Лариса Леонова
Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Тема: «Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями»
Леонова Лариса Петровна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 6»
Введение
Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка, поэтому вполне понятна та озабоченность, которые проявляют взрослые при приближении того времени, когда ребёнок пойдёт в школу. Перед взрослыми встаё т вопрос: А готов ли ребёнок к обучению в школе?». Этот вопрос не лишён смысла, так как то, что ребёнок приобрёл в период дошкольного детства понадобится ему для обучения в школе. Поэтому важно заранее, ещё до начала школьного обучения, выяснить, насколько возможности ребёнка соответствуют требованиям школьного обучения.
Публикация «Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Проблема готовности детей к школе - одна из важнейших в педагогике и психологии. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям с речевыми нарушениями. Картина нарушений речи у детей не исчерпывается речевыми симптомами, она включает в себя отставание в формировании высших психических функций.
Большинство исследователей понимают под «готовностью к школе» наличие комплекса определённых качеств, которые можно диагностировать с помощью специальных методик, это:
- формирование определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- мотивационная готовность;
- эмоционально - волевая готовность;
- коммуникативная готовность.
Отражением интеллектуального и психического развития ребёнка является состояние его речи. В подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный «маршрут» ребёнка и большую значимость имеет речевая готовность ребёнка к обучению в школе, особенно у детей с речевыми нарушениями. С этой целью и проводится диагностика речевого развития ребёнка.
Диагностика устной речи детей с речевыми нарушениями.
Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи: умение слушать и слышать других, состояние словарного запаса, сформированность грамматического строя, умение пользоваться разными способами словообразования, правильность произношения звуков, умение различать звуки речи на слух, сформированность звукового и звукобуквенного анализа и синтеза, владение связной речью.
Основными методами диагностики речевого развития являются : наблюдение и беседа. Они дают возможность составить предварительное представление о развитии речи каждого ребёнка.
При диагностике экспрессивной речи необходимо оценить уровень моторной реализации, осуществить проверку сформированности словообразовательных навыков, проверить синтаксис или возможности грамматического структурирования, обследовать состояние связной речи, проверить номинативную функцию речи.
При диагностике импрессивной речи необходима проверка акустического анализа, слухо- речевой памяти, семантической дифференциации слов, понимания сложных логико – грамматических конструкций и обследование фонематического восприятия.
Существует немало авторских методик диагностики, но мне показалось, что методика Т. А. Фотековой, которая была разработана совместно с Л. И. Переслени наиболее полная и удобная для диагностики.
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р. И. Лалаевой и Е. В. Мальцевой. Она включает в себя шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности.
Первая серия- это исследование сенсомоторного уровня речи, она включает в себя четыре группы заданий.
Первая группа состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками. В логопедической практике этот прием используется для проверки фонематического восприятия. Однако следует помнить, что на успешность выполнения такого рода заданий влияют и трудности переключения, которые проявляются в инертности, «застревании» на каком либо слоге. Таким образом, первое задание носит комплексный характер.
Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях.
Третья группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений по показу экспериментатора.
Четвёртая группа направлена на выявление нарушений звуко – слоговой структуры слова. Она включает в себя 10 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.
2 серия –это исследование навыков языкового анализа – состоит из 10 заданий, выявляющих, в какой мере ребенок овладел понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» и навыками выделения их из потока речи.
3 серия – Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из пяти групп заданий, по 10 проб в каждой.
Первая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности. Которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка. При анализе выполнения проб на повторение следует обратить внимание не только на грамматические, но и на лексические ошибки, такие как пропуск слов, словесные замены (например, вместо предъявленного «над водой летали белые чайки» ребенок воспроизводит: «Над водой летали галки»).
Во второй группе заданий испытуемому предлагается оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с нормами языка. Так и с их нарушениями.
Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления, что вызывает большие трудности у детей с системной речевой патологией.
Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.
В пробах пятой группы детям предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.
4 серия – Исследование словаря и словообразовательных процессов – состоит из трех групп заданий.
Первая группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей, и умения образовывать такие формы от названия взрослого животного.
Вторая группа состоит из пяти проб, связанных с образованием уменьшительно-ласкательной формы слова.
Третья группа заданий самая большая: в ней 35 проб, предусматривающих образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных (по 15, 10 и 10 соответственно) от существительных. Имя прилагательное – одна из наиболее абстрактных частей речи. Оперирование ею требует высокого уровня анализа, синтеза и обобщения. Умение использовать в речи прилагательные требует более быстрого формирования мыслительных операций.
5 серия – Исследование понимания сложных логико-грамматических отношений – направлена на проверку понимания обращенной речи. Для этого использованы пробы, предложенные А. Р. Лурия. Понимание сложных логико-грамматических конструкций требует сложной аналитико-синтетической деятельности, способности одновременно схватывать информацию, включать кратковременную и долговременную память, сохраняя пространственное восприятие. Всего используется 10 проб, в том числе на понимание конструкций с предлогами. Отражающими на речевом уровне реальные пространственные отношения, сравнительные конструкции (Ваня выше Пети. Кто меньше ростом, обратимые и флективные инвертированные словосочетания (показать ключ карандашом).
6 серия – Исследование сформированности связной речи. Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ. Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кроме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти, а такие характеристики связной речи, как логичность, умение передать причинно- следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.
Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р. и. Лалаевой.
Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказания помощи. Исключения составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще) не редко приводит к актуализации правильной формы слова.
Заключение.
Данная методика достаточно полно выявляет структуру дефекта сторон речи, таких как:
• фонематическое восприятие;
• артикуляционная моторика;
• звукопроизношение;
• слоговая структура слова;
• навыки языкового анализа;
• грамматический строй речи;
• словарь и словообразовательные процессы;
• понимание логико-грамматических отношений;
• связная речь.
Используя эту методику можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.
Список литературы.
1. Т. А. Фотекова «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»
М. : АРКТИ, 2000
2. Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»
М. ; АРКТИ, 2002
3. Филичева Т. Б. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»
М. ; Айрис- пресс, 2007