Ирина Цаплина
Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Моделирование как метод формирования экологических представлений у дошкольников. Презентация»
«Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью». С. Н. Николаева
Одним из методов формирования у дошкольников экологических представлений является моделирование и демонстрация моделей.
Выделяют следующие группы моделей :
Публикация «Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.
3. Графические модели (графики, схемы, мнемотаблицы) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Модели и моделирование позволяют раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах и системах, их взаимосвязях в природе. Поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является одним из основных средств формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
В теоретическом аспекте проблема использования моделей и моделирования для экологического образования дошкольников разработана достаточно. Практическая же реализация этого вопроса требует дальнейшего изучения.
Нами были определены педагогические условия для формирования экологических представлений у старших дошкольников посредством моделей и моделирования :
1. Осуществить отбор из программ содержание экологических представлений для моделирования;
2. Определить место моделей и моделирования в процессе формирования экологических представлений
3. Использовать модели как элемент эколого-развивающей среды и включать моделирование в разные виды деятельности детей.
Особое место в моделировании занимает мненемотехника. Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания») - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
В качестве дидактического материала в работе с детьми используются мнемотаблицы.
Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями. Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса - из оранжевых фигур (треугольник и круг, медведь - большой круг. Дети старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Примером использования мнемотехники в экологическом развитии дошкольника может быть умение пересказать экологическую сказку.
Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления : о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
Составляя такие сказки, соблюдали следующие принципы:
- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;
- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);
- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.
Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи:
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.
Предлагаю модель экологической сказки о путешествии семян. Мнемотаблицы помогают детям запомнить и воспроизвести способы распространения семян, правила поведения в природе, значение насекомых, типы почв, рассказывает о жизнедеятельности растений и т. д.