Олеся Гашилова
Психологический тренинг для сплочения коллектива «Мой идеальный коллектив»
▼ Скачать +Заказ
Цель: сплочение педагогического коллектива и построение командного вза-имодействия.
Задачи:
формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
осознание каждым педагогом своей роли в коллективе;
раскрепощение членов педагогического коллектива, установление контактов между ними;
развитие умения работать в команде;
развитие средств эффективного вербального и невербального взаимо-действия педагогов в коллективе;
Публикация «Психологический тренинг для сплочения коллектива „Мой идеальный коллектив“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
сплочение педагогического коллектива.
Участники: педагогический коллектив Центра.
Оборудование: магнитно-маркерная доска, фломастеры (или маркеры, бу-лавки, листочки для бейджика, стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, та-релка с водой, релаксационная музыка, ватман, цветные карандаши, клей, глянцевые журналы, ножницы, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).
Использованная литература:
1. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое посо-бие. – М., 2009. – 78 с.
2. Фопель К. Психологические группы : Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.
Ход тренинга
Преподаватели сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслаб-ляющая музыка.
Вводный этап
Психолог : Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами станем участниками тренинга, который направлен на улучшение психологического климата в нашем коллективе.
Тренинг (от англ. train) тренировать, тренироваться. Это активное обу-чение навыкам поведения и развития личности. Любой тренинг начинается с приветствия, которое используется при каждой встрече, поэтому давайте вместе с вами придумаем свой «ритуал приветствия». (Педагоги совместно придумывают приветствие)
Работа в группе осуществляется по определенным правилам. Давайте сейчас обсудим и примем их. (Педагоги совместно обсуждают и принима-ют правила работы в тренинговой группе. Психолог записывает правила на магнитно-маркерной доске)
А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.
Упражнение «Знакомство»
Цель упражнения: знакомство участников группы.
Психолог раздает участникам небольшие листочки со словом «привет» (Приложение 1, фломастеры, булавки. Каждому педагогу необходимо написать свое имя (как ему хочется, чтобы его называли в группе) и прикрепить, получившийся бейджик на грудь.
Затем психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе: рассказать о себе, о своих увлечениях, хобби. Участники по кругу передают шар и презентуют себя.
Основной этап
Психолог : Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте по-жалуйста глаза.
Упражнение «Зеркало»
Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого педагога.
После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)
Анализ упражнения:
1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?
Психолог : Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.
Упражнение «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настрое-ния в группе, овладение техникой комплимента.
Вспомним слова Б. Окуджавы:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!
Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обо-значает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).
Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я.» (добавляется положительное качество, а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.
Например:
- Галина, ты очень отзывчивый человек!
- Да, это так! А еще, я добрая!
- А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?
Психолог : Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.
Упражнение «Ветер дует…»
Цель упражнения: помочь участникам группы лучше узнать друг друга.
Ведущий называет характеристики людей, а участники группы меня-ются местами (пересаживаются на другой стул, если данная характеристика им подходит.
«Ветер дует на тех людей, которые работают в Центре менее 10 лет»,
«Ветер дует на тех людей, которые работают в Центре более 10 лет»,
«Ветер дует на тех людей, которые с детства мечтали стать педагогом»,
«Ветер дует на тех людей, которые любят своих обучающихся»,
«Ветер дует на тех людей, которые любят свою работу»,
«Ветер дует на тех людей, которые любят путешествовать»,
«Ветер дует на тех людей, которые любят природу»,
«Ветер дует на тех людей, которые любят читать»,
«Ветер дует на тех людей, которые любят общение и новые знакомства».
Анализ упражнения:
1. Что понравилось вам в данном упражнении?
2. Какие эмоции вы испытывали при выполнении упражнения?
Психолог : Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем педагогическом коллективе.
Упражнение «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллек-тиве.
Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.
Анализ упражнения:
В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
1. Что, по вашему мнению, не удалось?
2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
Упражнение «Молекулы»
Цель упражнения: снять напряжение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы.
Все члены группы – «атомы», которые свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу психолога (хлопок) атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. В конце упражнения вся группа объединяется в одну большую молекулу.
Упражнение «Давайте построим…»
Цель упражнения: сплочение коллектива.
Группа должна быстро, без слов, построить, используя все участников, следующие фигуры: треугольник, квадрат, круг, букву «А», птичий косяк.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Что понравилось вам в упражнении?
Упражнение «Коллажирование на тему – «Наш коллектив»
Цель упражнения: способствовать развитию в группе умения договариваться, идти на компромисс, приходить к общему мнению.
Группа садиться вокруг стола, где лежит ватман, цветные карандаши, клей, глянцевые журналы, ножницы. Участникам предлагается изобразить свой коллектив.
Анализ упражнения:
1. Были ли трудности при выборе рисунка?
2. Возникали ли разногласия во время работы?
3. Какие чувства у вас преобладали в ходе выполнения совместной рабо-ты?
Завершающий этап (рефлексия)
Упражнение «Чему я научился»
Цель упражнения: рефлексия тренинга.
Педагоги получают карточки, с незаконченными предложениями, ко-торые необходимо дописать. (Приложение 2) После того как карточки будут заполнены, психолог собирает их.
Психолог : И в заключение, мне бы хотелось узнать ваше мнение о сего-дняшнем тренинге. Чему вы научились? Что будете использовать в своей работе? Какое эмоциональное состояние у вас сейчас преобладает? (обсуждение по кругу, педагоги высказываются)
Всем спасибо за активное участие. (Психолог раздает памятки с пра-вилами групповой работы) (Приложение 3)
Примечание: данное занятие является частью цикла тренингов по сплоче-нию педагогического коллектива.
В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с педагогическим коллективом образовательной организации. Он позволяет раскрыть каждого педагога, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для педагогов отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.
Литература
1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. – М. : Ось-89, 2005. – 196 с.
2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е. А. Левановой – СПб. : Питер, 2006. – 208 с.
3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое посо-бие. – М., 2009. – 78 с.
4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б. Д. Корвасарского – СПб. : Питер, 2010. – 584 с.
5. Фопель К. Психологические группы : Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.