Получи документы

Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики

Кира Кривошеева
Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики
▼ Скачать + Заказать документы

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных). Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма является ритмика.

Публикация «Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики» размещена в разделах

Если у ребёнка имеются отклонения в психофизиологической сфере, то ритмика используется в коррекционных целях. В частности, уже доказана эффективность применения ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологии, нарушения слуха. (Волкова Г. А, Румянцева С. Ю. Власова).

Мухина А. Я. предлагает новое направление использования ритмики – речедвигательную ритмику (далее РДР) с детьми, имеющими нарушения развития. Данная методика предполагает вызывание звука раньше, чем логопедические приёмы и используется в работе с детьми разных возрастных категорий, начиная с младенчества. Все движения обусловлены сложным психофизическим состоянием в данный момент, когда импульсы из различных частей тела поступают в кору головного мозга и кинестетически отражаются на речевом аппарате человека. Это актуально для детей развивающихся в норме, а особенно с патологией развития речи, движения и интелекта.

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют тонкая и грубая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Речедвигательная ритмика формируется у детей через систему упражнений и способна через кинестетические ощущения фиксировать образец произношения, посредством уточнения произносительной дифференциации звуков.

Дети с двигательными нарушениями особенно нуждаются в ранней коррекционной работе, т. к. младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным в плане развития ребенка.

Мы считаем, что занятия с использованием речедвигательной ритмики являются эффективным методом в системе коррекционно-развивающей работы и способствуют гармоническому развитию детей, имеющих неврологические нарушения (совокупность двигательных, речевых и познавательных нарушений).

Анализ литературы показал, что авторы недостаточно изучили вопрос использования данной технологии в работе с детьми, имеющими ярко выраженный двигательный дефект.

Целью данной работы является разработка методики использования речедвигательной ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения.

Специфическими задачами речедвигательной ритмики являются следующие :

• Преодоление дизартрии и воспитание правильной речи (темп, ритм дыхания и речи, оральный праксис, просодика, фонематический слух и др.)

• Вызывание звуков;

• Укрепление костно-мышечного аппарата;

• Формирование пространственно-временных представлений и развитие способности произвольно передвигаться в пространстве;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие темпоритмической переключаемости и координации движений

Реализация данных задач происходит в процессе использования следующих средств :

• упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнений, активизирующих внимание;

• упражнений, регулирующих мышечный тонус;

ритмических упражнений

Речедвигательная ритмика применяется на каждом занятии учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Работа над звуками начинается на групповых и подгрупповых занятиях, параллельно ведется и уточняется на индивидуальных. Нужно отметить следующие специфические особенности применения данной методики:

• начиная с трёх лет РДР проводится в положении стоя;

• упражнения РДР чередуются с обычными приёмами коррекционной работы;

• периодичность вкрапления РДР в занятие - каждые 5 минут;

РДР может использоваться как физкультминутка или как игровой приём, а некоторые упражнения как массаж языка. Речедвигательная ритмика применяется на каждом занятии учителя – логопеда, учителя – дефектолога. Работа над звуками начинается на групповых и подгрупповых занятиях, параллельно ведётся и уточняется на индивидуальных.

Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением, что способствует приближению его к нормальной артикуляции. Эти упражнения оказывают положительное влияние на выработку правильного диафрагмально-грудного дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Всё это помогает развитию речедвигательного анализатора, от которого в значительной степени зависит формирование фонематического слуха.

Воспроизведение и произнесение «цепочки» звуков гласного ряда переходит в фонетическую зарядку. Только на гласных звуках можно параллельно проводить работу над речевым дыханием, тренировкой тембра голоса (высота, протяжённость; громкость, а также приучаем ребёнка фиксировать взгляд на лице взрослого.

Таким образом, направленность данной методики связана с формированием скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного и зрительного, обеспечивающих основу формирования коммуникативной функции речи. А так же оказывает положительное влияние на двигательные свойства речевых органов.

Специальные методы и приё мы проведения РДР с детьми ДЦП:

1. Детей с лёгкой и средней степенью выраженности двигательного дефекта (спастическая диплегия, гемипаретическая форма, атонически-астатическая формы) фиксируют на стуле с высокой спинкой (спинка кровати, ноги ребенка находятся между коленями педагога, их обязательно тоже зафиксировать, чтобы был упор.

2. При пониженном мышечном тонусе - сильнее сжимать ребенку колени и при резком разжимании – у ребенка повышается тонус артикуляционного аппарата и тогда произносятся (вызываются) звуки И, У.

3. Использование движений РДР и картинок – «символов» звуков в фонетическом анализе слов помогает лучше дифференцировать звуки.

4. Учитывая ортопедический режим дошкольников с ЦП, происходит видоизменение движения включающего в себя прыжки – перевод действия в сохранный орган (например – верхние конечности)

5. При недостаточной амплитуде движений верхней конечности допускается неполное её разгибание и движение выполняется совместно со взрослым до вызывания звука.

РДР использовалась в работе с детьми 3-4 лет в количестве 7 человек

В начале учебного года проводилась первичная диагностика. Из результатов диагностики в данной работе были определены те направления, которые можно корригировать средствами речедвигательной ритмики :

- состояние артикуляционного аппарата,

- состояние дыхания,

- просодическая сторона речи (темп, ритм,

- фонематический слух,

- звукопроизношение,

- развитие слухового внимания и памяти,

- формирование пространственных представлений.

Исходя из результатов итоговой диагностики, наиболее значительные результаты отмечаются по следующим направлениям – артикуляционная моторика, дыхание, просодическая сторона речи, фонематический слух и звукопроизношение.

В своей работе мы адаптировали методику использования речедвигательной ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения.

По результатам обследования определена высокая эффективность данной методики и оптимальность выбранного возраста детей для коррекционного обучения.

Для качественной реализации поставленных задач были подобраны специальные методы и приёмы проведения РДР с детьми младшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями, которые имеют широкий спектр воздействия на нарушенные функции.

Были установлены особенности организации и проведения занятий с использованием упражнений РДР в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими двигательные нарушения.

Организация поэтапного коррекционно-педагогического воздействия средствами РДР позволяет значительно компенсировать двигательные, психические и речевые функции, а в некоторых случаях и устранить их.

Публикации по теме:

Бытовая сказка как метод коррекции эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией. Метод сказкотерапии.

Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией Ничпальская О. Ю. Использование элементов речедвигательной ритмики в активизации речи у детей с алалией В статье представлен опыт по работы.

Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Маркова Галина Михайловна, МБДОУ ЦРР - детский сад № «Чуораанчык», муниципального.

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики В последнее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного.

Мастер-класс для родителей воспитанников с детским церебральным параличом «Песочные чудеса» Цель мастер-класса: создать условия для повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в развитии.

Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества .

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей раннего возраста с церебральным параличем Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные оттенки эмоциональных.

Рекомендации для родителей «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом по ФГОС» В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование.

Упражнения на мяче для детей с детским церебральным параличом 1. И. П. стоя на коленях на полу перед мячом, с опорой рук на мяч. Поочередно, поднимаясь на каждую ногу, встать на обе ноги, прокатиться.

Вестибулярная тренировка в лечении больных детским церебральным параличом Упражнения для тренировки равновесия. 1. Сесть на стул, ноги фиксировать мешочками с песком. Ноги слегка разведены. Ребенок наклоняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики
Опубликовано: 9 октября 2019 в 14:07
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики» (включая файлы) размещена пользователем Кира Кривошеева (УИ 87753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД