Наталья Полухина
Коррекция памяти как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В мнестической сфере ребенка с ЗПР можно выделить следующие особенности: в первую очередь ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации (забывание).
Для коррекции памяти используются дидактические игры направленные на развитие образной памяти – вербальной, зрительной, а также словесно – логической, стремимся к развитию произвольной памяти.
Публикация «Коррекция памяти как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для расширения объема памяти используем такие игры, как «Каскад слов», «По порядку становись!», «Конструирование фигур», «Внимательный художник», «Снежный ком»
Игра «По порядку становись!»
Проведение игры: Предложить ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении — по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т. д.
Игра «Конструирование фигур»
Проведение игры: Ребенку предлагается рассмотреть фигуру на рисунке, а затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а при затруднении — по образцу.
Игра «Рассеянный художник» предлагается запомнить сюжетную картинку, а потом дорисовать недостающие детали на другой картинке.
При низкой прочности запоминания используются такие игры и упражнения, в основу которых положены рациональные приемы запоминания - сравнение, группировка объектов, установление аналогии, запоминание по ассоциации и др.
Здесь следует заметить, что способность запоминать в первую очередь зависит не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.
Мнемотаблицы - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания.
Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста (так как образуются дополнительные ассоциации). Суть этого метода состоит в том, что к слову или строке подбираются движения которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Сравнение - Детям необходимо было сравнить изображения, состоящие из различных геометрических элементов, найти отличия, а затем запомнить и самостоятельно воспроизвести их.
Считаем стихи. Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания –в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.
При неточности воспроизведения используем следующие игры:
«Воспроизведение рассказа»
Очень полезным для развития осознанного запоминания оказались иллюстрированные тексты, которые предлагаются детям для пересказа.
Ход: Читается небольшой текст, а дети подбирают к нему подходящие иллюстрации из тех, которые были перед ними разложены. Далее дети упражняются в пересказе текста по отобранным ими иллюстрациям.
«Я знаю пять…»
Ход: дети берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее. Повторять можно с чем угодно: пять имен девочек, пять названий городов, пять названий рек, пять домашних животных и тому подобное. Игра также развивает способности к обобщению и синтезу.
«Бусы»
Ход: предлагается внимательно послушать инструкцию и запомнить с первого раза. Н – нарисуй три бусины круглой формы, одну – квадратной, две – овальной, третью и пятую раскрась желтым карандашом.
«Коврик для куклы».
Ход: объяснить детям какой коврик нужно сделать: «Слушайте и запоминайте, в середине квадрат, сверху два круга, снизу два треугольника». Дети запоминают, проговаривают и выкладывают ковёр.
«Восстанови пропущенное слово».
Ход: ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово.
Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника, она тесно связана с развитием психических познавательных процессов. Поэтому важно уделять особое внимание дидактическим играм на развитие памяти.