Людмила Вайс
Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;
- проанализировать проявление признаков эмоционального выгорания (по результатам анкетирования);
- актуализировать процесс самоанализа педагогов;
- познакомить с приемами саморегуляции;
- научить приемам саморегуляции эмоционального состояния;
- снять эмоциональное напряжение;
Публикация «Психологический тренинг-семинар „Профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Этапы тренинга-семинара :
1. Теоретический
- презентация для педагогов (в приложении)
2. Практический
- тренинг
Необходмиое оборудование:
альбомные листы, фломастеры, клубок ниток, воздушные шарики, проектор,экран,ноутбук.
Ход семинара-тренинга :
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня наш семинар-трениг посвящён профилактике синдрома эмоционального выгорания, прошу внимания всех на экран. Вначале проведём небольшую разминку.
Разминка:
В левой половине листа нарисуйте одну на выбор из трёх геометрических фигур и раскрасьте в тот цвет, который отражает Ваше состояние, настроение сейчас
Теперь Вы можете отложить листы в сторону, и мы поговорим об эмоциональном выгорании
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (автор В. В. Бойко)
Фазы формирования выгорания :
Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.
Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.
Симптомы эмоционального выгорания :
Усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонница; негативное отношение к детям, родителям, коллегам и к работе; скудность репертуара рабочих действий; негативная концепцию; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции : цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.
Факторы эмоционального выгорания :
Внешние
специфика профессиональной педагогической деятельности
(необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы);
организационный фактор
перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса.
Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе
однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.
Внутренние
коммуникативный фактор
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации;
ролевой и личностный фактор (индивидуальный)
смерть и тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Последствием эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под воздействием эмоционального выгорания усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.
По результатам анкетирования (методика В. В. Бойко) ситуация в коллективе обстоит следующим образом:
Норма: 37%
Выгорание :10%
Формирование выгорания : 53%
Профилактика эмоционального выгорания
Регулярный активный отдых.
Раскрытие собственных творческих возможностей, работа на перспективу, поиск нового в старом.
Хобби
Умение видеть и ценить результат.
Здоровый образ жизни.
Рациональное отношение к происходящему: замена чувства вины на чувство ответственности.
Планирование своего дня, недели, месяца.
Благодарю Вас за внимание, а теперь переходим к практической части нашего семинара-тренинга
1. Игра «Паутина или никто не знает, что я ….»
Цель - снятие скованности и напряжения участников, создание ситуации общения
Вся группа сидит в кругу. Ведущий начинает – представляется и рассказывает о себе то, что не знает о нем еще ни кто. У него в руках клубок. Он держит нитку и кидает клубок следующему участнику. После того, как клубок побывает в руках всех участников, из ниток получается «паутина». Теперь ее надо «размотать» в обратном порядке. При этом каждый участник передает информацию, которую он запомнил о том участнике, от которого получил нить при первом круге.
Реквизит: клубок ниток
2. Тест «Застигнутый дождём»
Вы идете по улице, как вдруг неожиданно начинается ливень. Даже если вы побежите изо всех сил, вам все равно еще примерно пять минут до цели. Какой из следующих четырех вариантов действий вы бы выбрали?
Я бы нашел навес или дерево и подождал бы под ним, пока дождь не прекратится
Я не знаю, как долго будет продолжаться этот дождь, поэтому я бы пошел как можно быстрее
Я бы посмотрел, нет ли поблизости кого-нибудь, кто пустил бы меня под свой зонт, или магазина, где можно было бы зонт купить
Я всегда ношу с собой в сумке складной зонт, так что я просто воспользовался бы им
Ливень представляет собой непредвиденные и неконтролируемые силы, действующие в жизни. В частности, ваши ответы демонстрируют то, как вы склонны реагировать, когда между двумя людьми возникает ссора.
«Я бы нашел навес или дерево и подождал бы под ним, пока дождь не прекратится».
Вы относитесь к тому типу, который предпочитает подождать, пока другая сторона не успокоится, прежде чем организовывать свою оборону. Вы предоставляете человеку кричать и бушевать до тех пор, пока у него не выйдет весь пар, а затем спокойно и объективно излагаете ;вою точку зрения. Некоторые сказали бы, что это разумный подход, другие же сказали бы, что это просто трусость.
«Я бы посмотрел, нет ли поблизости кого-нибудь, кто пустил бы меня под свой зонт, или магазина, где можно было бы зонт купить».Вы не любите конфликты и конфронтации, поэтому стараетесь сгладить все и успокоить другого человека, как только ссора возникает. К сожалению, иногда это только все ухудшает. Возможно, вам необходимо хотя бы раз занять твердую позицию и выдержать бурю
«Я не знаю, как долго будет продолжаться этот дождь, поэтому я бы пошел как можно быстрее».Вас интересует не столько конечный результат ссоры, сколько возможность открыто высказаться. Вы уверены в том, что вы правы, и нет никакого смысла спорить, концепция компромисса не входит в число ваших тактик. Если противоположная сторона злится, вы злитесь еще больше. Если она начинает кричать, вы орете. Это не делает спор с вами таким уж веселым занятием, но по, крайней мере, всегда можно легко сказать, какую позицию вы занимаете по тому или иному вопросу.
«Я всегда ношу с собой в сумке складной зонт, так что просто воспользовался бы им»
Вы полагаете, что у вас есть ответы на все возможные вопросы, оправдания на любой случай. Возможно, для вас спор — это всего лишь возможность отточить свое ораторское искусство, но другим вы кажетесь скользким, разочаровывающим и неискренним. Хотя у вас, вероятно, и этому есть убедительное объяснение.
3. «Печатная машинка»
Участники выполняют упражнение, сидя в кругу. Каждый кладет правую руку на колено соседа справа, а левую — на колено соседа слева. Дальше нужно как можно быстрее слегка хлопать рукой по колену соседа, но обязательно в свою очередь. Хлопки должны следовать друг за другом по кругу. Если участник нарушает последовательность хлопков или сильно замедляет темп, то он убирает одну руку. В итоге в игре остается несколько самых внимательных участников.
4. «Упражнение «Что хорошего произошло сегодня?»
Напишите на листках не менее 5 пунктов, то чего с Вами хорошего произошло за сегодняшний день (пусть Вам не кажется пустяками обыденные вещи, а етперь ответьте на вопрос, почему с Вами это произошло.
5. Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина». Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»? Чьи прикосновения вам были более приятны?
6. «Аплодисменты»
Участники сидят или стоят в кругу. По желанию один из участников выходит в центр круга, а остальные начинают ему бурно аплодировать. Аплодисменты продолжаются столько, сколько этого захочется стоящему в центре круга. Когда он решает, что ему достаточно внимания, он благодарит группу и возвращается в круг. После этого место в центре круга занимает следующий участник.
Упражнение «Самоанализ».
Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
В конце тренинга участникам вручается воздушные шары-улыбающийся смайл!