Папки-передвижки

Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества

Татьяна Лукьянчук
Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Опытные педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, отмечают, что в последние годы количество детей с нарушениями поведения, эмоционально-волевой саморегуляции заметно увеличилось. Причин данного явления может быть несколько. Это и особенности семейного воспитания, и интеллектуальная перегруженность дошкольников, малоподвижный образ жизни. Нередко приходится видеть такую картину: ребенок подолгу в статичной позе сидит за компьютером или перед экраном телевизора, выполняет за столом требующие сосредоточения и усидчивости интеллектуальные задания – и времени для общения с родителями, игры, активного познания окружающего мира у него остается очень мало. Неудовлетворенная потребность детей в игре, в движении, живом эмоциональном общении способствует ранней невротизации малышей, ведет к различного рода эмоционально-волевым нарушениям (страхам, тревожности, агрессивности, которые являются основанием для проведения коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанниками.

Публикация «Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества» размещена в разделах

Наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений развития здоровых детей дошкольного возраста является игра, поскольку она удовлетворяет возрастные потребности и способствует гармоничному развитию личности ребенка. По мнению детского психотерапевта А. И. Захарова, посвятившего свою деятельность исследованию причин возникновения и лечению детских страхов и неврозов, игра позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения. При этом доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра позволяет ребенку рисковать, стремиться к победе. Через детскую подвижную игру успешно корректируются возрастные страхи, ведущие к тревожности и агрессивности, а также нарушения поведения, связанные с недостаточным развитием эмоционально-волевой саморегуляции.

Особенным терапевтическим и развивающим свойством обладает народное игровое творчество. В народной игре в образной лаконичной форме запечатлен опыт множества поколений людей, представлены практически все ситуации, в которых ребенок может оказаться в реальной жизни. Проигрывая различные ситуации, пробуя себя в разной роли, ребенок может получить этот опыт взаимодействия с миром и людьми в доступной для него форме, научиться справляться со своим страхом и желаниями, подчинять волю поставленной цели, получить заряд положительных эмоций.

Опыт использования детских подвижных игр в работе с дошкольниками показал, что народное игровое творчество может стать действенным средством профилактики и коррекции эмоционально-волевых нарушений, возникших в результате неправильного воспитания, недостаточного учета психофизиологических потребностей детей. Народная игровая терапия эффективна в ситуациях работы с детьми, подверженными страхам, у которых наблюдаются неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции, высокий уровень тревожности, низкий уровень развития произвольного внимания. С целью психологической помощи воспитанникам была разработана авторская «Программа профилактики и коррекции эмоционально-волевых особенностей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста средствами народного игрового творчества».

Цель программы: профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) Создание условий, способствующих появлению адекватных эмоциональных и поведенческих реакций;

2) Развитие эмоционально-волевой сферы;

3) Развитие социально-коммуникативных навыков;

4) Закрепление позитивной «Я-концепции» личности ребенка.

Данные задачи решаются на протяжении 25 занятий, объединенных в 5 тематических блоков – этапов достижения основной цели коррекционно-развивающей работы. Каждый блок, состоящий из пяти занятий, помимо общих задач решает пошаговые задачи достижения цели каждого этапа программы.

Коррекционно-развивающие занятия по данной программе проходят в течение учебного года 2 раза в неделю. Занятия проводятся в подгруппой форме (6-8 детей). В коррекционную группу зачисляются дети, у которых наблюдаются неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции (не связанные с органической патологией развития, агрессивность, высокий уровень тревожности, импульсивность, недисциплинированность поведения. Критериями являются высокие показатели проявления данных эмоционально-волевых особенностей, выявленные по методике «Тест тревожности» Тэммла, Дорки, Амена, таблице диагностики и критериев оценки неконструктивного поведения детей М. Э. Вайнер или другим методикам. В состав коррекционной группы входят 1-2 ребенка без особенностей поведения, которые являются фоном, примером адекватного реагирования на различные игровые ситуации. Это необходимо, так как дети с недисциплинированным поведением, повышенной тревожностью из-за небольшого жизненного опыта и уже сложившегося определенного паттерна поведения зачастую не знают, как себя вести по-другому в той или иной ситуации, как относиться к тому или иному событию своей жизни. Опыт адекватного реагирования они могут позаимствовать у своих сверстников, причем эмоциональные реакции благополучно развивающегося ребенка часто бывают заразительны.

При выборе содержания, динамики и длительности занятий учитывались возрастные особенности детей, рекомендации специалистов. В начале занятий, по рекомендации А. И. Захарова, предлагаются игры, активизирующие внутренние ресурсы ребенка, снижающие скованность и напряжение: «Пятнашки» классические и различные их модификации («Выше ноги от земли», «Колдун», «Чай-чай-выручай», «Пятнашки-зайки», «Пятнашки с домом», «Ляпка», «Заяц-месяц», «Мороз» и другие). Игра «Пятнашки» служит разминкой к последующим играм и содержит ряд простых правил, которые необходимо соблюдать.

Далее предлагаются игры, тренирующие умение владеть своим телом, эмоциями («Морская фигура», «Стой, олень», «Замри», «Тише едешь-дальше будешь», «Колечко», «Испорченный телефон» и другие).

Затем проводятся игры, активизирующие речь, мышление ребенка, тренируют коммуникативные навыки и способности к быстрому принятию решения, самостоятельным действиям («Я знаю», «Садовник», «Светофор», «Гуси-лебеди», «Краски», «Заря-зарница», «Рыбак и рыбки», «У медведя во бору» и другие»).

На заключительном этапе занятий предлагаются игры, требующие ловкости, находчивости, уверенности в себе («Водяной», «Выбивалы», «Часы пробили ровно час…», «Коршун», «Липкие пеньки», «Кот и мыши», «Два-третий лишний» и другие). Они способствуют раскрепощению ребенка, снятию мышечных зажимов, создают положительный эмоциональный настрой, с которым ребенок уходит в группу.

В структуре занятия предусмотрено чередование шумных игр высокой подвижности и более тихих игр, чтобы избежать перевозбуждения детей, двигательной расторможенности. С этой целью необходимо завершить занятие спокойной игрой, требующей умения владеть своими эмоциями, контролировать поведение. Лучше всего подходит игра-молчанка (например, «Пузырь», «Молчанка» («Первенчики-червенчики…», «Стакан воды», «Иголочка и ниточка», в нее можно играть по пути возвращения детей в группу.

Игры, которые предлагаются в программе, известны давно. Отточенные веками, отшлифованные многими поколениями людей, они в доступной и интересной для ребенка форме готовят его к жизни, оттачивая ловкость, находчивость, пробуждают желание достичь своей цели, соблюдая установленные правила. Ребенок учится владеть своим телом, управлять эмоциями, преодолевать страх, общаться.

В ходе реализации программы профилактики и коррекции эмоционально-волевых особенностей дошкольников средствами народного игрового творчества воспитанники обучаются новым, более адаптивным формам поведения, адекватному эмоциональному реагированию на различные жизненные ситуации, которые представлены в народных подвижных играх в миниатюрных формах. У детей происходит освобождение от телесных зажимов и блоков, образовавшихся в результате концентрации негативных переживаний, отреагирование отрицательных эмоций, поскольку травмирующие ситуации представлены в игровом, а значит, ослабленном виде.

Кроме этого, развиваются волевые качества, поскольку ребенок вынужден подчиняться правилам игры, дожидаться своей очереди. Он учится с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию поведения и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства. У дошкольников формируются навыки коллективной игры, которая развивает умение ребенка договариваться и сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели.

Программа профилактики и коррекции эмоционально-волевых особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами народного игрового творчества достаточно легко осуществима в условиях дошкольного учреждения, не требует материальных затрат. Атрибуты для подвижных игр (мяч, скакалка, шарф, деревянные палочки, головной и носовой платок) в детском саду практически всегда есть под рукой. Ограничением для проведения подвижных игр может служить недостаточно большое пространство кабинета психолога. В таком случае можно варьировать: использовать игры малой или средней подвижности; расставить стулья, которые в процессе игр-пятнашек необходимо огибать; проводить занятия в музыкальном или спортивном залах, в теплый период года – на улице.

Практика использования народного игрового творчества в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками показала, что заложенный в нем потенциал способен эффективно решать задачи развития личности ребенка, задачи профилактики и коррекции нежелательного поведения воспитанников.

Содержание программы

№ занятия

Тематический план занятий

Кол-во часов

Тематический блок 1.

Задачи: снятие состояния эмоционального дискомфорта;формирование социального доверия. 5

1 1. «Пятнашки»

2. «Жмурки»

3. «Съедобное-несъедобное»

4. «Снежки» 1

2 1. «Колдун»

2. «Тише едешь – дальше будешь»

3. «Запрещенные слова»

4. «Охотник и утки» («Выбивалы» 1

3 1. «Выше ноги от земли»

2. «Морская фигура»

3. «Садовник»

4. «Краски» 1

4 1. «Пятнашки-зайки»

2. «Колечко»

3. «Ловля рыб»

4. «Кот и мышь» 1

5 1. «Пятнашки с домом»

2. «Слепой кот»

3. «Я знаю…»

4. «Блуждающий мяч» 1

Тематический блок 2.

Задачи: коррекция тревожности; развитие социальных эмоций, произвольности поведения. 5

6 1. «Ляпка»

2. «Али-баба»

3. «Путаница»

4. «Прела-горела» 1

7 1. «Ловишка в кругу»

2. «Ручеек»

3. «Рыбак и рыбки»

4. «Собачка» 1

8 1. «Гуси-лебеди»

2. «Малечена-калечена»

3. «Дождик-солнышко»

4. «Горячая картошка» 1

9 1. «Липкие пеньки»

2. «Тише едешь-дальше будешь»

3. «Часы пробили ровно час»

4. «У медведя во бору» 1

10 1. «Штандер»

2. «Стой, олень»

3. «Съедобное-несъедобное»

4. «Филин и пташки» 1

Тематический блок 3.

Задачи: закрепление позитивной «Я-концепции»; развитие уверенности в себе, навыков эмоциональной саморегуляции 5

11 1. «Липучка»

2. «Фанты»(«Черный-белый не берите,

да и нет не говорите»

3. «Шлепанки»

4. «Лавочка» 1

12 1. «Угадай и догони»

2. «Сбей шапку»

3. «Кошка и мышка»

4. «Подними платок» 1

13 1. «Успей поймать»

2. «Горячо-холодно»

3. «Запрещенные слова»

4. «Гаккарис» 1

14 1. «Заяц-месяц»

2. «Светофор»

3. «Кольцо»

4. «Продаем горшки» 1

15 1. «Мороз»

2. «Это я!»

3. «Почта»

4. «Водяной» 1

Тематический блок 4.

Задачи: развитие произвольности, способностей к самостоятельной деятельности в рамках установленных игрой правил; развитие умения принимать самостоятельные решения в соответствии с игровой ситуацией 5

16 1. «Чай-чай-выручай»

2. «Морская фигура»

3. «Съедобное-несъедобное»

4. «Два-третий лишний» 1

17 1. «Платок с узелком»

2. «Слепой кот»

3. «Я знаю»

4. «Соколиный бой» 1

18 1. «Иванка»

2. «Путаница»

3. «Дотронься до…»

4. «Прела-горела» 1

19 1. «Уголки»

2. «Испорченный телефон»

3. «Садовник»

4. «Посадка картошки» 1

20 1. «Ловля хорька»

2. «Жмурки»

3. «Шлепанки»

4. «Хитрая лиса» 1

Тематический блок 5.

Задачи: закрепление коммуникативных навыков; развитие координации движений, ловкости, находчивости и быстроты реакции. 5

21 1. «Заря-зарница»

2. «Поменяйтесь местами»

3. «Учитель»

4. «Штандер» 1

22 1. «Спасение пойманных»

2. «Тише едешь – дальше будешь»»

3. «Запрещенные слова»

4. «Отдай платочек» 1

23 1. «Баба Яга»

2. «Колечко»

3. «Путаница»

4. «Дракон кусает свой хвост» 1

24 1. «Коршун»

2. «Уголки»

3. «Штандер»

4. «Клади платок» 1

25 1. «Гуси-лебеди»

2. «Жмурки»

3. «Блуждающий мяч»

4. «Пчелки и ласточка» 1

Список литературы

1. Вайнер, М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие / М. Э. Вайнер. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.

2. Детские подвижные игры народов СССР : пособие для воспитателя детского сада / сост. А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1988. – 239 с.

3. Диагностика эмоциональнально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с.

4. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб. : Союз, 2000. – 448с.

Публикации по теме:

Профилактика и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Профилактические игры и упражнения Профилактика и коррекция осанки у детей дошкольного возраста Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела.

Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста средствами элементов народного фольклора Формирование начальных ключевых компетенций детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора. Компетенция.

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» Как развивается речь детей от 2-х до 3-х лет в норме? Что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания» Сафонова Валентина Васильевна,.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества В последние годы, наряду с поиском современных моделей.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Управление образования АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Проект «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Одной из главнейших задач детского сада является формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль воспитателя В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных.

Самообразование «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества
Опубликовано: 27 мая 2019 в 20:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лукьянчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД