Наталья Полухина
Коррекция восприятия как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Признаком несформированности познавательной активности у детей с задержкой психического развития является нарушение системных механизмов восприятия.
У дошкольников с ЗПР отмечаются следующие недостатки восприятия:
недостаточная полнота и точность восприятия связанная с нарушением внимания, механизмов произвольности;
замедленность восприятия и переработки информации для полноценного восприятия (ребенку с ЗПР требуется больше времени, чем нормальному ребенку);
Публикация «Коррекция восприятия как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
низкий уровень аналитического восприятия (ребенок не обдумывает информацию, которую воспринимает);
снижение активности восприятия, в процессе восприятия нарушена функция поиска (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно);
наиболее грубо нарушены более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов и имеющих сложный характер.
Нарушенными являются такие свойства восприятия как предметность и структурность, целостность, константность, обобщенность, осмысленность.
Предметность и структурность: дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друга. Не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.
Для развития предметности и структурности используем такие игры, как «Узнай по тени», «Зашумленные изображения», «Перечеркнутые картинки».
Целостность восприятия: испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое, в построении целостного образа.
«Что перепутал художник?»
В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т. п. ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.
«Дорисуй фигуры»
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, т. Е. они не дорисованы. Ребенка просят дорисовать их.
Константность восприятия – это относительная независимость воспринимаемых свойств объекта от изменений в условиях восприятия, благодаря константности предметы воспринимаются относительно постоянными по величине, форме, цвету и так далее. Используем дидактические игры на развитие восприятия величины, формы, цвета.
Формирование обобщенности восприятия осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным) в ходе которых дети производят категоризацию отдельных признаков изображений. Обобщенность связана с особенностями мышления.
Группировка изображений по одному отдельному признаку.
Группировка изображений по двум и более признакам.
Сравнить два изображения одного класса, найти в них сходство и различия.
Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе объектов.
Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.
Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника, она тесно связана с развитием психических познавательных процессов. Поэтому важно уделять особое внимание дидактическим играм на развитие восприятия.