Татьяна Белая
Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика речевого развития детей в условиях логопункта ДОУ.
[/b][/b]
В настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют многочисленную группу. К сожалению, количество детей-логопатов ежегодно в детских садах не уменьшается.
Публикация «Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Диагностика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Согласно научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития (Ляпидевский С. С., Гриншпун Б. Н., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б.). Диагностические мероприятия по определению уровня речевого развития детей позволяют представить полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, позволяют выстроить логопедическую работу в соответствии с актуальными потребностями каждого ребенка, выявить уровень соответствия результата образования целям и задачам обучения.
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп в предстоящем учебном году. Обследование речи детей проводится в средней, старшей и подготовительной группе. На начальном этапе этой работы осуществляется экспресс-обследование. Для этой цели подготавливается специальный текстовой, картинный материал и бланки. В графе «Звукопроизношение» отмечаются имеющиеся нарушения. Одновременно отмечается состояние:
• слоговой структуры слова;
• словарного запаса;
• фонематических процессов (на выделение звука на фоне слова, местоположения заданного звука в слове);
• грамматического строя речи;
• связной речи.
В графе «Примечания» отмечаются сведения о зачислении ребенка на логопедические занятия или проведении требуемой консультации невролога, психолога и др.
В результате экспресс-обследования можно увидеть, какое количество детей имеют речевое нарушение, какие недостатки речевого развития имеются у детей и какие трудности могут возникнуть при обучении.
Далее дети, с выявленными недостатками устной речи проходят углубленное обследование понимания речи, состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, словарного запаса (соответствие объема словаря возрастным нормам, адекватность его использования, соотношение объема пассивного и активного словаря, умение образовывать антонимы и синонимы и др., грамматического строя и состояния связной речи. Для углубленного обследования речи детей используется «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой.
Полное обследование достаточно объемное и требует времени. Процедура обследования речи ребенка всегда начинается с беседы с ним. Разговор о чем-то близком помогает ребенку снять страх, волнение, напряжение. Здесь выявляется не только уровень развития связной речи, но и уточняется умение строить предложения, использовать предложно-падежные формы, проверяется звукопроизношение, слоговую структуру слов. Далее на этом же картинном материале продолжается обследование состояния грамматического строя речи с помощью вопросов : «Что ты можешь сказать об этом герое (предмете, какой он? А как еще можно назвать? Давай назовем его ласково». Таким образом обследование превращается в увлекательную и веселую игру. Используя одну и ту же сюжетную картинку, проверяется в игровой форме состояние функции словообразования и словоизменения, умение правильно употреблять предлоги: «Где находится? Что находится слева от?» Если ребенок потерял интерес и его внимание уже не удерживается, предлагается ему выбрать новую картинку самому.
При проведении обследования речи необходимо соблюдать важные условия.
1. Проведение обследование по 15 минут (в зависимости от возможностей ребенка, независимо от объема обследованного материала, чтобы не утомить ребенка, не вызвать у него негативного отношения к логопедическим занятиям.
2. Все задания использовать в игровой форме.
3. На каждом новом этапе обследования планировать задания или подбирать слова по принципу «от сложного к более легкому», чтобы по окончании задания для ребенка создавалась ситуация успеха, чтобы у него оставалось чувство удовлетворения собой, а значит и занятием.
4. Создать положительный эмоциональный фон с помощью похвалы за каждое выполненное задание, даже если оно выполнено с ошибками, так как обследование не является обучающим занятием.
С диагностики все начинается и заканчивается тоже диагностикой. В конце учебного года с15 по 31 мая проводится повторное обследование речи детей, посещающих занятия на дошкольном логопункте для определения динамики речевого развития, для формирования предварительного списка на следующий учебный год.