Galina Markova
Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция нарушений развития и социальная
Маркова Галина Михайловна,
МБДОУ ЦРР - детский сад № «Чуораанчык»,
муниципального района «Таттинский улус»
Республики Саха (Якутия,
С. Ытык-Кюель,
учитель–дефектолог.
Публикация «Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В современном развивающемся обществе, где происходят изменения во всех сферах жизни актуальным встаёт вопрос о подготовке к самостоятельной жизни, социальной адаптации детей с особыми потребностями. Педагогика реагирует на развитие общества, на его запросы. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно – развивающего обучения детей с ограниченными возможностями.
К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики относится изучение инновационных направлений, создание оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании и обучении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его социальной адаптации.
В своей работе осваиваю технологию Стребелевой Е. А., Екжановой Е. А., Глена Домана.
В нашем детском саду 8 детей – инвалидов и 9 детей с ОВЗ.
Провожу специальные подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей. В основном работаю индивидуально, потому что наш садик посещают дети с разными диагнозами.
Инклюзивное образование и работа педагога-дефектолога в ДОУ сравнительно новая деятельность в практике дошкольных учреждений. Поэтому во время работы встретила такие трудности, как острая нехватка развивающих, обучающих и раздаточных материалов для детей с ОВЗ.
Для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ, по своему усмотрению изменила некоторые пособия, например развивающее пособие немецкого производителя SPECTRA «Палитра».
Я хотела бы Вас познакомить с этим пособием, которое я периодически использую в своей работе и поделиться опытом применения. Для проведения занятий по коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей, я изменила задания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Разработала новые карточки с заданиями: на развитие памяти, логического мышления, внимания. Карточки классифицированы по тематическим разделам н-р: овощи, фрукты, одежда, геометрические фигуры, цифры, величина, антонимы и. т. д.
Также успешно использую технологию физиотерапевта Глена Домана. Распечатала картинки размером с А4, для детей со слабым зрением.
Несмотря на то, что эта технология спорна в оценке, я хочу отметить положительные стороны применения карточек Домана:
1. Универсальны. Можно применить всем детям, в том числе детям с ОВЗ ;
2. Привлекает интерес детей, благодаря цветной яркой иллюстрации;
3. Реалистичные картинки, благодаря этому ребенок с ОВЗ не будет путаться в реальном мире, он с уверенностью может знать тот предмет, который уже проходил по методике Домана.
4. Подходит детям с 6 месяцев до 7 лет;
5. Можно создать самостоятельно, не покупая в магазинах;
6. Формируется зрительная память;
7. Существенно расширяется словарный запас и обогащается багаж знаний.
8. Развивается память;
Данными карточками, сделанными по Доману, пользуюсь на каждом занятии. Все картинки, задания каждый раз обновляются.
Для снятия эмоционального и физического напряжения детей, развития восприятия сшила тактильные рукавички. Их можно применять как раздражителями вовне, так и внутри. Раздражители: мех, кожа, пайетки, фетр, фоамиран, материалы с разной структурой- гладкие, шероховатые, холодные, грубые, мягкие по разному воздействуют на рецепторы восприятия. Дети могут гладить себя, друг друга, и получать разные ощущения. Также могут надеть рукавички раздражителями вовнутрь, пощупать предметы, угадывать их.
Результатами работы являются:
- создание образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей воспитанников с задержкой психического развития, умственной отсталости и развития компетенции, необходимой для жизни ребенка.
- благоприятная адаптация детей к условиям детского сада и к сверстникам.
- расширение возможностей детей с ЗПР в общении с детьми и со взрослыми в детском саду.
- повышение самостоятельности детей на занятиях, инициативность, формируется чувство доверия к окружающим.
- позитивные сдвиги в развитии психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики.
- развитие мотивации к учению и познавательных интересов.
- Формирование учебных умений (усидчивость, исполнительность, работоспособность).
В своей работе я делаю большой акцент на наглядный материал и практическую деятельность в варианте зарисовок так как дети дошкольного возраста не владеют навыками письма и чтения.
Например: при изучении с детьми темы «Времена года» детям предлагается в напечатанном варианте наклеить в тетрадь общую тему и затем подтемы, которые будут изучаться на протяжении нескольких занятий (Времена года, осень, зима, весна, лето). А признаки каждого времени года обговариваются с детьми после прослушанного материала и предлагается зарисовать их в тетради. И уже на следующих занятиях детям очень просто вспомнить тему, очерёдность времён года и признаки по своим тетрадям. Так как дошкольники практически не владеют навыками письма и чтения.
Опыт показывает, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Но создание единого пространства развития ребенка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. К сожалению, в практике работы многих ДОУ с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, характеризующееся четкими
границами и формальностью общения. Оно затрудняет развитие отношений с семьей, а значит и развитие ребенка. Поддерживающее и развивающее взаимодействия наблюдаются крайне редко. В чем состоит их смысл? Поддерживающее взаимодействие (или поддержка) — это взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Развивающее, продуктивное взаимодействие с воспитателями (и другими специалистами детского сада) призвано помогать родителям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.
Поэтому, на наш взгляд, важнейшим условием успешного развития детей является взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между ними. Но как нелегко порой объяснить нашим родителям, что ребенка надо не только накормить и одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками общего воспитательного процесса?
Опыт работы педагогов нашей группы по формированию нового типа взаимодействия педагогов и семьи помог установлению более тесных, доверительных и творческих отношений с родителями, включению родителей в образовательный процесс, как полноправных партнеров.
Для нас основной целью построения развивающего взаимодействия педагогов с семьёй является достижение оптимальных результатов воспитательно-образовательной работы группы, всестороннее развитие и социализация ребенка за счёт расширения поля педагогического воздействия.
Строительство развивающего взаимодействия мы осуществляем по следующим направлениям:
Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего интеллектуальную недостаточность. Для того чтобы работа с родителями осуществлялось конструктивно, необходимо привлекать их к активному участию в педагогическом процессе. Поэтому, моя задача, как учителя - дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.
Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, способствует совместная работа с родителями. В рамках Недели игры родители приняли участие в мастер-классе по создании с детьми развивающего альбома на тему которую проходили в детском саду изготовленный из плотной заламинированной бумаги в формате А4 с липучками, наполнение альбома может быть с разными заданиями с учетом пожеланиями ребенка, количество страниц зависит от прохождения обучающих тем по перспективному плану дефектолога и возраста ребенка материалы накапливаются с младшего возраста до окончания детского учреждения., а также в обучающем тренинге «Значение развивающих игр для детей с ОВЗ». Взаимодействие с родителями проходит систематически. Мы стараемся заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации «Домашняя игротека», «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание»; игровые тренинги, на которых познакомили родителей с развивающими пособиями, приглашали родителей на открытые мероприятия, провели мастер-класс на тему «Интеллектуальные игры дошкольников».
Таким образом хочу передать педагогам и родителям для всестороннего развития детей с ОВЗ можно адаптировать методики под возможностями ребенка и тогда дети начнут с азартом и большим желанием стремится в мир познаний. Игровая методика отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым. Предлагаем педагогам дошкольных учреждений использовать игровую технологию в работе с детьми во всех видах деятельности, также с детьми ОВЗ и в кружковой работе.