Ольга Козлова
Психологический тренинг «Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ как способ актуализации личностных ресурсов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проведения тренинга – создание комплекса благоприятных условий для развития творческого потенциала педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, сплоченности и доверия друг другу;
2. Активизация индивидуальных и творческих способностей;
3. Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
Публикация «Психологический тренинг „Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ как способ актуализации личностных ресурсов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
4. Формирование способности работать в группе;
Правила тренинга :
-не использовать мобильный телефон (беззвучный режим)
-уважение и доброжелательность друг к другу
-активное участие
Вступительная часть:
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественное новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.
Сухомлинский говорил: «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке». Педагогическая деятельность – это постоянное проявление разностороннего творчества, что предполагает наличие у педагога таких способностей и качеств, как инициативность и активность, внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить и богатое воображение. Уровень творческого потенциала педагога определяет результативность его работы с детьми. Следствием низкой творческой активности у педагога является снижение мотивации у детей к получению знаний.
С другой стороны, педагог с творческим подходом создаёт условия для формирования социально – активной, творческой личности ребёнка.
Резервы (т. е. невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала есть в каждом педагоге. И сегодня на нашей встрече мы постараемся активизировать ваше альтернативное творческое мышление, расширить имеющиеся у вас знания о способах и приёмах развития творческих способностей и воображения.
Результаты диагностики:
По результатам диагностического обследования с помощью методики «Каков ваш творческий потенциал?» У 96,6% педагогов (28 человек) творческий потенциал на среднем уровне. Т. е. педагоги обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но могут быть и «препятствия», которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, творческий потенциал педагогов ДОУ позволяет творчески проявить себя, если конечно присутствует мотивация. 3,4% педагогов (1 человек) имеет значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор возможностей. Если на деле применить способности, то доступны самые разнообразные формы творчества. Педагогов с низким уровнем творческого потенциала не выявлено.
Практическая часть:
Упражнение 1 «Кенгуру»
Эта веселая разминка очень хорошо снимает напряжение, позволяет участникам чувствовать себя более свободно и открыто.
Психолог предлагает одному (или нескольким) участнику (-кам, желательно обладающему артистическими способностями, выйти за дверь и там дает ему инструкцию: участник должен перед группой изображать кенгуру до тех пор, пока кто-нибудь не догадается, кого он изображает. Группе же ведущий говорит, что сейчас участник будет показывать кенгуру, а им нужно в течение пяти минут делать вид, что пытаются отгадать, кого он изображает, но при этом называть любых животных, кроме кенгуру.
Упражнение 2 «Знакомство». Участники тренинга рассаживаются в круг, каждому участнику, по очереди, нужно назвать свое имя и добавить я самая… (ту черту своей личности, которая в большей степени характеризует человека)
Упражнение 3 «Часы встреч»
Первое упражнение позволит нам установить доброжелательные отношения и узнать боле друг о друге.
Инструкция участникам:
Сейчас я вам раздам циферблат как у часов и простые карандаши.
Теперь вам нужно будет назначить на каждый час встречу с другими членами нашей группы, желательно с теми, кого меньше всего знаете.
Давайте разберем на примере: сходятся два участника X и Y и договариваются повстречаться в 7 часов. Что напишет X рядом с цифрой 7 на своём циферблате? Правильно, Y. А что напишет у себя Y? Совершенно верно — X. Понятно? Теперь встаем и начинаем назначать время для встреч.
После того как вы назначили девять встреч, я расскажу вам, что мы будем делать дальше. Я буду называть время, и вы будете быстро находить того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Затем я буду называть определенную тему для разговора, и вам нужно будет поделиться друг с другом информацией по заданной теме. Времени у вас на каждый разговор будет 1 минута, сначала 30 секунд говорит один участник, затем следующий. Если кто-то не успел назначить встречу на объявляемое время, то посмотрите вокруг — может, вы увидите рядом еще одного «свободного» участника группы. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре.
9 часов: Любимая игрушка в детстве;
10 часов: Книги, которые я люблю читать;
11 часов: Кем вы хотели стать (профессия, в детстве;
12 часов: Любимая еда, блюдо, которое у меня получается лучше всего;
13 часов: От чего в жизни вы получаете больше всего удовольствие;
14 часов: Самая нелепая ситуация, в которую я попадал (а);
15 часов: Моё самое любимое занятие (хобби);
16 часов: Моё любимое время года;
17 часов: Чем бы вам хотелось заниматься через 5 лет;
Сначала называют время, затем, пока участники «найдут» друг друга, а потом уже объявляет очередную тему.
Как только интенсивность бесед снижается, сразу назначают новое время и новую тему для обсуждения. Но и не нужно торопится, если видите, что какая-то тема вызывает живой интерес — пусть поговорят об этом.
Обсуждение результатов
Когда участники рассядутся по местам после «встреч», спросите всю группу: «Подумайте и скажите, что вам запомнилось из всех встреч? Что врезалось вам в память? Может, кто-то чем-то удивил вас? Кто начнет?»
Всегда находится человек, который готов поделиться своими впечатлениями и назвать другого участника группы, информация от которого запомнилась больше всего или даже удивила (восхитила). Мягко расспросите, что запомнилось и почему. Далее спросите уже «этого героя», кто удивил его, чем запомнился. И т. д., по цепочке.
Вы можете позволить группе, чтобы на кого-то обратили внимание дважды, но не более. Важно, чтобы обязательно высказались все участники. Для этого с какого-то момента просто по кругу попросите всех, кто еще не выступал, ответить на тот же вопрос: «Кто вас удивил и почему?»
Такая процедура обсуждения позволит каждому почувствовать себя какое-то время в центре внимания.
Упражнение 4 «Придумай продолжение стихотворения»
Разделить педагогов на 7 команд с помощью цвета (красный, оранжевый, желтый, черный, синий, фиолетовый, зеленый).
Дано начало стихотворения :
- Утром настроение плохое, глаз накрасить не могу никак….
-Вместе с мужем мы собрались выйти вдруг куда-нибудь….
-Весной везде повсюду лужи, в ручьях кораблики плывут….
-Я решила похудеть, села на диету….
-После смены я решила быстренько уйти домой….
-Всех решила удивить и французский суп сварить…
-Родители, часто сердясь и бронясь, с ребенком теряют душевную связь….
Упражнение 5 Упражнение «Если бы…»
Разделить педагогов на 4 команды. Чтобы объединиться в группы, необходимо рассчитаться с одного до четырех.
«Если бы…», ведь именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование. Вспомним фразы, ставшие крылатыми:
«Кабы я была царицей…», «Кабы не было зимы, в городах и сёлах…», «Если б я был султан…» и т. д. Задача продолжить фразу, которую я вам предложу в трех вариантах. (3 варианта окончания предложения придумать)
- Если б я могла летать, то …
- Если бы я стала заведующим ДОУ, то …
- Если бы я понимала язык животных и растений, то …
- Если бы я поймала золотую рыбку, то …
Выбрать предмет из «Креативной коробки»
Упражнение 6. «Креативная коробка»
Перед вами коробка, в которой лежать обычные предметы. Ваша задача – найти им необычное применение и представить НОВЫЙ продукт потребителям. Предлагаю поработать рекламодателями.
Упражнение 7 Игровой массаж «ДОЖДИК»
Дождик бегает по крыше - Похлопывание по спине всей ладонью
Бом! Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше –Постукивание по спине подушечками пальцев
Бом! Бом! Бом! Бом!
- Дома, дома посидите, – Постукивание по спине кулачками
Бом! Бом! Бом! Бом!
Никуда не вы выходите,
Ребро ладони растирают поверхность спины
Бом! Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте –
Кладут ладони на плечи и разминают их
Бом! Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте…
Легкое поглаживание спины сверху вниз
Бом! Бом! Бом! Бом!
Заключительная часть. Рефлексия. Участники рассаживаются в круг, и передавая игрушку делятся эмоциями. Необходимо охарактеризовать своё настроение до и после тренинга, что понравилось, а что не понравилось.