Лидия Ивановна Баранова
Социально-психологический тренинг «Мы такие разные»
▼ Скачать + Заказать документы
В сфере межличностных отношений каждый ребенок испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими людьми.
Роль педагога - помочь ребенку осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения со сверстниками и взрослыми, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо.
Занятия, в рамках развивающей программы по формированию у детей эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков, проводятся по принципу социально-психологического тренинга с детьми старших и подготовительных групп по 6 человек в каждой подгруппе.
Публикация «Социально-психологический тренинг „Мы такие разные“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Форма проведения занятия достаточно свободная. Ребята не только слушают, отвечают на вопросы, рисуют, но и общаются между собой.
Материал: бланки со схематическим изображением лица человека, гуашь, акварель, цветные карандаши, кисточки.
Цель: создание условий для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения.
Ход занятия.
Этап I. Установление контакта. Введение в групповой процесс.
Педагог и дети становятся в широкий круг лицом к центру.
Взаимное ритуальное приветствие «Дружный круг».
Цель: Создание хорошего настроения, тренировка навыков кооперации.
Участники произносят слова и выполняют движения:
Здравствуй правая рука (протягиваем правую руку вперёд,
Здравствуй левая рука (протягиваем левую руку вперёд,
Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг (берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками).
Мы стоим, рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть (приседаем,
Можем мы большими быть (встаём,
Но один никто не будет!
Групповая беседа.
Цель: Создание условий для ориентации на другого ребенка, выделение его образа «Я».
Педагог предлагает каждому ребенку сказать о тех изменениях, которые они заметили в других детях.
- Можете ли вы сказать о каждом из нашей группы, какое у него настроение, о чем он мечтает? Это будет как разгадывание загадок. Тот, о ком будет идти каждый раз разговор, определит, кто точнее всех из ребят о нем сказал (его «отгадал»).
Этап II. Освоение коммуникативных умений. Выделение средств фиксации уникальности, неповторимости. Развитие коммуникативной наблюдательности.
Упражнение на социальное внимание «Что во мне изменилось?».
Педагог приглашает поочередно участников группы в другое помещение и помогает детям быстро что-либо изменить в своей внешности (дает в руки какой-либо предмет, изменяет прическу и др.) или показать изменения в настроении (стать более грустным или веселым, нахмуриться и др.). Подготовившись таким образом все возвращаются в психологический кабинет.
Затем педагог переходит к обсуждению неповторимости и уникальности людей: «Каждый человек – это целый мир. Каждый человек интересен. Мы еще очень мало знаем друг о друге. Давайте познакомимся поближе. Для этого я предлагаю каждому нарисовать для других свой автопортрет. Вы можете рисовать так, как вы хотите и умеете, вы можете это сделать на бланке со схематическим изображением лица человека с помощью цветных карандашей, акварели или гуаши. Внимательно рассмотрите себя в зеркале и приступайте к работе».
Рисование автопортрета.
Фотоотчёт по тренингу.
Выставки детских работ.
После окончания рисования педагог организует презентацию рисунков каждого ребенка.
Этап III. Рефлексия группового опыта.
Педагог побуждает детей поделиться впечатлениями о содержании занятия. Обсуждаются различные его фрагменты. Дети делятся своими впечатлениями.
Ритуал окончания занятия. «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Спасибо за внимание!