Светлана Ульяновская
Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов ДОУ
Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности.
План.
1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам»
2. Разминка «А при чем здесь Дон-Кихот?»
3. Притча «Рискнуть попробовать».
4. Диагностика.
5. Рисунок на тему инновация»
6. Восточный стих.
7. Рефлексия.
Вводная беседа.
Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Темочки
Уважаемые коллеги! Наше мероприятие посвящено развитию эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности.
Инновация – это результат творческой активности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем, социальные и другие изменения.
Основная задача нашего тренинга – создание положительного отношения к инновациям. А для того, чтобы наше общение было эффективным, нужно придерживаться следующих правил:
• очередность высказываний (один говорит, другой ожидает своей очереди);
• я – сообщение (говорим только о себе и своих ощущениях);
• безоценочность суждений (не интерпретируем чужие мысли);
• активность (время регламентировано, поэтому мы должны работать активно);
• правило «стоп!» (я не хочу о чем-то высказываться, я передаю слово другому).
1. Упражнение
«Алексей, апельсин, Амстердам»
Цель: формирование в группе доверительных отношений.
Содержание.
Игра-знакомство для тренинга. Позволяет создать легкую атмосферу, развивает ассоциативное творческое мышление.
Каждый из участников представляет себя в группе с помощью триады, в которой:
первое слово - его имя;
второе – блюдо, которое он любит;
заключительное – название города.
Закавыка в том, что все три слова должны начинаться с той же буквы, что и имя участника, к тому же названия блюд и городов повторять нельзя.
2. Разминка. «А при чем здесь Дон Кихот?»
Цель. В искусстве презентации есть одно важное умение, которое называется «находчивость». Это упражнение позволяет нам потренировать его.
Инструкция.
Упражнение состоит в том, что вы должны отвечать на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы. Например: «А при чем тут Дон Кихот?» (он ни при чем и приходится сочинять). Или: «А почему все это происходит на крыше дома в Москве?» в этой игре нельзя отвечать «Я не знаю!».
Я буду задавать вопросы наобум и любому, через минуту меня может сменить другой участник тренинга.
Начинаем.
- Как здоровье Агафьи Петровны?
- Поправляется. Уже не кашляет.
- А откуда вы это знаете? (сбивает ведущая)
- К нам вчера заходила племянница.
- Валентина? С рыжими хвостиками?
- Да-да, она. Смешная девушка в розовых джинсах.
Ведущий обращается к следующему участнику.
- А вы, дорогая, когда вернете мне книгу?.
К третьему:
- А вы, почему вчера ввязались в эту драку?
К четвертому:
- Вы как себя чувствуете? Что-то вид у вас неважный?
Готовность участника должна быть такой, чтобы на любой вопрос он немедленно дал ответ, и выглядело б это так, будто он говорит чистую правду.
3. Притча «Рискнуть и попробовать».
Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать среди них достойного на важный пост при дворе. Вокруг него собралось великое множество сильных и мудрых людей. Король подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров, и казалось, что она вросла в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь и говорили «нет», отходя в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее, и, наконец, дернул ее сильным рывком. И дверь открылась… Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. «Ты получишь пост при дворе, - сказал король, - потому, что ты не полагался на то, что видел и слышал. Ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
• Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть дверь?
• Какие черты характеризуют последнего претендента?
Вывод. Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает увиденное и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако бывает так, что люди обманываются в своих чувствах и бывают не в состоянии сделать правильные выводы. Как быть? Ответ простой – нужно попробовать. Философское определение – «Практика – критерий истины».
Поэтому мы сегодня попробуем попрактиковаться в некоторых видах инновационной деятельности и проследить за своими ощущениями.
4. Диагностика.
1. «Выбор траектории» (звучит музыка)
- У многих людей есть привычка, размышляя над какой-то ситуацией, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу, кто-то предпочитает ходить, совершая резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник, кто-то шагает вдоль сторон треугольника. И, наконец, встречаются люди, которые размышляя, движутся по траектории, которую называют зигзагом. У вас есть время подвигаться по группе и выбрать для себя что-то приемлемое. Величина фигур может быть разной.
Участники двигаются под музыку, ведущий мягко пресекает разговоры, чтобы каждый участник сумел настроиться на нужную волну, на свои внутренние ощущения. 5-7 минут достаточно. Ведущий предлагает участникам разделиться на группы: «круги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги». Каждой группе задается вопрос, что их объединяет. Затем каждой группе на листочке дается характеристика.
КВАДРАТ.
Квадрат – это неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы – вот чем знамениты истинные квадраты. Выносливость, терпение и методичность делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует неутолимая потребность в информации. Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы и разложены по полочкам. Квадраты заслуженно слывут эрудитами в своей области. Мыслительный анализ – сильная сторона квадрата. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок.
Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиваться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решения, особенно связанные с риском, квадраты затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.
ТРЕУГОЛЬНИК.
Эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – неудержимые, энергичные, сильные личности, которые ставят цели и, как правило, их достигают.
Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения. Треугольники с трудом признают свои ошибки, честолюбивы. Если делом чести квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится достичь высокого положения, иначе говоря, сделать карьеру…
Главное отрицательное качество треугольной формы – сильный эгоцентризм, направленный на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Треугольники заставляют всех и вся вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла б свою остроту.
КРУГ.
Круг – мифологический символ гармонии. Тот, кто его выбирает, заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди, их благополучие. Круг служит «клеем», скрепляющим коллектив, семью…
Они обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать. Люди тянутся к кругам. Круг великолепно читает людей и способен моментально распознать притворщика или обманщика. Круг всеми средствами стремится сохранить мир, иногда ради этого принимают непопулярные решения. Для круга очень тяжело вступать в межличностный конфликт.
Круги не отличаются решительностью, слабы в политических играх. Все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности, например, треугольники. Но круги не слишком беспокоятся, в чьих руках будет находиться власть, лишь бы все были довольны и вокруг царил мир. Однако, если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, то круги способны проявлять завидную твердость.
Можно сказать, что круг – прирожденный психолог. Главная черта его стиля, стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.
ЗИГЗАГ.
Эта фигура символизирует креативность, творчество. Это самая уникальная из фигур и единственная разомкнутая. Доминирующим стилем зигзага является синтетический стиль, т. е. комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. В отличие от круга, зигзаг вовсе не заинтересован в консенсусе и добивается результата, наоборот, заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, снимается. Зигзаги остроумны, язвительны. Они просто не могут хорошо трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они хотят быть независимыми от других в своей работе. В этом случае зигзаг оживает и начинает генерировать новые идеи. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных…
Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей, способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности, они несдержанны, экспрессивны («режут правду в глаза», что мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке отдельных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца.
5. Рисунок на тему «Инновация»
Разделившимся на группы участникам предлагается нарисовать совместный рисунок инновации в человеческом облике, но при одном условии: при рисовании участники не должны разговаривать между собой.
Обсуждение рисунка.
Каждая группа представляет свой рисунок, а другие участники высказываются, какое впечатление производит на них этот рисунок. Затем та группа, которая рисовала, объясняет, что они хотели выразить своим рисунком.
6. Восточный стих.
Коррекция эмоционального состояния.
Цель: Теоретическое осмысление процесса инновации.
Существительное (инновация)
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Выражение отношения
Существительное (инновация).
После определения групповых негативных эмоций и проблем, опять же, в стиле восточного стиха прописывается позитивное отношение.
7. Рефлексия «Аплодисменты по кругу».
Цель: эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия.
Инструкция:
Мы хорошо сегодня поработали, а сейчас, в заключении, я хочу предложить вам еще одну игру.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, выбирает одного участника, подходит к нему и аплодирует громче. Затем они вдвоем, выбирают следующего участника и аплодируют ему вместе. Третий участник выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует вся группа.