Ольга Гречаная
Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в современном мире открывает нам разнообразные пути для движения вперед. Все в мире меняется с немыслимой скоростью. Вот и в условиях детского сада не обойтись без современных, инновационных форм работ с детьми. Одна из таких форм - подготовка дошкольников и участие в научно- исследовательской конференции. Дети по жизни исследователи. Им интересно все : почему идет дождь, из чего сделан стул. Исследовательская деятельность прочно вошла в жизнь детского сада, и сформировался определенный опыт работы с дошкольниками. Смыслом исследования в сфере дошкольного образования есть то, что его главной целью является развитие личности ребёнка. Научно-исследовательская конференция дает возможность дошкольникам систематизировать и обобщать полученные знания в ходе исследовательской деятельности.
Публикация «Научно-практическая конференция в ДОУ — способ стимулирования развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка» размещена в разделах
Научная конференция (англ. academic conference) — форма организации научной деятельности, при которой исследователи (не обязательно учёные или студенты) представляют и обсуждают свои работы (Википедия).
28 февраля в детском саду прошла научно-исследовательская конференция «Маленькие исследователи». Участники конференции : воспитанники ДОУ 6-7 лет, родители, педагоги. Научная конференция, в целом, предполагает публичные выступления детей с докладами о результатах самостоятельного или совместно с взрослым проведенного исследования перед участниками конференции, зрителями, жюри.
Цель научно-исследовательской конференции : стимулирование развития интеллектуально творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем формирования исследовательских умений.
Задачи конференции :
-содействовать развитию педагогических технологий проведения учебных исследований с детьми дошкольного возраста;
-способствовать развитию творческой исследовательской активности детей;
- создание условий для самореализации детей старшего дошкольного возраста;
-формирование самостоятельных познавательно-исследовательских навыков и умений;
-пропагандировать опыт педагогов по реализации исследовательской технологии в работе с дошкольниками.
Как же подготовить дошкольника к научно-исследовательской конференции? На этапе подготовки возникает множество вопросов. Как выбрать тему? Какие исследования по теме провести? Как заинтересовать ребенка и поддержать его инициативу?
Подготовка к научно-исследовательской конференции - это совместная работа ребенка, родителей и воспитателя. Из-за отсутствия опыта анализа и систематизации полученных знаний у дошкольника, обойтись без помощи взрослого не возможно.
Для подготовки к докладу можно воспользоваться методикой исследовательского обучения дошкольников Александра Ильича Савенкова. Данная методика оригинальна, интересна, результативна, способствует формированию самостоятельности, инициативы и развитию детской одарённости.
Первым этапом подготовки является выбор темы - выделение и постановка проблемы, определение объекта и предмета исследования. Тема должна представлять научно-исследовательский и практический интерес. Выбирая тему необходимо учитывать следующие условия: должна быть интересна ребенку; может быть выполнена в краткий срок; оригинальна, необычна.
В начале исследования выдвигается гипотеза. Гипотеза проверяется опытным путем в ходе исследования. Для выдвижения гипотезы необходима помощь воспитателя. Но сделать это нужно не навязчиво, не лишая ребёнка самостоятельности. Необходимо рассказать, что такое гипотеза и как ее выдвигать. Гипотеза, как правило, начинается со слов: предположим, допустим, возможно, что, если. С ребенком можно попробовать выдвинуть несколько гипотез, и в конечном итоге выбрать самую интересную.
Следующим этапом являются постановка цели это желаемый конечный результат, который планируется достичь в итоге своей работы. Задачи исследования - это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выбранной гипотезой. Они позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Далее осуществляется сбор материала. Здесь также необходима помощь воспитателя или родителей. Даём детям представления о том, что сбор материала происходит несколькими способами. Источниками информации могут быть: книги, интернет ресурсы, самостоятельные наблюдения и опыты, опросы друзей и взрослых.
1. «Спросить у другого человека». Необходимо настроить исследователей на то, чтобы расспросить людей – бабушку, дедушку, маму, папу, воспитателей. Вопросы можно задавать всем.
2. «Узнать из книг» Сбор материала лучше всего начать с научной литературы (энциклопедии и справочники). Можно посмотреть иллюстрации. Для проведения детских исследований это прекрасный источник. Воспитатель или родители могут прочитать нужный текст. Детские энциклопедии, как правило, становятся первыми помощниками, так как информация здесь изложена доступно, точно и кратко.
3. «Наблюдение и эксперимент» Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Если есть возможность наблюдения за живыми объектами, предлагаем детям использовать данный метод во время исследовательской деятельности. Наблюдения, опыты, опросы проводятся не только в детском саду, но и дома. Здесь необходимы консультации для родителей, о том, как правильно, соблюдая технику безопасности и последовательность, провести опыт. Собранный материал нужно зафиксировать и обработать.
Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Далее необходимо подготовить текст доклада. Содержание доклада ребенок должен выучить, поэтому текст доклада должен быть кратким. Его можно составить по следующему плану:
1. Почему избрана эта тема.
2. Какую цель преследовало исследование.
3. Какие ставились задачи.
4. Какие гипотезы проверялись.
5. Какие использовались методы и средства исследования.
6. Каким был план исследования.
7. Какие результаты получены.
8. Какие выводы сделаны по итогам исследования.
9. Что можно исследовать в этом направлении дальше.
Текст фиксирует взрослый. Для наглядности можно использовать презентацию и стенд.
На этапе защиты исследовательской работы необходима помощь воспитателя или родителя. Помощь взрослого заключается в переключении слайдов презентации и подсказке, при необходимости. Нужно обратить внимание на то, что представление своей работы на конференции для дошкольников длится не больше 5 минут. Исследователей необходимо подготовить к тому, что свою работу нужно защитить: присутствующие могут задавать вопросы автору. Обычно слушателей интересует, откуда была получена та или иная информация, на каком основании был сделан вывод. Для настоящего исследователя завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало работы следующей. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
В заключение можно сказать, что научно- исследовательская конференция дает возможность старшим дошкольникам развивать свою инициативность, любознательность, самостоятельность. Но на любом этапе исследовательской деятельности необходима помощь взрослого, в нашем случае воспитателя и родителей. Тесное сотрудничество с семьей дошкольника, самим ребенком необходимо для выполнения поставленных задач.