Кира Кривошеева
Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных). Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма является ритмика.
Публикация «Коррекция нарушений психофизического развития у детей с церебральным параличом средствами речедвигательной ритмики» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Если у ребёнка имеются отклонения в психофизиологической сфере, то ритмика используется в коррекционных целях. В частности, уже доказана эффективность применения ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологии, нарушения слуха. (Волкова Г. А, Румянцева С. Ю. Власова).
Мухина А. Я. предлагает новое направление использования ритмики – речедвигательную ритмику (далее РДР) с детьми, имеющими нарушения развития. Данная методика предполагает вызывание звука раньше, чем логопедические приёмы и используется в работе с детьми разных возрастных категорий, начиная с младенчества. Все движения обусловлены сложным психофизическим состоянием в данный момент, когда импульсы из различных частей тела поступают в кору головного мозга и кинестетически отражаются на речевом аппарате человека. Это актуально для детей развивающихся в норме, а особенно с патологией развития речи, движения и интелекта.
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют тонкая и грубая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Речедвигательная ритмика формируется у детей через систему упражнений и способна через кинестетические ощущения фиксировать образец произношения, посредством уточнения произносительной дифференциации звуков.
Дети с двигательными нарушениями особенно нуждаются в ранней коррекционной работе, т. к. младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным в плане развития ребенка.
Мы считаем, что занятия с использованием речедвигательной ритмики являются эффективным методом в системе коррекционно-развивающей работы и способствуют гармоническому развитию детей, имеющих неврологические нарушения (совокупность двигательных, речевых и познавательных нарушений).
Анализ литературы показал, что авторы недостаточно изучили вопрос использования данной технологии в работе с детьми, имеющими ярко выраженный двигательный дефект.
Целью данной работы является разработка методики использования речедвигательной ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения.
Специфическими задачами речедвигательной ритмики являются следующие :
• Преодоление дизартрии и воспитание правильной речи (темп, ритм дыхания и речи, оральный праксис, просодика, фонематический слух и др.)
• Вызывание звуков;
• Укрепление костно-мышечного аппарата;
• Формирование пространственно-временных представлений и развитие способности произвольно передвигаться в пространстве;
• Развитие слухового внимания и памяти;
• Развитие темпоритмической переключаемости и координации движений
Реализация данных задач происходит в процессе использования следующих средств :
• упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнений, активизирующих внимание;
• упражнений, регулирующих мышечный тонус;
• ритмических упражнений
Речедвигательная ритмика применяется на каждом занятии учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Работа над звуками начинается на групповых и подгрупповых занятиях, параллельно ведется и уточняется на индивидуальных. Нужно отметить следующие специфические особенности применения данной методики:
• начиная с трёх лет РДР проводится в положении стоя;
• упражнения РДР чередуются с обычными приёмами коррекционной работы;
• периодичность вкрапления РДР в занятие - каждые 5 минут;
РДР может использоваться как физкультминутка или как игровой приём, а некоторые упражнения как массаж языка. Речедвигательная ритмика применяется на каждом занятии учителя – логопеда, учителя – дефектолога. Работа над звуками начинается на групповых и подгрупповых занятиях, параллельно ведётся и уточняется на индивидуальных.
Работа начинается с произнесения на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением, что способствует приближению его к нормальной артикуляции. Эти упражнения оказывают положительное влияние на выработку правильного диафрагмально-грудного дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Всё это помогает развитию речедвигательного анализатора, от которого в значительной степени зависит формирование фонематического слуха.
Воспроизведение и произнесение «цепочки» звуков гласного ряда переходит в фонетическую зарядку. Только на гласных звуках можно параллельно проводить работу над речевым дыханием, тренировкой тембра голоса (высота, протяжённость; громкость, а также приучаем ребёнка фиксировать взгляд на лице взрослого.
Таким образом, направленность данной методики связана с формированием скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного и зрительного, обеспечивающих основу формирования коммуникативной функции речи. А так же оказывает положительное влияние на двигательные свойства речевых органов.
Специальные методы и приё мы проведения РДР с детьми ДЦП:
1. Детей с лёгкой и средней степенью выраженности двигательного дефекта (спастическая диплегия, гемипаретическая форма, атонически-астатическая формы) фиксируют на стуле с высокой спинкой (спинка кровати, ноги ребенка находятся между коленями педагога, их обязательно тоже зафиксировать, чтобы был упор.
2. При пониженном мышечном тонусе - сильнее сжимать ребенку колени и при резком разжимании – у ребенка повышается тонус артикуляционного аппарата и тогда произносятся (вызываются) звуки И, У.
3. Использование движений РДР и картинок – «символов» звуков в фонетическом анализе слов помогает лучше дифференцировать звуки.
4. Учитывая ортопедический режим дошкольников с ЦП, происходит видоизменение движения включающего в себя прыжки – перевод действия в сохранный орган (например – верхние конечности)
5. При недостаточной амплитуде движений верхней конечности допускается неполное её разгибание и движение выполняется совместно со взрослым до вызывания звука.
РДР использовалась в работе с детьми 3-4 лет в количестве 7 человек
В начале учебного года проводилась первичная диагностика. Из результатов диагностики в данной работе были определены те направления, которые можно корригировать средствами речедвигательной ритмики :
- состояние артикуляционного аппарата,
- состояние дыхания,
- просодическая сторона речи (темп, ритм,
- фонематический слух,
- звукопроизношение,
- развитие слухового внимания и памяти,
- формирование пространственных представлений.
Исходя из результатов итоговой диагностики, наиболее значительные результаты отмечаются по следующим направлениям – артикуляционная моторика, дыхание, просодическая сторона речи, фонематический слух и звукопроизношение.
В своей работе мы адаптировали методику использования речедвигательной ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими двигательные нарушения.
По результатам обследования определена высокая эффективность данной методики и оптимальность выбранного возраста детей для коррекционного обучения.
Для качественной реализации поставленных задач были подобраны специальные методы и приёмы проведения РДР с детьми младшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями, которые имеют широкий спектр воздействия на нарушенные функции.
Были установлены особенности организации и проведения занятий с использованием упражнений РДР в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими двигательные нарушения.
Организация поэтапного коррекционно-педагогического воздействия средствами РДР позволяет значительно компенсировать двигательные, психические и речевые функции, а в некоторых случаях и устранить их.