Рабига Айткалиева
Психологическая коррекция нарушений познавательной сферы детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ
Педагог-психолог МАДОУ детский сад № 56 г. о. Самара
Айткалиева Р. С.
Возраст: 6-7 лет
Тема: «Психологическая коррекция нарушений познавательной сферы детей с ЗПР»
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
Публикация «Психологическая коррекция нарушений познавательной сферы детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способностей направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
Под «психологической коррекцией» понимают направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида, а также компенсации возможных дефектов. Целью коррекционного воздействия является формирование навыков психологической компенсации у ребенка.
Психологическая коррекция нарушенных функций может проводиться несколькими путями, каждый из которых приводит к восстановлению или компенсации функции:
1) Растормаживание нарушенных функций;
2) Перестройка функций;
3) Перемещение функций в сохраненные отделы больших полушарий;
4) Спонтанное восстановление.
Задержка психического развития детей во всех формах поддаваться педагогической коррекции в таких условиях, которые соответствуют состоянию ребенка.
Коррекционное воздействие на детей должно строиться с учетом психологических особенностей детей с ЗПР определенной возрастной группы. При работе необходимо учитывать следующие особенности детей с ЗПР :
1) Нестойкость и незрелость эмоциональной сферы;
2) Истощаемость и, как следствие, низкую работоспособность;
3) Изменение в темпе формирования высших психических функций (опосредованное и произвольное запоминание, обобщающие функции образного мышления и логического мышления).
Занятие.
Цель:
Снятие эмоционального напряжение;
Развитие логическое логичности мышления;
Развитие пространственного и конструктивного мышления;
Концентрация внимания, сообразительность.
Порядок проведения.
1) «Заряд бодрости» (5 мин).
Инструкция: «Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Одну минуту вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Вы открываете глаза и с новыми силами принимаетесь за работу».
2) Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек, чтобы получить изменение фигуры (20 мин) (проверка развития образного мышления) :
a) В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить три палочки так, что бы получить 3 таких же квадрата
б) Переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк:
в) Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, «смотрела» в другую сторону:
г) Составит домик из 6 палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок:
д) В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника:
е) Дана фигура из 6 квадратов; надо убрать две палочки, чтобы осталось 4 квадрата:
3) «Подбери слово по смыслу» (10 мин). Проводится в группе.
Кровать – лежать,
Воробей – птица,
Малина – ягода,
Овца – стадо,
Волк – пасть,
Паровоз – вагоны,
Птица – гнездо,
Лошадь – жеребенок,
Пробка – плавать,
Нога – костыль, Стул - (сидеть).
Окунь - …
Девять - …
Буква - …
Птица - …
Лошадь - …
Человек - …
Корова - …
Камень - …
Глаза - …