оснащение образовательного процесса, педагоги Дети Родители Сроки
I этап – подготовительный
Изучение методической литературы, поиск материалов в интернете
Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов занятий с использованием занимательного материала Проведение первичной диагностики Сообщение на родительском собрании «Образовательные и воспитательные задачи по ФЭМП в старшей группе»
Индивидуальные беседы о результатах педагогической диагностики Сентябрь
II этап – основной
Подбор занимательного материала. Проведение индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП
с использованием занимательного материала Консультация «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала» Октябрь – апрель
Подбор настольно-печатных игр Чтение математической сказки «В стране математики в пластилиновом районе» Помощь родителей в приобретении настольно-печатных игр
Октябрь
Оформление центра занимательной математики Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей.
Математическое развлечение «Математика-страна чудес» Папка-передвижка «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице» Ноябрь
Изготовление дидактической игры «Составь предмет из счетных палочек» Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек.
Самостоятельная деятельность в математическом уголке Консультация «Развитие мелкой моторики рук» Декабрь
Подбор сюжетно-дидактических игр Чтение математических сказок
Д/и «Удивляй-ка» (блоки Дьенеша)
Логические таблицы
Числовые цепочки
Математическая викторина Консультация «Использование игровых шуток в свободное время» Январь
Обновление содержания уголка занимательной математики Игры с палочками Кюизенера
Игра-лото «Считаем и читаем»
Отгадывание ребусов
Математический КВН Папка-передвижка «Математика - это интересно» Февраль
Изготовление дидактической игры по математике «Найди свое место» Игра-головоломка «Колумбово яйцо», «Танграм»
Игра «пройди лабиринт»
Словесные логические игры
Игра-развлечение «Найди клад» Выставка «Математические игры для дошкольников» Март
Презентация проекта для родителей Игры с кубиками Никитина
Логические таблицы
Игра «Состав числа»
Игра-развлечение «Кубики для всех» Итоговое мероприятие «Математическое королевство» (на родительском собрании) Апрель
III этап – заключительный
Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности Итоговая диагностика Индивидуальные беседы и консультации Май