Татьяна Лукьянчук
Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Опытные педагоги и психологи, работающие с дошкольниками, отмечают, что в последние годы количество детей с нарушениями поведения, эмоционально-волевой саморегуляции заметно увеличилось. Причин данного явления может быть несколько. Это и особенности семейного воспитания, и интеллектуальная перегруженность дошкольников, малоподвижный образ жизни. Нередко приходится видеть такую картину: ребенок подолгу в статичной позе сидит за компьютером или перед экраном телевизора, выполняет за столом требующие сосредоточения и усидчивости интеллектуальные задания – и времени для общения с родителями, игры, активного познания окружающего мира у него остается очень мало. Неудовлетворенная потребность детей в игре, в движении, живом эмоциональном общении способствует ранней невротизации малышей, ведет к различного рода эмоционально-волевым нарушениям (страхам, тревожности, агрессивности, которые являются основанием для проведения коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с воспитанниками.
Публикация «Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества» размещена в разделах
Наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений развития здоровых детей дошкольного возраста является игра, поскольку она удовлетворяет возрастные потребности и способствует гармоничному развитию личности ребенка. По мнению детского психотерапевта А. И. Захарова, посвятившего свою деятельность исследованию причин возникновения и лечению детских страхов и неврозов, игра позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения. При этом доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра позволяет ребенку рисковать, стремиться к победе. Через детскую подвижную игру успешно корректируются возрастные страхи, ведущие к тревожности и агрессивности, а также нарушения поведения, связанные с недостаточным развитием эмоционально-волевой саморегуляции.
Особенным терапевтическим и развивающим свойством обладает народное игровое творчество. В народной игре в образной лаконичной форме запечатлен опыт множества поколений людей, представлены практически все ситуации, в которых ребенок может оказаться в реальной жизни. Проигрывая различные ситуации, пробуя себя в разной роли, ребенок может получить этот опыт взаимодействия с миром и людьми в доступной для него форме, научиться справляться со своим страхом и желаниями, подчинять волю поставленной цели, получить заряд положительных эмоций.
Опыт использования детских подвижных игр в работе с дошкольниками показал, что народное игровое творчество может стать действенным средством профилактики и коррекции эмоционально-волевых нарушений, возникших в результате неправильного воспитания, недостаточного учета психофизиологических потребностей детей. Народная игровая терапия эффективна в ситуациях работы с детьми, подверженными страхам, у которых наблюдаются неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции, высокий уровень тревожности, низкий уровень развития произвольного внимания. С целью психологической помощи воспитанникам была разработана авторская «Программа профилактики и коррекции эмоционально-волевых особенностей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста средствами народного игрового творчества».
Цель программы: профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Создание условий, способствующих появлению адекватных эмоциональных и поведенческих реакций;
2) Развитие эмоционально-волевой сферы;
3) Развитие социально-коммуникативных навыков;
4) Закрепление позитивной «Я-концепции» личности ребенка.
Данные задачи решаются на протяжении 25 занятий, объединенных в 5 тематических блоков – этапов достижения основной цели коррекционно-развивающей работы. Каждый блок, состоящий из пяти занятий, помимо общих задач решает пошаговые задачи достижения цели каждого этапа программы.
Коррекционно-развивающие занятия по данной программе проходят в течение учебного года 2 раза в неделю. Занятия проводятся в подгруппой форме (6-8 детей). В коррекционную группу зачисляются дети, у которых наблюдаются неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции (не связанные с органической патологией развития, агрессивность, высокий уровень тревожности, импульсивность, недисциплинированность поведения. Критериями являются высокие показатели проявления данных эмоционально-волевых особенностей, выявленные по методике «Тест тревожности» Тэммла, Дорки, Амена, таблице диагностики и критериев оценки неконструктивного поведения детей М. Э. Вайнер или другим методикам. В состав коррекционной группы входят 1-2 ребенка без особенностей поведения, которые являются фоном, примером адекватного реагирования на различные игровые ситуации. Это необходимо, так как дети с недисциплинированным поведением, повышенной тревожностью из-за небольшого жизненного опыта и уже сложившегося определенного паттерна поведения зачастую не знают, как себя вести по-другому в той или иной ситуации, как относиться к тому или иному событию своей жизни. Опыт адекватного реагирования они могут позаимствовать у своих сверстников, причем эмоциональные реакции благополучно развивающегося ребенка часто бывают заразительны.
При выборе содержания, динамики и длительности занятий учитывались возрастные особенности детей, рекомендации специалистов. В начале занятий, по рекомендации А. И. Захарова, предлагаются игры, активизирующие внутренние ресурсы ребенка, снижающие скованность и напряжение: «Пятнашки» классические и различные их модификации («Выше ноги от земли», «Колдун», «Чай-чай-выручай», «Пятнашки-зайки», «Пятнашки с домом», «Ляпка», «Заяц-месяц», «Мороз» и другие). Игра «Пятнашки» служит разминкой к последующим играм и содержит ряд простых правил, которые необходимо соблюдать.
Далее предлагаются игры, тренирующие умение владеть своим телом, эмоциями («Морская фигура», «Стой, олень», «Замри», «Тише едешь-дальше будешь», «Колечко», «Испорченный телефон» и другие).
Затем проводятся игры, активизирующие речь, мышление ребенка, тренируют коммуникативные навыки и способности к быстрому принятию решения, самостоятельным действиям («Я знаю», «Садовник», «Светофор», «Гуси-лебеди», «Краски», «Заря-зарница», «Рыбак и рыбки», «У медведя во бору» и другие»).
На заключительном этапе занятий предлагаются игры, требующие ловкости, находчивости, уверенности в себе («Водяной», «Выбивалы», «Часы пробили ровно час…», «Коршун», «Липкие пеньки», «Кот и мыши», «Два-третий лишний» и другие). Они способствуют раскрепощению ребенка, снятию мышечных зажимов, создают положительный эмоциональный настрой, с которым ребенок уходит в группу.
В структуре занятия предусмотрено чередование шумных игр высокой подвижности и более тихих игр, чтобы избежать перевозбуждения детей, двигательной расторможенности. С этой целью необходимо завершить занятие спокойной игрой, требующей умения владеть своими эмоциями, контролировать поведение. Лучше всего подходит игра-молчанка (например, «Пузырь», «Молчанка» («Первенчики-червенчики…», «Стакан воды», «Иголочка и ниточка», в нее можно играть по пути возвращения детей в группу.
Игры, которые предлагаются в программе, известны давно. Отточенные веками, отшлифованные многими поколениями людей, они в доступной и интересной для ребенка форме готовят его к жизни, оттачивая ловкость, находчивость, пробуждают желание достичь своей цели, соблюдая установленные правила. Ребенок учится владеть своим телом, управлять эмоциями, преодолевать страх, общаться.
В ходе реализации программы профилактики и коррекции эмоционально-волевых особенностей дошкольников средствами народного игрового творчества воспитанники обучаются новым, более адаптивным формам поведения, адекватному эмоциональному реагированию на различные жизненные ситуации, которые представлены в народных подвижных играх в миниатюрных формах. У детей происходит освобождение от телесных зажимов и блоков, образовавшихся в результате концентрации негативных переживаний, отреагирование отрицательных эмоций, поскольку травмирующие ситуации представлены в игровом, а значит, ослабленном виде.
Кроме этого, развиваются волевые качества, поскольку ребенок вынужден подчиняться правилам игры, дожидаться своей очереди. Он учится с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию поведения и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства. У дошкольников формируются навыки коллективной игры, которая развивает умение ребенка договариваться и сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели.
Программа профилактики и коррекции эмоционально-волевых особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами народного игрового творчества достаточно легко осуществима в условиях дошкольного учреждения, не требует материальных затрат. Атрибуты для подвижных игр (мяч, скакалка, шарф, деревянные палочки, головной и носовой платок) в детском саду практически всегда есть под рукой. Ограничением для проведения подвижных игр может служить недостаточно большое пространство кабинета психолога. В таком случае можно варьировать: использовать игры малой или средней подвижности; расставить стулья, которые в процессе игр-пятнашек необходимо огибать; проводить занятия в музыкальном или спортивном залах, в теплый период года – на улице.
Практика использования народного игрового творчества в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками показала, что заложенный в нем потенциал способен эффективно решать задачи развития личности ребенка, задачи профилактики и коррекции нежелательного поведения воспитанников.
Содержание программы
№ занятия
Тематический план занятий
Кол-во часов
Тематический блок 1.
Задачи: снятие состояния эмоционального дискомфорта;формирование социального доверия. 5
1 1. «Пятнашки»
2. «Жмурки»
3. «Съедобное-несъедобное»
4. «Снежки» 1
2 1. «Колдун»
2. «Тише едешь – дальше будешь»
3. «Запрещенные слова»
4. «Охотник и утки» («Выбивалы» 1
3 1. «Выше ноги от земли»
2. «Морская фигура»
3. «Садовник»
4. «Краски» 1
4 1. «Пятнашки-зайки»
2. «Колечко»
3. «Ловля рыб»
4. «Кот и мышь» 1
5 1. «Пятнашки с домом»
2. «Слепой кот»
3. «Я знаю…»
4. «Блуждающий мяч» 1
Тематический блок 2.
Задачи: коррекция тревожности; развитие социальных эмоций, произвольности поведения. 5
6 1. «Ляпка»
2. «Али-баба»
3. «Путаница»
4. «Прела-горела» 1
7 1. «Ловишка в кругу»
2. «Ручеек»
3. «Рыбак и рыбки»
4. «Собачка» 1
8 1. «Гуси-лебеди»
2. «Малечена-калечена»
3. «Дождик-солнышко»
4. «Горячая картошка» 1
9 1. «Липкие пеньки»
2. «Тише едешь-дальше будешь»
3. «Часы пробили ровно час»
4. «У медведя во бору» 1
10 1. «Штандер»
2. «Стой, олень»
3. «Съедобное-несъедобное»
4. «Филин и пташки» 1
Тематический блок 3.
Задачи: закрепление позитивной «Я-концепции»; развитие уверенности в себе, навыков эмоциональной саморегуляции 5
11 1. «Липучка»
2. «Фанты»(«Черный-белый не берите,
да и нет не говорите»
3. «Шлепанки»
4. «Лавочка» 1
12 1. «Угадай и догони»
2. «Сбей шапку»
3. «Кошка и мышка»
4. «Подними платок» 1
13 1. «Успей поймать»
2. «Горячо-холодно»
3. «Запрещенные слова»
4. «Гаккарис» 1
14 1. «Заяц-месяц»
2. «Светофор»
3. «Кольцо»
4. «Продаем горшки» 1
15 1. «Мороз»
2. «Это я!»
3. «Почта»
4. «Водяной» 1
Тематический блок 4.
Задачи: развитие произвольности, способностей к самостоятельной деятельности в рамках установленных игрой правил; развитие умения принимать самостоятельные решения в соответствии с игровой ситуацией 5
16 1. «Чай-чай-выручай»
2. «Морская фигура»
3. «Съедобное-несъедобное»
4. «Два-третий лишний» 1
17 1. «Платок с узелком»
2. «Слепой кот»
3. «Я знаю»
4. «Соколиный бой» 1
18 1. «Иванка»
2. «Путаница»
3. «Дотронься до…»
4. «Прела-горела» 1
19 1. «Уголки»
2. «Испорченный телефон»
3. «Садовник»
4. «Посадка картошки» 1
20 1. «Ловля хорька»
2. «Жмурки»
3. «Шлепанки»
4. «Хитрая лиса» 1
Тематический блок 5.
Задачи: закрепление коммуникативных навыков; развитие координации движений, ловкости, находчивости и быстроты реакции. 5
21 1. «Заря-зарница»
2. «Поменяйтесь местами»
3. «Учитель»
4. «Штандер» 1
22 1. «Спасение пойманных»
2. «Тише едешь – дальше будешь»»
3. «Запрещенные слова»
4. «Отдай платочек» 1
23 1. «Баба Яга»
2. «Колечко»
3. «Путаница»
4. «Дракон кусает свой хвост» 1
24 1. «Коршун»
2. «Уголки»
3. «Штандер»
4. «Клади платок» 1
25 1. «Гуси-лебеди»
2. «Жмурки»
3. «Блуждающий мяч»
4. «Пчелки и ласточка» 1
Список литературы
1. Вайнер, М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие / М. Э. Вайнер. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 96 с.
2. Детские подвижные игры народов СССР : пособие для воспитателя детского сада / сост. А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1988. – 239 с.
3. Диагностика эмоциональнально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 202 с.
4. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб. : Союз, 2000. – 448с.