Кристина Шакирова
Палочки Кюизенера как средство формирования математических представлений дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами как можно раньше, т. к. это способствует физическому развитию мозга, a, следовательно, развитию интеллекта и познавательной сферой ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кюизенер Д. Палочки Кюизенера
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В наше время отводиться особая роль нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми начиная с трехлетнего возраста. Они легко вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения и являются инструментом учебно-познавательной деятельности дошкольников. Палочки Кюизенера могут быть использованы как индивидуально, так и в небольших группах детей.
Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников. К таким задачам относятся, осваивание прямого и обратного счета, деление целое на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда. Палочки Кюизенера развивают фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.
В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствует специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
Цветные числа дают возможность решать следующие задачи:
- познакомить с понятием цвета;
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины;
- познакомить с последовательностью числового ряда;
- осваивать прямой и обратный счет;
- познакомить с составом числа;
- усвоить отношения между числами, пользоваться знаками сравнения;
- научить делить целое на части и измерять объекты;
-развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию.
При формировании элементарных математических представлений педагог ставит следующие задачи: развитие интеллекта дошкольников, логического мышления, склонностей и задатков в области математики; способствовать развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения, познавательной активности. В любой методике нужна система, а для этого применяют самые простые и доступные игры для детей - дидактические игры с использованием цветных палочек. Для полноценного внедрения палочек Кюизенера в учебно-воспитательный процесс привлекают и родителей: регулярно проводят консультации по их применению и знакомству с методикой, приобщают к совместному изготовлению плоскостного варианта «цветных чисел», и проводят открытые мастер-классы с использованием данной методики.
Цветные палочки в процессе игр и упражнений способствуют усвоению таких понятий как «столько же», «больше-меньше», «больше (меньше) на 1, 2, …», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел. Эти игры становятся основой для практического выполнения действий сложения и вычитания, деления и умножения. Кроме того, с помощью палочек Кюизенера дошкольники осваивают пространственные отношения «слева-направо» «левее», «вдоль», «выше, чем…» и др., понятия «между», «каждый», «одна из…» и др.
Цветные счётные палочки Кюизенера развивают зрительное восприятие, внимание, память, воображение, мышление; формируют представления о количественных отношениях и числе; способствуют в последующем успешному обучению дошкольников в школе по математике. Они, будучи орудием профессионального труда воспитателя, являются инструментом учебно- познавательной деятельности ребенка. Реализуя принцип наглядности, палочки Кюизенера помогают детям овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, а также представить сложные абстрактные математические понятия в доступной форме, также они играют важную роль в постепенном переходе от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному. Нетрадиционные игры с палочками Кюизенера способствуют развитию интеллектуальных и личностных качеств детей.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.