Шмырёва Елена
Детская тревожность — актуальность проблемы, психологическая коррекция
▼ Скачать + Заказать документы
Детская тревожность - актуальность проблемы.
Психологическая коррекция тревожности.
Тревожность. Данная индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина:
Публикация «Детская тревожность — актуальность проблемы, психологическая коррекция» размещена в разделах
«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».
В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».
Тревога состоит из множества эмоций, одной из которых является страх. В «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и т. д.
Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте. Однако каждому возрасту присущи так называемые «возрастные страхи». Первые проявления страха наблюдаются у детей в младенческом возрасте. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет – страх смерти своих родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие психологи в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.
Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон ребенка - положительный или отрицательный.
Так, если ребенок почти не улыбается, у него наблюдается плохое настроение или отмечается постоянное беспокойство, раздражительность, трудности концентрации внимания на чем-либо. Если выявляются мышечное напряжение, нарушения сна и т. п., то эмоциональный фон ребенка отрицательный. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности.
Состояние психологического дискомфорта у детей до 3 лет несложно заметить: у ребенка повышена общая и вегетативная возбудимость, нарушен сон, аппетит, возможны желудочно-кишечные расстройства. Такой соматовегетативный уровень реагирования – ведущий на раннем возрастном этапе.
Если по каким-то причинам ребенку-дошкольнику «плохо» (депривация потребности общения в семье или со сверстниками, то у него могут развиться психомоторное возбуждение, возникнуть тики, заикание или же подавленное заторможенное состояние.
Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора в этом возрасте, здесь включается динамический, двигательный тип реагирования.
Эмоционально-сенсорный тип реагирования складывается у ребенка к 7 годам и будет проявляться в страхах, высоком уровне тревожности. Если же реагирование уходит в область переживаний, то возникают неврозы и невротические реакции. У ребенка, не позволяющего себе эмоционального реагирования с поведенческим компонентом, как правило, формируются дискинезии, энурезы, сердечные аритмии т. д.
Факторы, влияющие на возникновение повышенного уровня тревожности, - тип темперамента и социальные факторы.
В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания, растет сеть «альтернативных» дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень, на второй план становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности.
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей - дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии, у многих детей занижена самооценка, повышен уровень тревожности.
Тревожность, как индивидуальная психологическая особенность ребенка, проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Однако, по мнению А. И. Захарова, видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов, у старших дошкольников и младших школьников тревожность не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.
Актуальность данной проблемы заключается в своевременном выявлении «тревожных» детей, в оказании им психологической помощи. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка, ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
О программе психологической коррекции тревожности.
Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.
Предметом исследования является выявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Цель: путём психолого-педагогического воздействия преодолеть у детей тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями, сформировать психологические защиты от невротизирующих факторов.
Задачи:
1. Выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям.
2. Укрепить его самооценку и уверенность в себе.
3. Обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению.
4. Научить слушать себя и других, управлять своим поведением.
5. Развивать произвольность и самостоятельность.
6. Обучить ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Гипотезой данного исследования является то, что тревожность является результатом нарушения детско-родительских отношений, что ведет к появлению внутреннего конфликта у ребенка.
Внутренний конфликт ребенка может быть вызван:
1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить его в зависимое положение.
2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями к ребенку.
3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители.
Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:
• постоянной подавленностью,
• насторожённостью,
• сложностью в установлении контактов,
• враждебным восприятием мира,
• мрачным взглядом на окружающее,
• заниженной самооценкой.
Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:
• наследственных особенностей нервной системы и характера,
• родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте,
• болезней, перенесённых матерью во время беременности,
• поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов,
• внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).
Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.
Факторы, повышающие вероятность развития тревожности у детей:
• критика и упрёки,
• сравнение с другими детьми,
• отсутствие поддержки,
• нестабильность в повседневной жизни,
• непонимание происходящих событий,
• низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша,
• совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции,
• недостаток любви и внимания.
Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:
• Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.
• Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.
• Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр., приводящие к разного рода заболеваниям.
Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми.
• Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.
• Насмешки сверстников. Малыши чувствуют себя униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.
• Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.
• Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
• Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.
• Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.
• Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать.
Повышенная тревожность у детей может проявляться следующим образом:
1. В поведенческих реакциях:
• ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы, грызть ногти и карандаши, сосать пальцы;
• излишняя скованность и напряжённость;
• повышенная суетливость, жестикуляция;
• ребёнок может что-то постоянно ронять и терять;
• малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать;
• плаксивость.
2. В физиологических реакциях и симптомах:
• покраснение или, наоборот, побледнение лица;
• излишняя потливость;
• дрожание рук;
• вздрагивание при неожиданных звуках;
• учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию;
• нарушения сна;
• проблемы с аппетитом.
3. В переживаниях и чувствах:
• боязнь неудачи;
• тягость ожидания;
• желание удалиться;
• чувство незащищённости;
• ощущение неполноценности;
• чувство стыда или вины.
Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое.
Планируемые результаты работы после проведённых коррекционных занятий:
• развитие у детей позитивного самовосприятия;
• повышение уверенности в себе и в своих силах;
• развитие доверия к другим;
• снижение количества страхов;
• снятие телесного напряжения;
• развитие умения выражать свои эмоции;
• развитие навыков коллективной работы;
• развитие навыков самоконтроля.