Татьяна Трунова
Упражнения на развитие грамматического строя речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход игры: педагог бросая мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Стол – столы
Стул – стулья
Гора – горы
Сон - сны
2. «Назови ласково»
Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Ход игры (игру можно проводить с мячом) :
Кукла-куколка
Лиса-лисичка
Петух-петушок и т. д.
3. «Что таким бывает?»
Публикация «Упражнения на развитие грамматического строя речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: подбор предметов к его признаку
Ход игры: педагог спрашивает детей : «Что бывает сладким?». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д.». «Кто бывает пушистым?» - «Кошка, заяц, лиса и т. д.»
4. «Назови одним словом»
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребё нок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.
Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван…» и т. д.
5. Игра «Есть – нет»
Цель: закрепить умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже. Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.
У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.
У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.
У меня есть кубик. – А у меня нет кубика. И т. д.