Приложение МААМ

Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ

Татьяна Белая
Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Диагностика речевого развития детей в условиях логопункта ДОУ.

[/b][/b]

В настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют многочисленную группу. К сожалению, количество детей-логопатов ежегодно в детских садах не уменьшается.

Публикация «Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ» размещена в разделах

Согласно научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития (Ляпидевский С. С., Гриншпун Б. Н., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б.). Диагностические мероприятия по определению уровня речевого развития детей позволяют представить полную картину речевого нарушения, его глубину, вынести точное и полное логопедическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, позволяют выстроить логопедическую работу в соответствии с актуальными потребностями каждого ребенка, выявить уровень соответствия результата образования целям и задачам обучения.

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп в предстоящем учебном году. Обследование речи детей проводится в средней, старшей и подготовительной группе. На начальном этапе этой работы осуществляется экспресс-обследование. Для этой цели подготавливается специальный текстовой, картинный материал и бланки. В графе «Звукопроизношение» отмечаются имеющиеся нарушения. Одновременно отмечается состояние:

• слоговой структуры слова;

• словарного запаса;

• фонематических процессов (на выделение звука на фоне слова, местоположения заданного звука в слове);

• грамматического строя речи;

• связной речи.

В графе «Примечания» отмечаются сведения о зачислении ребенка на логопедические занятия или проведении требуемой консультации невролога, психолога и др.

В результате экспресс-обследования можно увидеть, какое количество детей имеют речевое нарушение, какие недостатки речевого развития имеются у детей и какие трудности могут возникнуть при обучении.

Далее дети, с выявленными недостатками устной речи проходят углубленное обследование понимания речи, состояния звукопроизношения, слоговой структуры слова, словарного запаса (соответствие объема словаря возрастным нормам, адекватность его использования, соотношение объема пассивного и активного словаря, умение образовывать антонимы и синонимы и др., грамматического строя и состояния связной речи. Для углубленного обследования речи детей используется «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой.

Полное обследование достаточно объемное и требует времени. Процедура обследования речи ребенка всегда начинается с беседы с ним. Разговор о чем-то близком помогает ребенку снять страх, волнение, напряжение. Здесь выявляется не только уровень развития связной речи, но и уточняется умение строить предложения, использовать предложно-падежные формы, проверяется звукопроизношение, слоговую структуру слов. Далее на этом же картинном материале продолжается обследование состояния грамматического строя речи с помощью вопросов : «Что ты можешь сказать об этом герое (предмете, какой он? А как еще можно назвать? Давай назовем его ласково». Таким образом обследование превращается в увлекательную и веселую игру. Используя одну и ту же сюжетную картинку, проверяется в игровой форме состояние функции словообразования и словоизменения, умение правильно употреблять предлоги: «Где находится? Что находится слева от?» Если ребенок потерял интерес и его внимание уже не удерживается, предлагается ему выбрать новую картинку самому.

При проведении обследования речи необходимо соблюдать важные условия.

1. Проведение обследование по 15 минут (в зависимости от возможностей ребенка, независимо от объема обследованного материала, чтобы не утомить ребенка, не вызвать у него негативного отношения к логопедическим занятиям.

2. Все задания использовать в игровой форме.

3. На каждом новом этапе обследования планировать задания или подбирать слова по принципу «от сложного к более легкому», чтобы по окончании задания для ребенка создавалась ситуация успеха, чтобы у него оставалось чувство удовлетворения собой, а значит и занятием.

4. Создать положительный эмоциональный фон с помощью похвалы за каждое выполненное задание, даже если оно выполнено с ошибками, так как обследование не является обучающим занятием.

С диагностики все начинается и заканчивается тоже диагностикой. В конце учебного года с15 по 31 мая проводится повторное обследование речи детей, посещающих занятия на дошкольном логопункте для определения динамики речевого развития, для формирования предварительного списка на следующий учебный год.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями Консультация для воспитателей Тема: «Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями» Леонова Лариса Петровна Воспитатель.

Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные.

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя. В. А. Сухомлинский утверждал: «Знать ребенка — это та самая главная.

Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей в ДОУ Старший воспитатель Арабина Е. Ю. В нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляется поддержка одаренных детей. Одаренные дети,.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Психолого-педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Научная статья. Психолого – педагогическое сопровождение восприятия детей с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения Аннотация.

Ранняя логопедическая помощь детям в условиях дошкольного образовательного учреждения РАННЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ключевые слова: речь, дошкольники, логопедическая.

Организация работы педагогов ДОУ по развитию речи воспитанников в условиях трудового воспитания Аналитическая справка к тематическому педсовету «Организация работы педагогов ДОУ по развитию речи воспитанников в условиях трудового воспитания»».

Упражнения на развитие грамматического строя речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход игры: педагог бросая мяч детям, называя.

Упражнения на развитие связной речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Что ты любишь?» Цель: умения составлять предложения по картинкам. Ход игры: У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ
Опубликовано: 28 августа 2018 в 19:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-логопедическая диагностика детей с нарушениями речи в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Белая (УИ 941274) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД