Елена Гордеева
Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Г. А. Каше, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина).
Основным содержанием коррекционно-логопедической работы по преодолению фонематического недоразвития является формирование фонематических противопоставлений, которые вырабатываются при обучении детей умениям дифференцировать фонемы (звуки) на слух (в процессе слушания) и в собственной речи (в процессе говорения). Последовательность формирования фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза (Н. Х. Швачкин, 1948).
Публикация «Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Одним из первых фонематических противопоставлений воспитываемых у детей должно быть противопоставление условно называемое «Выделение заданного звука – выделение всех остальных звуков». При отборе лингвистического материала следует предлагать задания, с постепенно усложняющимся по степени контрастности лингвистическим материалом: от звуков максимально контрастных заданному звуку к звукам близким по акустико-артикуляционным характеристикам. Так, на начальном этапе обучения звук «С» дифференцируется в ряду гласных звуков: С / а – э – и – о – у – ы. Позднее, на заключительном этапе - в ряду свистящих звуков: С/ сь – з – зь - ц. С целью различения звука «С» и других звуков используются как изолированные слова, слоги, звуки, так и ряды слов, слогов, звуков. Например, «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С» в ряду звуков: С – А – О – У – С – Э – Ы – С – И – О - С». Аналогично отрабатываются и другие противопоставления.
Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции: имеет значение не только акустико-артикуляционная характеристика звуков, используемых в языковых единицах, но принципиально различная последовательность самих языковых единиц в зависимости от формируемых сторон речи.
Последовательность введения языковых единиц в процессе коррекции:
Восприятие звуков речи
1 текст
2 фраза
3 словосочетание
4 слово
5 слог
6 звук
Воспроизведение звуков речи
1 звук
2 слог
3 слово
4 словосочетание
5 фраза
6 текст
Использование вышеизложенной последовательности соответствует онтогенетическому принципу. Логопеду следует соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме (В. А. Ковшиков, 1985).
Усвоения языка идет:
от содержания (смысла, значения) к форме,
от понимания обращенной речи к активному ее использованию (от восприятия к воспроизведению);
от крупных языковых единиц к мелким;
от элементарной дифференциации, от контрастов к оттенкам;
от синтагматических связей к парадигматическим;
от ненасыщенного контекста к насыщенному;
от жесткого семантического контекста к свободному контексту.
Необходимо помнить, что смыслоразличительная функция фонемы реализуется именно в слове. Для формирования фонематического восприятия желательно использовать крупные языковые единицы. Опора на синтагматический контекст позволяет детям безошибочно узнавать нужное слово с заданной фонемой.
Текст как максимально развернутая языковая единица является наиболее простой в плане дифференциации оппозиционных фонем. Этому способствует опора на общий смысл всех, входящих в состав текста, фраз. Задание на дифференциацию фонем проходит легко, например, в следующем тексте:
«Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно.. . врачей (грачей).» Правильно или нет? А как будет правильно? Исправь меня!
Фонемы труднее различаются во фразе, состоящей из двух-трех слов, нежели в максимально развернутой фразе. Сравните, например, следующие фразы: «Футболисты забили.. . кол (гол).» «Футболисты забили в ворота противника решающий.. . кол (гол).»
Вслед за текстами и фразами в работу включаются словосочетания и слова. Например: «Покажи, где зубастая крыса, а где черепичная крыша!» На начальных этапах работы опираются на словосочетания с жестким семантическим контекстом, позднее используются свободный контекст словосочетаний. Например: «Покажи, где игрушечная крыса, а где игрушечная крыша!».
Следует соблюдать одно из положений онтогенетического принципа: от контрастов к оттенкам. Это касается, прежде всего, звукового состава слов, предлагаемых ребенку для дифференциации. Так, важно правильно определить последовательность предъявления слов, отличающихся друг от друга только одной фонемой. Например, слово «бочка» вначале сравнивается со словами «кочка, точка», позднее со словами «ночка, мочка», и только потом со словом «почка».
Постепенное усложнение материала закрепляет внимание ребенка к звуковой стороне слова. Задания способствуют погружению ребенка в «ситуацию успеха», обеспечивают интерес к занятиям, предопределяют положительный результат всей коррекционно-логопедической работы.
Усвоение фонематической системы языка происходит в тесной взаимосвязи двух основных процессов: восприятия (слушания) фонем и их воспроизведения (говорения). В онтогенезе способность различать речевые звуки возникает значительно раньше и развивается интенсивнее, чем способность артикулировать. Фонематический слух существенно перестраивается в старшем дошкольном возрасте при усвоении письменной формы речи : основное значение приобретают операции фонематического анализа и синтеза. Способность анализировать звуковой состав слова является центральным моментом при обучении грамоте, а сам процесс обучения грамоте, в свою очередь, оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие ребенком фонетико-фонематической стороны речи. Таким образом, важное значение в системе коррекции фонематического недоразвития приобретает использование всех речевых процессов.
Формирование фонематического восприятия в различных видах речевой деятельности:
1 – восприятие, 2 – воспроизведение, 3 – чтение, 4 – письмо.
Предлагаемая нами система логопедического воздействия по формированию фонематического восприятия в ходе коррекционной работы включает три этапа.
Начальный этап. Восприятие звуков. Звук, различаемый на слух, не произносится. На данном этапе работы действия детей при различении звуков (фонем) ограничиваются реакцией в виде разнообразных движений, жестов, предъявления карточек с условными обозначениями.
Продвинутый этап. Восприятие и воспроизведение звуков.
На продвинутом этапе коррекции предлагается не только выделить звук на слух, но и произнести его (произнести слог или слово, с заданным звуком).
Заключительный этап коррекции. Восприятие, воспроизведение звуков, с последующим закреплением их в письменной форме речи, в процессе чтения и письма. На заключительном этапе работы следует формировать связь звука с буквой, а точнее связь фонемы с графемой. Звук выделяется на слух, произносится, обозначается соответствующей буквой, которая прочитывается или записывается.
Все задания по воспроизведению звуков должны включать в свой состав только правильно произносимые звуки. Операции фонематического анализа и синтеза отрабатываются на материале четко дифференцируемых звуков.
В системе коррекции звукопроизносительной стороны речи работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе, продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, и завершается на этапе формирования коммуникативных умений и навыков. Фонематическое восприятие целесообразно формировать на занятиях по коррекции звукопроизношения и на занятиях по обучению грамоте. Предлагаемые задания могут быть использованы как для коррекции фонематического восприятия, так и для диагностики.
Преодоление фонематического недоразвития является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи, как устной, так и письменной формы речи. Целенаправленная работа в условиях специализированного дошкольного учреждения будет способствовать не только преодолению основных механизмов фонематического недоразвития, но и обеспечит своевременную подготовку детей к обучению грамоте и предупредит возникновение нарушений письменной речи.
Список литературы:
1 Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования умственных действий// Теория учения: Хрестоматия/Под ред. Н. Ф. Тализиной, И. А. Володарской, М. : Российское психологическое общество, 1998.
2 Ковшиков В. А. Экспрессивная речь. СПб., 1985.
3 Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтения у детей. – М. 1983.
4 Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. – М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2000.
5 Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1959.
6 Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М., «Владос», 2000.
7 Элькин Ю. А. К методологии исследования нарушений звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией. Детская речь: норма и патология. Самара, 1996.