Папки-передвижки

Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания».

Евгения Лакштанкина
Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания».
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край : особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

Публикация «Выступление из опыта работы: „Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания“,» размещена в разделах

Известно, что дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Дошкольные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Чтобы для маленького ребенка понятие «Родина» не стало абстрактным, целесообразно продумать знакомство детей с историческими и культурным прошлым и настоящим их малой Родины – городом, где они живут.

По этому работу нужно проводить : от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица,город, к более сложному (регион, страна).«Семья» и «Детский сад» лежит в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе у ребенка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех кого зовут соотечественниками.

Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Познакомить его с районом, в котором он живет, с улицей по которому он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Мы живем в Мордовии. Это Республика со своим историческим прошлым, богатой и прекрасной природой – обширными полями, реками.

Основное богатство Республики - люди. В Мордовии проживают люди разных национальностей. Более всех здесь проживает мордвы, татар, русских. Поэтому важно с детства воспитывать в детях чувство толерантного отношения друг к другу. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.

Столица Республики Мордовия город Саранск, его памятники, музеи, архитектура всегда имели большое значение в духовном, нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих Республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, людям, проживающим на ее территории, которое с годами крепнет, рас-ширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине.

Знакомя детей с историей родного города, и рассказывая им почему возник город именно на этом месте, объяснить, откуда произошло название города и название старых улиц, рассматривание альбомов «Наш Саранск», ездить в краеведческий музей. Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города нужно проводить в определенной последовательности с постепенным усложнением, начиная с истории древнего города, постепенно переходя к истории современного города. Во время прогулок обращать внимание детей на все новое – построили новый магазин, посадили клумбу, покрасили постройки во дворах и т. п. Проводить и целевые прогулки с целью знакомства детей с трудом взрослых – в библиотеку, поликлинику и др. Этим самым подводить детей к пониманию того, что эти службы необходимы для удобства людей, и чем лучше выполняет свою работу человек, тем удобнее жить остальным людям. Устраивать развлечения, где дети продолжают знакомиться с русским, мордовским, бытом, народными традициями, праздники: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», в которых принимают участие и воспитанники, и педагоги, и родители. Продолжать вести работу по знакомству детей с правилами дорожного движения, которые закреплялись в повседневной жизни, через дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры. Проводить работу по закреплению у детей знаний о своем микрорайоне: учить ориентироваться в микрорайоне, для этого использовать различные схемы. Во время праздника Дня Победы, проводить целевые прогулки к памятнику «Танк – 34 «Мордовский колхозник»». Давать новые знания об истории города, предприятиях города. Знакомить детей с гербом Саранска, Мордовии и его историей, с русским и мордовским бытом, народными костюмами, традициями русского и мордовского народов, для того чтобы дети осознали, что история родного края неразрывно связана с историей страны. В группе с детьми проводить конкурсы рисунков: «Мой любимый город», «Моя Родина Россия». Большая история страны, начинается с истории каждой отдельно взятой семьи. Для того, чтобы дети лучше знали своих предков, нужно что бы родители рассказывали им о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. После чего можно провести развлечение (вместе с родителями) : «Моя семья», где дети принесли семейные фотографии, рассказывали о членах своей семьи, рисовали свою семью, познакомили с генеалогическим древом – «Древо семьи», с гербом семьи. По знакомству детей с родным краем можно использовать пословицы и поговорки про Родину, стихи о людях разных профессий, стихи местных поэтов о Саранске, Мордовии, России. С детьми вести работу по экологическому воспитанию. Экология и город – одна из важнейших тем, поэтому с детьми нужно проводить игры экологического характера.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключение семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольная организация; любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Знакомя детей с историей родного города, я рассказывала им почему возник город именно на этом месте, объясняла, откуда произошло название города и название старых улиц, рассматривали альбом «Наш Саранск», ездили в краеведческий музей. Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводила в определенной последовательности с постепенным усложнением, начиная с истории древнего города, постепенно переходя к истории современного города. Во время прогулок обращала внимание детей на все новое – построили новый магазин, посадили клумбу, покрасили постройки во дворах и т. п. Проводились и целевые прогулки с целью знакомства детей с трудом взрослых – в библиотеку, поликлинику и др. Этим самым подводила детей к пониманию того, что эти службы необходимы для удобства людей, и чем лучше выполняет свою работу человек, тем удобнее жить остальным людям. Проводились развлечения, где дети продолжали знакомиться с русским, мордовским, бытом, народными традициями, праздники: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», в которых принимали участие и воспитанники, и педагоги, и родители. Продолжала вести работу по знакомству детей с правилами дорожного движения, которые закреплялись в повседневной жизни, через дидактические, сюжетно-ролевые, творческие игры. Проводила работу по закреплению у детей знаний о своем микрорайоне: учила ориентироваться в микрорайоне, для этого использовала различные схемы. Во время праздника Дня Победы, проводилась целевая прогулка к памятнику «Танк – 34 «Мордовский колхозник»». Продолжала знакомить детей с праздниками, которые проходят в городе. Были экскурсии в ближайшую школу №27. Давала новые знания об истории города, предприятиях города. Знакомила детей с достопримечательностями, памятниками города, с гербом Саранска, Мордовии и их историей. Продолжала знакомить детей с русским и мордовским бытом, народными костюмами, традициями русского и мордовского народов, для того чтобы дети осознали, что история родного края неразрывно связана с историей страны. В группе с детьми проводились конкурсы рисунков: «Мой любимый город», «Моя Родина Россия». Большая история страны, начинается с истории каждой отдельно взятой семьи. Для того, чтобы дети лучше знали своих предков, давалось задание, чтобы они попросили своих родителей рассказать им о своих бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. После чего было проведено развлечения (вместе с родителями) : «Моя семья», где дети приносили семейные фотографии, рассказывали о членах своей семьи, рисовали свою семью, познакомили с генеалогическим древом – «Древо семьи», с гербом семьи. По знакомству детей с родным краем были использованы пословицы и поговорки про Родину, стихи о людях разных профессий, стихи местных поэтов о Саранске, Мордовии, России. С детьми велась работа по экологическому воспитанию. Экология и город – одна из важнейших тем, поэтому с детьми проводились игры экологического характера: «Экологическая тропа»; «Кто полезен»; «Аукцион»; «Красная книга Мордовии» и др. В работе с детьми по экологическому воспитанию руководствовалась таким принципом: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса - посади!».

Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют мини-музей. В нашем детском саду с помощью родителей воспитанников был создан мини-музей: «Родимый край – Мордовия моя», где родители приняли активное участие, с удовольствием пополняли музей различными экспонатами: предметами быта, старинными вещами, кубками, вымпелами, медалями, памятными книгами и красочно иллюстрированными журналами предприятий города.

Также в нашей группе был создан игровой центр: «Моя малая Родина - Мордовия». В котором есть куклы в национальных костюмах, детские книги о родном крае, художественные книги для детей мордовских писателей, игрушки сделанные народными умельцами, альбомы: «Известные люди Мордовского края», «Предприятия и их продукции», «Мой любимый город», разные дидактические игры: «Одень куклу в национальный костюм», «Собери герб и флаг» и др.

Весь этот материал помогает эмоциональному восприятию содержания исторических событий и фактов.

Экскурсии, проводимые в нашем мини-музее, имеют многоцелевой характер, предусматривающий решение многих задач образования, воспитания и развития личности.

Взаимодействие с родителями по данной теме способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Главное, на что обращаю внимание – вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, пробудить интерес к жизни детей в детском саду. Для организации сотрудничества использую разнообразные формы работы : семинары-практикумы, посиделки, КВН, викторины, круглые столы, беседы, консультации, анкетирование, выпуск газет, дни открытых дверей и др. Родители воспитанников принимали активное участие в жизни детского сада.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключение семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольная организация; любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания нравственно-патриотических чувств, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине, родному краю. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало нравственно-патриотических чувств, которые рождаются в познании, а формируются в процессе целенаправленного воспитания. Неотъемлемой частью в своей работе отводим сотрудничеству с родителями.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания нравственно-патриотических чувств, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине, родному краю. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало нравственно-патриотических чувств, которые рождаются в познании, а формируются в процессе целенаправленного воспитания.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод: любовь к малой родине, умение чувствовать её красоту - это начало патриотизма, любви к Родине. У детей в процессе работы формируются лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к миру, привязанность к малой родине, ответственность за всё, что происходит в городе, отзывчивость к окружающим. Совершенствуется речь, память, мышление, способность наблюдать, творить, обобщать, расширять кругозор. Формируются разные виды отношений - природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное с элементами регионального воспитания. Приятно слышать, когда мои воспитанники, рассказывают родителям о истории создания или о названии улицы, услышанную ими на экскурсии. Это говорит о том, что добрые семена, вложенные в детские уши, не пропали даром. Они дают свои всходы, и ради этого стоит работать.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений.

Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Все знают что театрализованные игры играют огромную роль в развитии детей дошкольного возраста и я практически всегда.

Методическое пособие «Известные люди города Миасса» как средство патриотического воспитания дошкольников Конспекты занятий в подготовительной группе Занятие №1 Тема: Гимнастка Людмила Громова Цели: Познакомить детей со знаменитой спортсменкой.

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (из опыта работы) Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы) Музей.

Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Понкратова А. В. Каракулина О. А. воспитатели первой.

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края (из опыта работы) Из опыта работы воспитателя Мартыновой О. Н. : Тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с историей, культурой родного края»Проект «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с историей, культурой родного края» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Семинар-практикум «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Семинар-практикум «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» Цель: • Выявить имеющие знания у педагогов.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края 1слайд: Здравствуйте уважаемая комиссия, вашему вниманию предлагается презентация практических достижений профессиональной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания».
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 19:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания».» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Лакштанкина (УИ 364577) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД